Ричард Бах

Ричард Бах — биография


Ричард Бах — американский писатель, философ, прозаик и публицист, а также опытный пилот, авиаинструктор, каскадёр и инженер-авиамеханик, известный благодаря своим вдохновляющим произведениям, таким как «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Детство и молодость

Ричард Бах родился 23 июня 1936 года в Оук-Парке, штат Иллинойс, США, в семье Роланда Роберта Баха и Руфи Шоу Бах (Рут Хелен Бах). Семья не отличалась богатством: отец, классически образованный пастор, владел греческим, латынью и ивритом, а после службы работал в местном филиале американского Красного Креста. Мать, художница, владела бизнесом по производству эмалированных ювелирных изделий и стала первой женщиной в городском совете Лонг-Бич, штат Калифорния.

У Роланда и Руфи было трое сыновей: старший Рой, средний Ричард и младший Бобби. В 1941 году семья переехала в Аризону, а затем обосновалась в Лонг-Бич, когда Ричарду было восемь лет. В том же возрасте мальчик пережил смерть младшего брата Бобби, что стало глубоким эмоциональным потрясением. Позже Ричард отразил эти переживания в книге «Бегство от безопасности».

Ричард Бах
Ричард Бах в молодости

С ранних лет Ричард увлекался машинами, химическими экспериментами и астрономией. Однако главной его страстью стали самолеты. Мальчик создавал самодельные модели и мечтал однажды подняться в небо. Первое его знакомство с авиацией произошло в 14 лет, когда мать, участвовавшая в выборах, устроила Ричарду полет на самолете.

В 1954 году Бах окончил школу Вудро Вильсона в Лонг-Бич, а в 1955 году, по настоянию родителей, поступил в Калифорнийский государственный университет Лонг-Бич. Однако страсть к авиации привела его в Военно-воздушные силы США. Пройдя предполетную подготовку на авиабазах Лекленд (Техас) и Грэм (Флорида), он освоил управление истребителем Lockheed T-33 Shooting Star. Затем служил в 108-м крыле национальной гвардии Нью-Джерси и 141-м эскадроне морского резерва, летая на реактивном бомбардировщике Republic F-84F Thunderstreak, который позже станет «героем» одной из его книг.

На авиабазе Уильямс в Аризоне Ричард обучился пилотированию North American F-86F Sabre и получил звание второго лейтенанта. В 1958 году он покинул ряды ВВС США, но остался в резерве, служа во Франции в 1960 году. Период холодной войны вынудил его вернуться на службу в 1962–1963 годах, когда он снова летал на F-84F. Завершив военную карьеру в звании капитана, Бах посвятил себя свободным полетам и литературе.

Эти ранние годы заложили основу для его будущих книг, в которых полеты и размышления о свободе стали главной темой.

Творчество

После завершения военной службы во Франции Ричард Бах сменил рев реактивных самолетов на гул старинных бипланов, устроившись редактором в журнал об авиации «Полёт», один из самых популярных в США. Сначала он работал в офисе на Манхэттене, а затем переехал на Западное побережье, в отделение издания в Беверли-Хиллз. Одновременно он трудился техническим писателем в компании Douglas, что укрепило его связь с авиацией и дало возможность писать о любимом деле.

Ричард Бах
Писатель Ричард Бах

Первые рассказы о своём опыте во Франции Бах переработал в книгу «Чужой на земле», изданную в 1963 году. Эта полуавтобиографическая повесть отражала размышления о духовной и технической стороне полётов, подчеркивая, что в искусстве летать главную роль играет не техника, а сила духа. Работа сочетала художественное повествование с точными техническими деталями и стала дебютом писателя в литературе.

Ричард Бах

В 1964 году Бах решил полностью посвятить себя писательству. Его дружба с Рэйем Брэдбери, начавшаяся с письма в 1962 году, оказала значительное влияние на творчество Баха. Он стал участником группы писателей, организованной Брэдбери, и именно в этом кругу впервые представил рукопись «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Брэдбери написал предисловия к книгам «Чужой на земле» (1963) и «Биплан» (1966), где называл Баха «Диком», подчеркивая их теплые отношения.

