Пабло Неруда

Пабло Неруда — биография


Пабло Неруда — чилийский поэт, дипломат, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1971). Один из самых влиятельных поэтов Латинской Америки XX века.

Ранние годы

Пабло Неруда, настоящее имя которого — Рикардо Элиэсер Нефтали Рейес Басоальто, появился на свет 12 июля 1904 года в городке Парраль в центральной части Чили. Его происхождение не предвещало будущей литературной славы: отец, Хосе дель Кармен Рейес Моралес, трудился железнодорожным рабочим, а мать, Роза Нефтали Басоальто Опасо, была школьной учительницей. Её ранняя смерть от туберкулёза вскоре после рождения сына оказала сильное влияние на эмоциональное становление будущего поэта. После трагедии отец повторно женился на Тринидад Кандиа, с которой переехал в Темуко — южный город, где прошло детство Неруды.

Пабло Неруда
Пабло Неруда в молодости

Именно в Темуко, среди суровой природы южной Чили, пробудился поэтический дар Рикардо. Он начал писать стихи в возрасте десяти лет, а в двенадцать познакомился с Габриэлой Мистраль — известной поэтессой и будущей нобелевской лауреаткой. Она не только оказала влияние на его литературный вкус, но и вдохновила юного автора на первые публикации. В 1920 году, в возрасте шестнадцати лет, он начал подписываться как Пабло Неруда — в честь чешского писателя Яна Неруды. Псевдоним был выбран из желания избежать конфликта с отцом, категорически не принимавшим занятия сына литературой, и впоследствии стал официальным именем поэта.

Формирование поэтического стиля

В 1921 году Неруда переехал в столицу страны, где поступил в педагогический институт Сантьяго, выбрав факультет французского языка. Однако его интерес к поэзии быстро превзошёл академические амбиции. В том же году он получает первую литературную премию за стихотворение «Праздничная песня», опубликованное в студенческой газете. Награда от Федерации чилийских студентов стала важным стимулом для развития молодого таланта.

В 1923 году Неруда самостоятельно публикует дебютный сборник «Собрание закатов» (Crepusculario), финансируя издание из собственных средств. Несмотря на скромные тиражи, книга вызвала интерес среди читателей. Уже в следующем году он выпускает один из самых знаковых своих сборников — «Двадцать стихотворений о любви и одна песнь отчаяния» (Veinte poemas de amor y una canción desesperada). Его искренность, чувственность и новаторская образность сделали эту книгу одной из самых популярных в истории латиноамериканской поэзии — тиражи продолжали расти на протяжении всего XX века.

Пабло Неруда

Поэт продолжал экспериментировать со стилем и темами. В 1926 году он публикует сборник «Попытка бесконечного человека» (Tentativa del hombre infinito), в котором заметен отход от модернистской эстетики к авангардистскому поиску формы и содержания. В том же году выходит и другая экспериментальная работа — сборник прозоподобных стихов «Кольца» (Anillos), созданный в соавторстве с Томасом Лаго, а также короткий роман «Обитатель и его надежда» (El habitante y su esperanza), выполненный в духе литературных экспериментов того времени.

На этом этапе Неруда не только оформляется как самостоятельный поэт, но и становится одним из представителей интеллектуального авангарда Чили, задавших тон новой литературе региона.

Дипломатическая служба

В 1927 году Пабло Неруда вступил на дипломатическую службу по назначению чилийского правительства, начав с поста консула в Бирме (ныне Мьянма). По пути он ненадолго задержался в Париже, впервые соприкоснувшись с европейской интеллектуальной средой. Его дипломатическая карьера в 1927–1932 годах охватывала ряд колониальных территорий Юго-Восточной Азии — Цейлон, Сингапур, Голландская Ост-Индия (совр. Индонезия). Эти годы, наполненные одиночеством и культурной изоляцией, поэт впоследствии охарактеризовал как период «лучезарного одиночества». Именно тогда он начал писать тексты, вошедшие в книгу Местожительство — Земля (Residencia en la Tierra), где его поэтика всё больше склонялась к символизму и экзистенциальной лирике, передающей отчуждение и внутреннюю тревогу.

Пабло Неруда
Пабло Неруда

В Батавии (ныне Джакарта) Неруда познакомился с Марикой Антониетой Хагенаар Фогельзанг — голландкой с острова Бали, ставшей его первой женой. Этот союз, несмотря на экзотический контекст, оказался недолговечным.

Гражданская война в Испании

Вернувшись в Чили в 1932 году, Неруда опубликовал ряд ранних произведений, в том числе Восторженного пращника, написанного ещё в середине 1920-х годов, и первый том Местожительства — Земля, заложившего основу его поэтического авторитета.

В 1933 году он вновь выезжает за границу — теперь в качестве консула в Буэнос-Айресе, где сближается с Федерико Гарсиа Лоркой. В 1934 году следует новое назначение: Барселона, а затем Мадрид. Там Неруда активно участвует в литературной жизни, становится членом круга испанских поэтов «Поколения 1927 года» и издаёт журнал Зелёный конь поэзии (Caballo Verde para la poesía), отстаивая ценности поэзии как духовного и общественного действия.

С началом Гражданской войны в Испании в июле 1936 года поэт занимает твёрдую позицию в поддержку республиканцев. Убийство Лорки и трагедия разорённой Испании вдохновили его на создание одного из самых известных политических сборников — Испания в сердце (España en el corazón), напечатанного в самом эпицентре боевых действий — в осаждённом Мадриде.

Неруда, не обладая официальными полномочиями, заявил о поддержке республиканцев от имени Чили, за что был немедленно отозван. Однако уже в 1938 году он получил краткосрочную миссию в Париже, где вместе с Хуаном Негрином, бывшим премьер-министром Испании, занимался организацией эмиграции республиканских беженцев в Чили, находившееся тогда под управлением прогрессивной коалиции. Это усилило репутацию Неруды как поэта-гуманиста и политического деятеля.

Пабло Неруда

С 1939 года Неруда служил в Мексике сначала как секретарь посольства, затем как генеральный консул (1941–1944). В эти годы он активно откликался на события Второй мировой войны, особенно — на битву за Сталинград, посвятив советским воинам цикл патриотических стихов Три песни любви Сталинграду. Тогда же начинается его работа над монументальной поэмой Всеобщая песнь (Canto General), задуманной как латиноамериканская хроника и гимн угнетённым.

В 1943 году он возвращается в Чили, уже как признанный поэт и дипломат, включается в политическую жизнь страны. В том же году женится на Делии дель Карриль, художнице и интеллектуалке, с которой познакомился в Испании. По пути на родину он совершает поездку в Перу и посещает Мачу-Пикчу — это путешествие оставило глубокий след в его поэзии: цикл Вершины Мачу-Пикчу стал одной из кульминаций Всеобщей песни.

4 марта 1945 года Пабло Неруда был избран сенатором от северных регионов Антофагаста и Тарапака. Его политическая ориентация становится определённой: 15 июля того же года он вступает в Коммунистическую партию Чили, оставаясь её членом до конца жизни. Вскоре он был удостоен Национальной премии по литературе — официального признания своего вклада в чилийскую культуру.

Пабло Неруда
Пабло Неруда

В 1946 году он возглавил предвыборную кампанию «Демократического альянса» — блока коммунистов и радикалов, поддержавших кандидатуру Габриэля Гонсалеса Виделы. Однако уже через год новый президент начал репрессии против коммунистов, разорвав союз. На одном из заседаний Сената 6 января 1948 года Неруда открыто обвинил Виделу в подчинённости США. В результате его лишили депутатского мандата, а сам поэт оказался вне закона и был вынужден скрываться.

Изгнание

После вынужденного ухода в подполье в 1948 году, Пабло Неруда в начале 1949 года тайно покинул Чили, перебравшись через Анды в Аргентину, а затем — в Европу. Он обосновался в Париже, откуда начал новый этап своей жизни — как поэта в изгнании и международного общественного деятеля. Его голос стал заметным на Всемирных конгрессах сторонников мира, он вошёл в состав международного комитета по присуждению Сталинской премии мира и активно выступал на международной арене. В этот период Неруда посещал СССР, Польшу, Венгрию, Индию и Китай, становясь символом антимилитаристского и антиимпериалистического культурного сопротивления. В 1950 году он был удостоен Международной премии мира.

Главным литературным достижением периода изгнания стала Всеобщая песнь (Canto General) — монументальная поэма, состоящая из 231 стихотворения и охватывающая историю, географию, природу и борьбу народов Латинской Америки. Завершённая в эмиграции и изданная в Мексике в 1950 году, она сопровождалась иллюстрациями Диего Риверы и Давида Альфаро Сикейроса. В Чили книга была запрещена, но распространялась подпольно коммунистическими активистами.

В это время Неруда жил в Италии, где сблизился с Матильдой Уррутией, позднее ставшей его третьей женой. Их отношения нашли отражение в книге Стихи Капитана (Los versos del capitán), опубликованной анонимно в Неаполе в 1952 году. Этот сборник стал важной вехой в его любовной лирике, наполненной чувственностью и предельной откровенностью.

Пабло Неруда

После поражения правых сил на президентских выборах 1952 года, Неруда смог вернуться в Чили в 1953 году. В том же году он получил Международную Сталинскую премию и обнародовал сборник Виноградники и ветер (Las uvas y el viento), включивший стихотворение-элегию, посвящённое Иосифу Сталину — как дань символу антифашистской борьбы, популярной в латиноамериканской коммунистической среде того времени.

С середины 1950-х годов Неруда всё чаще обращается к повседневности, издавая поэтические циклы Оды изначальным вещам (1954, 1955, 1957) и Плавания и возвращения (1959). Эти книги представляют собой своеобразную поэзию вещей — прославление простых, часто бытовых или обыденных предметов и явлений. Оды выстроены по алфавиту, что символически уравнивает их значимость — от апельсина до атома, от луковицы до поезда, от носков до солнца. Такой подход подчеркивал демократический пафос поэта, стремящегося найти поэзию в каждом аспекте жизни.

В 1958 году выходит Эстравагарио — книга, ознаменовавшая новое направление в творчестве Неруды, более философское и ироничное. В 1959 году он издаёт Сто сонетов о любви, посвящённых Матильде Уррутии. Эти стихотворения отличались строгой ритмикой и лаконичностью формы, что сам автор описывал как «выструганные из дерева» — простые и прочные одновременно.

Пабло Неруда

Под влиянием событий на Кубе и прихода к власти Фиделя Кастро, Неруда в 1960 году публикует Героическую песнь (Canto de gesta) — произведение, в котором восторженно воспринимает революционные перемены в Латинской Америке. Одновременно в его поэзии начинает звучать ретроспективная нота. В сборниках Полномочный представитель (El Hondero Entusiasta, 1962), Мемориал Чёрного острова (Memorial de Isla Negra, 1964) появляются мотивы воспоминаний, размышлений о пройденном пути и поэтической миссии. Эта линия углубляется в поздней лирике, в частности, в книгах Руки дня (1968) и Конец света (1969), где доминирует философское и космологическое восприятие бытия.

Последние годы

В 1969 году Коммунистическая партия Чили выдвинула Пабло Неруду в качестве кандидата на пост президента страны. Однако уже 5 января 1970 года генеральный секретарь КПЧ Луис Корвалан заявил о готовности снять кандидатуру поэта при условии выдвижения коалицией «Народное единство» единого кандидата. Через две недели Неруда официально отказался от участия в выборах, поддержав своего давнего друга — социалиста Сальвадора Альенде. Он активно включился в предвыборную кампанию: выступал на митингах, совершал поездки по стране и даже пытался установить диалог с умеренными христианскими демократами. Хотя сближение с их кандидатом Радомиро Томичем было сорвано из-за позиции бывшего президента Эдуардо Фрея, после переворота 1973 года Фрей признает свою ошибку.

После победы Альенде на выборах в сентябре 1970 года правительство Народного единства назначило Неруду послом Чили во Франции. Его кандидатура вызвала споры, но всё же была утверждена Сенатом — с перевесом в три голоса. Поэт занял дипломатический пост в Париже, где символически распорядился заменить официальные портреты в посольстве изображениями политиков, которых он считал подлинными представителями чилийского народа: Педро Агирре Серды, Луиса Рекабаррена и Сальвадора Альенде. В период забастовки грузоперевозчиков в Чили в 1972 году Неруда предпринимал усилия, чтобы привлечь внимание французской общественности к политической нестабильности на родине.

В 1971 году его литературный вклад был признан наивысшим образом — Пабло Неруда стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Эта награда ознаменовала собой как признание эстетической силы его поэзии, так и политической значимости его голоса в XX веке.

Пабло Неруда

В 1972 году, уже серьёзно больной раком предстательной железы, Неруда вернулся в Чили. Его возвращение совпало с нарастанием политической напряжённости, завершившейся военным переворотом 11 сентября 1973 года. Президент Альенде погиб при штурме Ла Монеды, а тысячи его сторонников стали жертвами репрессий: их убивали, арестовывали, отправляли в лагеря.

На следующий день после путча в дом Неруды в Сантьяго прибыли вооружённые офицеры. Поэту было позволено остаться только с женой и охранником. Но уже 13 сентября к дому подъехали грузовики с солдатами, устроившими обыск под предлогом поиска оружия и скрывающихся коммунистов. Затем явились морские пехотинцы, чьи действия, по словам очевидцев, сопровождались извинениями командира. Хотя поэта после этого больше не трогали, побережье у его дома в Исла-Негра начало патрулировать военное судно.

Мексиканское правительство предложило Неруде политическое убежище, но ухудшившееся здоровье и атмосфера насилия в стране окончательно подорвали его силы. 19 сентября 1973 года поэт был госпитализирован — автомобиль по дороге несколько раз задерживали военные, подвергая пассажиров допросам и обыскам.

Смерть

Пабло Неруда скончался 23 сентября 1973 года в клинике Санта-Мария в Сантьяго, за 12 дней после переворота. Официальной причиной назывался рак, однако в последующие десятилетия появились свидетельства, что поэт мог быть убит по приказу военной хунты. В 2017 году международная комиссия подтвердила наличие следов неизвестного токсина в останках, а в 2023 году группа экспертов обнаружила в его теле бактерии Clostridium botulinum — возбудителя ботулизма, что усилило подозрения в насильственной смерти.

Пабло Неруда
Пабло Неруда

Несмотря на гибель, творчество Неруды продолжило жить. Уже в 1973–1974 годах в Буэнос-Айресе вышли восемь его поэтических сборников и автобиографическая книга Признаюсь: я жил (Confieso que he vivido), переведённая впоследствии на многие языки, включая русский. Эти тексты стали духовным завещанием одного из крупнейших поэтов XX века.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Пабло Неруда?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя