Покрас Лампас — биография
Покрас Лампас — российский художник, известный как основатель направления «каллиграфутуризм» и автор масштабных стрит-арт проектов.
Ранние годы и путь к искусству
Настоящее имя художника — Арсений Пыженков. Он появился на свет 19 сентября 1991 года в подмосковном городе Калининграде, который позднее был переименован в Королёв. Родители Арсения происходили из рабочей среды, и его детство, по собственному признанию, проходило в условиях нехватки средств и постоянных трудностей. Одним из первых источников вдохновения для юного Арсения стали граффити, которыми были покрыты бетонные заграждения вдоль железнодорожных путей. Эти уличные образы он подолгу рассматривал из окон пригородных электричек.
Свой первый аэрозольный баллончик он приобрёл в 2005 году, когда ему было 14 лет. С этого момента начались его эксперименты с тегами и «флотами» — формами уличной росписи, которыми он украшал гаражи и стены в своём районе. Уже тогда у него начал формироваться интерес к буквенной композиции и структуре шрифта.
После окончания девяти классов школы Арсений поступил в местный колледж на экономический факультет, однако именно в это время произошло важное для него знакомство — с художником Андреем Анте. Вдохновлённый новыми знаниями, Арсений стал глубже погружаться в графическое искусство. Он быстро осознал, что каллиграфия — это не только декоративное письмо, но и требующее дисциплины ремесло.
Вскоре он столкнулся с методологическим разрывом между классической и экспериментальной каллиграфией. В то время как традиционные школы уделяли внимание техническому мастерству и копированию исторических форм, Арсений стремился к свободе выражения. Его выбор пал на авангардный путь, в котором ценились импровизация и разрушение устоявшихся канонов. Основой его будущего визуального языка стали готические и кириллические шрифты, переосмысленные в духе уличного искусства.
В 2006 году он бросил колледж и вернулся в школу, чтобы доучиться до 11 класса. Затем поступил в вуз, планируя получить профессию в области рекламного дизайна. Однако и это обучение он не завершил — оставил институт на пятом курсе. Позднее он критически отзывался о формальном образовании, называя как школу, так и колледж «потерянным временем». По мнению Арсения, для художника важны не дипломы, а личное портфолио и готовность работать вне системы — в том числе и через фриланс.
Вдохновившись граффити, которые он видел в детстве на бетонных стенах вдоль железных дорог, Арсений Пыженков начал свой творческий путь с тегов и флопов — кратких форм уличной росписи. Со временем поверхностные эксперименты переросли в глубокий интерес к каллиграфии. Это направление, в отличие от граффити, потребовало от него тонкой работы с формой, линией и смыслом. Постепенно он настолько овладел этим искусством, что стал победителем престижных конкурсов и создателем собственного художественного стиля — каллиграффити. На основе этой стилистики он сформулировал уникальное направление — каллиграфутуризм, объединивший элементы уличного искусства, типографики и авангардной каллиграфии.
Ключевые принципы, которых придерживается Покрас Лампас, — отказ от академических рамок, полная свобода самовыражения, индивидуальность в каждой линии и постоянный эксперимент. Для него важно не только создавать визуальный образ, но и анализировать результат, совершенствуя его. Художник собрал в своём алфавите визуальные элементы из разных культур и традиций, сочетая латиницу, кириллицу, готику и арабскую вязь, что позволило его работам выйти за рамки одного языка и стать универсальным кодом современности.
Масштабные проекты и международное признание
Пыженков не ограничивает себя в размерах и формах: его произведения украшают как городскую среду, так и предметы моды и техники. Одной из самых известных работ стала монументальная роспись на крыше завода «Красный Октябрь» в Москве, признанная самой крупной в мире каллиграфической работой и единственной, видимой из космоса. Не менее амбициозный проект был реализован на «Квадратном Колизее» в Риме, став крупнейшим подобным произведением в Италии. В Санкт-Петербурге он оформил смотровую площадку на крыше «Бертгольд-центра», продолжая линию интеграции искусства в городскую архитектуру.
Ещё одним примером нестандартного подхода стала тотальная роспись тела художницы Еленки Граф в 2015 году, где буквенные элементы покрывали почти всё её тело, кроме живота. Хотя ранее он уже пробовал себя в татуировке, этот боди-арт стал его самым масштабным проектом в этом направлении — и последним, после которого он решил не возвращаться к искусству тату.
Интерес к монументальному искусству привел Покраса к сотрудничеству с крупными институциями. Среди них — галерея «Новая Третьяковка», отель Wynwood в Санкт-Петербурге, а также футбольный клуб «Локомотив», заказавший оформление площади у главного входа на стадион в Черкизове. Шрифтовая каллиграфия художника также присутствует на обложках музыкальных альбомов, страницах глянцевых журналов и коллекциях брендов вроде Nike, Adidas, Fendi.
В 2017 году Покрас стал участником совместного проекта с Lamborghini, расписав автомобиль стоимостью в несколько миллионов долларов. Работа заняла три дня и завершилась выставкой в Дубае. В это же время «Яндекс» заказал у него оформление фирменной колонки, продемонстрировав интерес со стороны крупнейших российских IT-компаний.
Публичность
В своей профессиональной деятельности Арсений придерживается открытого подхода — он регулярно проводит мастер-классы, читает лекции и участвует в выставках по всему миру. Несмотря на громкие успехи, он остаётся скромным и избегает конфликтов. Так, в истории с компанией Тимати, незаконно использовавшей его эскизы для оформления автомойки Black Star, художник не стал обращаться в суд, просто исключив возможность дальнейшего сотрудничества.
В 2018 году он стал одним из героев выпуска «вДудь», посвящённого молодым представителям новой российской культуры, добившимся успеха за пределами страны. В этом же году он дал интервью Илье Варламову, где рассуждал о задачах современного искусства. Позднее он представил свои работы на выставке в Дубае, совместно с французским художником Taher Jaoui, и поучаствовал в фестивале уличного искусства STENOGRAFFIA в Екатеринбурге, где вписал цитату из манифеста Казимира Малевича в «Супрематический крест». Однако инсталляция была частично испорчена коммунальными службами — конфликт удалось уладить, адаптировав эскиз к новым условиям.
Художник принял участие в передаче «МКС на связи», в рамках которой создал произведение, предназначенное для отправки на Международную космическую станцию. Видео об этом собрало более 2 миллионов просмотров. Параллельно развивалась и его брендовая линия одежды — худи, футболки и чехлы с авторскими шрифтами стали популярными и продавались через его официальную страницу во «ВКонтакте» и собственный интернет-магазин.
В 2019 году Лампас стал участником документального фильма «33 слова о дизайне», посвящённого российской визуальной культуре. В нём также приняли участие Артемий Лебедев, Антон Шнайдер и другие ведущие дизайнеры страны. В этом же году он встретился с Уиллом Смитом в Будапеште и обсудил с актёром возможное творческое сотрудничество.
Личная жизнь
В декабре 2016 года, всего за две недели до наступления нового 2017 года, Покрас Лампас и его возлюбленная — блогер и модель Альберта Берлин (в миру Ушакова) — стали героями специальной рубрики петербургского журнала «Собака.ru». Издание назвало их самой эффектной парой Санкт-Петербурга, тем самым подчеркнув не только творческий, но и визуальный тандем, заметный на культурной сцене города. Их союз стал частью имиджа художника, гармонично сочетающего креативную харизму с чувством стиля.
Арсений Пыженков обладает яркой внешностью: его рост составляет 180 см, и благодаря публичности и харизме он неизменно привлекал внимание противоположного пола. Несмотря на активную социальную жизнь, в графе «семейное положение» своего аккаунта «ВКонтакте» он ограничивался краткой формулировкой — «есть подруга», предпочитая не афишировать личные подробности. Такой подход соответствовал его в целом сдержанному и деликатному отношению к публичности вне профессионального контекста.
Последние проекты
2021 год ознаменовался для Покраса Лампаса чередой заметных и разнообразных проектов, укрепивших его статус одного из ведущих представителей современной каллиграфии. В числе ключевых работ того периода — концептуальный проект Guild of the Fallen, посвящённый мифологии падших ангелов. Эта инициатива стала частью поиска новых художественных форм и смыслов, в которых философия, религия и визуальное искусство переплетаются в единый язык.
Совместно с граффитчиком Шоном, Арсений оформил стену Детской школы искусств в Королёве, что стало своего рода возвращением к истокам — в родной город, где начинался его путь. Кроме того, он создал эмоционально насыщенный мурал «Имена пропавших детей», посвящённый волонтёрскому движению «Лиза Алерт». Работа стала общественно значимым жестом, напоминая о судьбах без вести исчезнувших и важности гражданской солидарности.
Весной того же года Арсений оформил свою деятельность юридически, учредив собственную «Студию Покраса Лампаса». Это стало важным шагом в профессионализации его художественного бренда и взаимодействия с заказчиками. Тогда же он впервые прибегнул к судебной защите авторских прав. Иск касался случаев незаконного использования его произведений: сеть компьютерных клубов «БСГ Плюс» оформила свои помещения с помощью визуальных элементов, принадлежащих художнику, без разрешения; аналогичным образом поступила и компания «Надежный поставщик», использовав изображения Покраса на ковровой продукции.
В октябре 2021 года Арсений стал гостем программы «Вечерний Ургант». Поводом для выпуска послужил предстоящий запуск космического корабля «Союз МС-19» с киноэкипажем. В рамках шоу он принял участие в музыкальном номере с певицей Marina Demeshchenko (polnalyubvi), выступив в роли визуального художника. Композиция «Млечный путь» была дополнена каллиграфическими проекциями, динамично взаимодействовавшими с темнотой сцены и создававшими эффект погружения в космическое пространство.
Незадолго до этого Лампас реализовал ещё один городской арт-объект — на этот раз в Самаре, приурочив его открытие ко Дню города. Работа стала частью постоянного диалога художника с урбанистикой, общественными пространствами и локальными сообществами.
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.