Ричард Бах

К середине 1960-х Бах переехал в Оттумву, штат Айова, с растущей семьёй, где ремонтировал самолеты, занимался пилотажем и работал в Ассоциации старинных самолётов. Этот период жизни стал основой для его следующих произведений, таких как «Биплан» (1966) и «Ничто не случайно» (1969). Темы странствующей авиации, вдохновленные «барнштурмингом», стали характерной чертой его творчества и позже нашли отражение в повести «Иллюзии» (1977).

В 1970 году, преодолев 18 отказов издательств, Бах выпустил книгу «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Иллюстрированное фотографиями чаек издание стало мировым бестселлером, разойдясь тиражом в 44 миллиона экземпляров. Книга принесла Баху всемирную славу и была переведена на многие языки, включая русский, где её опубликовали в журнале «Иностранная литература» в 1974 году.

Ричард Бах

В 1973 году кинокомпания Paramount Pictures приступила к экранизации книги. Однако разногласия с режиссером, вызванные изменениями в сюжете без согласия автора, привели к судебному разбирательству, хотя фильм всё же вышел в прокат. На съёмках Бах познакомился с актрисой Лесли Пэрриш, которая стала его второй женой.

В 1975 году была экранизирована ещё одна книга Баха — «Ничто не случайно». На этот раз писатель сам написал сценарий и выступил рассказчиком. Картина, посвящённая авиации и «барнштурмингу», была снята с привлечением друзей Баха, чтобы максимально точно передать атмосферу книги.

Личная жизнь

Ричард Бах познакомился с Бетти Джин Франкс, своей будущей женой, во время учёбы в школе. Их роман начался в 1954 году, когда Ричарду было 18 лет, а Бетти — 15. Через год, в июне 1955 года, пара обручилась, а в октябре 1957 года поженилась. Бетти взяла фамилию мужа и стала Бетти Бах.

Бетти не только поддерживала мужа, но и стала его первым редактором и вдохновителем. Она сыграла важную роль в работе над книгами, включая знаменитую «Чайку Джонатана Ливингстона». Вдохновлённая совместными полётами, Бетти также стала лётчицей и участвовала в авиашоу, получая награды за мастерство.

Ричард Бах

Супруги воспитывали шестерых детей, однако роль жены военного лётчика постепенно привела Бетти к эмоциональному выгоранию. В своих мемуарах «Узоры: Сказания о Полёте и о Жизни» она описала свой путь от лётчицы до матери-одиночки. В 1970 году, спустя 13 лет брака, Ричард и Бетти развелись. Позже Бетти вышла замуж за Джона Файнмана, взяв вторую фамилию.

В 1973 году, во время съёмок экранизации «Чайки Джонатана Ливингстона», Бах познакомился с актрисой Лесли Пэрриш. Их роман начался в 1977 году, а спустя четыре года, в 1981 году, они поженились. Лесли вдохновила Ричарда на создание двух бестселлеров — «Мост через вечность» (1984) и «Единственная» (1988), где рассказывалось об их любви и взаимоотношениях. Однако в 1999 году пара рассталась, что вызвало недовольство среди поклонников, считавших, что разрыв противоречит идеям книг.

В апреле 1999 года Ричард женился на Сабрине Нельсон-Алексопулос, наполовину норвежке, наполовину гречанке, которая была младше его на 35 лет. Сабрина также увлекалась пилотированием и сама доставила вещи к дому мужа на своём четырёхместном самолёте «Цесна». В браке они содержали 16 хорьков, ставших героями книг Ричарда из цикла «Хроники хорьков». Сабрина опубликовала эротический роман «Ред Делишес» с предисловием Ричарда. Их брак продлился около 10 лет.

21 ноября 2020 года Ричард Бах женился на Мелинде Джейн Келлогг («Минди»). В настоящее время пара живёт в Ашленде, штат Орегон.

Дети

У Ричарда Баха шестеро детей от первого брака с Бетти Бах:

  • Джонатан Бах — разработчик программного обеспечения, автор книги «Над облаками: Воссоединение отца и сына».
  • Роберт Аллен Бах — коммерческий пилот.
  • Кристель Луиз Бах.
  • Джеймс Маркус Бах — компьютерный эксперт и писатель.
  • Эрика Лин Бах.
  • Бетани Джин Бах — погибла в автокатастрофе в 1985 году в возрасте 16 лет.

Падение на самолете

Ричард Бах на протяжении всей жизни управлял самолётами практически без серьёзных происшествий, хотя иногда совершал вынужденные посадки. Однако 31 августа 2012 года произошла трагическая авария, которая едва не стоила ему жизни.

На острове Сан-Хуан, штат Вашингтон, Бах, пилотируя небольшой одномоторный самолёт Easton Gilbert G SeaRey, пытался приземлиться на травяную взлётно-посадочную полосу. Во время захода на посадку он задел линии электропередачи, что привело к их разрыву в двух местах и вызвало пожар. Самолёт упал с высоты около двух метров, после чего оказался повреждён и зажат обломками.

Ричард Бах
Упавший самолет Ричарда Баха

Место аварии заметили туристы, которые пришли на помощь писателю. Бах получил тяжёлые травмы головы и сломал плечо. Он был извлечён из кабины с помощью перочинного ножа, а чтобы остановить сильное кровотечение, использовали куртку. Писателя доставили в больницу, где его состояние описывали как тяжёлое, но стабильное.

Бах провёл в госпитале четыре месяца, борясь за восстановление. После выписки он признался, что этот опыт, близкий к клинической смерти, вдохновил его завершить четвёртую часть повести «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», ранее опубликованной в трёх частях. На полное восстановление здоровья у него ушёл год. Эта авария стала одним из ключевых событий в жизни писателя, вновь подтвердив его преданность авиации и философии свободы.

В настоящее время

Ричард Бах остаётся одним из самых известных американских писателей современности, чьи работы вдохновили миллионы читателей по всему миру. Вместе со своей командой он создал официальный сайт, где периодически публикует новости о себе, своём творчестве и размышления о жизни.

Ричард Бах

Самолёты всегда занимали особое место в жизни Баха, и, возможно, они остаются его главной любовью. Даже после аварии в 2012 году, когда ему из-за полученных травм запретили летать, он сохранил свой ангар с самолётами. К 2018 году остаётся неизвестным, следовал ли Бах предписаниям врачей, однако его привязанность к авиации и дух свободы неизменны.

В редких интервью Ричард Бах подчёркивает, что, несмотря на возраст, продолжает мечтать. Он верит, что именно способность мечтать позволяет ему сохранять ощущение свободы и необычайных возможностей, которые всегда вдохновляли его и находили отражение в его книгах.

Книги

  • 1963 — Stranger to the Ground («Чужой на земле»)
  • 1966 — Biplane («Биплан»)1969 — Nothing by Chance («Ничто не случайно»)
  • 1970 — Jonathan Livingston Seagull («Чайка по имени Джонатан Ливингстон»)
  • 1977 — Illusions: The Adventures of a Reluctant Messiah («Иллюзии: Приключения одного Мессии, который Мессией быть не хотел»)
  • 1984 — The Bridge Across Forever («Мост через вечность»)
  • 1988 — One («Единственная»)
  • 1994 — Running from Safety: An Adventure of the Spirit («Бегство от безопасности»)
  • 1995 — Out of My Mind («Вне себя»)
  • 1998 — The Ferret Chronicles («Хроники хорьков»):
  • Rescue Ferrets at Sea («Спасатели-хорьки в море»)
  • Air Ferrets Aloft («Хорьки-лётчики в воздухе»)
  • Rancher Ferrets on the Range («Фермеры-хорьки на пастбище»)
  • Writer Ferrets: Chasing the Muse («Хорьки-писатели в погоне за музой»)
  • Teacher Ferrets: Lessons on a Pilot’s Path («Учителя-хорьки: Уроки на пути пилота»)
  • 2002 — There’s No Such Place as Far Away («Такого места, как далеко, не существует»)
  • 2004 — Messiah’s Handbook: Reminders for the Advanced Soul («Справочник Мессии: Напоминания для продвинутой души»)
  • 2006 — Hypnotizing Maria («Гипнотизируя Марию»)
  • 2009 — Travels with Puff: A Gentle Game of Life and Death («Путешествия с Пафом: Тихая игра жизни и смерти»)
  • 2014 — Jonathan Livingston Seagull: The Complete Edition («Чайка по имени Джонатан Ливингстон: Полное издание»)
  • 2015 — Part-Time Angels: and 75 Others (Ангелы на полставки)

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Ричард Бах?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя