Рихард Штраус – немецкий композитор и дирижер XIX-XX века, музыкант. Один из самых знаменитых представителей эпохи немецкого романтизма.
Рихард родился в 1864 году, в Германии, в Мюнхене, в семье профессора Королевской музыкальной школы и главного валторниста придворного оркестра Франца Штрауса и его супруги Жозефины Пшорр. Его дед по матери был известным пивоваром, преуспевающим и вполне богатым.
Рихард с ранних лет был окружен музыкой. Сам он начал осваивать игру на фортепиано уже в 4 года, под руководством знаменитого музыканта Августа Томбо. Мальчик не только с интересом осваивал нотную грамоту. Он бывал на репетициях придворного оркестра, где играл его отец. Постепенно Рихард изучал теорию музыки, оркестровку, готовился стать дирижером.
Дома тоже всегда звучала музыка. Отец увлеченно погружал сына в мир мелодий Гайдна, Шуберта, Моцарта. В своих ранних работал Рихард также демонстрировал подражание музыке Мендельсона, Шумана. Но затем нашел собственный стиль.
В 6 лет юный Штраус написал первое самостоятельное произведение. А в 8 отправился осваивать второй музыкальный инструмент, скрипку. Игре его обучал сам Бенно Вальтер, директор оркестра. Он приходился Рихарду дядей по линии отца.
В 11 лет молодой музыкант поступил учиться на композитора. Его педагогом в этом деле стал Фридрих Майер. Параллельно мальчик учился в гимназии Людвига Штрауса. И окончил ее в 18 лет, а затем поступил в Мюнхенский университет. Впрочем, здесь он пробыл всего семестр, а затем покинул стены учебного заведения.
Уже с начала 70 годов XIX века Рихард пробует себя в написании музыки. Многие его ранние произведения были написаны для оркестра Wilde Gung’l, где играл отец. А концерт для валторны №1 был написан специально для отца. Это произведение и сегодня входит в основу репертуара многих музыкантов.
Биография молодого музыканта и начинающего композитора была тесно связана и с другими знаменитыми персонами той эпохи. Например, в десятилетнем возрасте Рихард впервые услышал музыку Вагнера, и был очень впечатлен. В течение двух лет он посещал все спектакли на музыку этого композитора. Но не мог изучать его партитуры – строгий отец-консерватор был резко против новаторства, которым увлекался Вагнер. В некоторых своих письмах, вероятно, чтобы угодить родителю, Рихард негативно отзывается о произведениях этого композитора. Но в более зрелом возрасте он искренне сожалел о столь враждебном настрое консерваторов в отношении Вагнера.
В 18 лет Штраус впервые выступает с собственным произведением – скрипичным концертом ре минор, исполнив партию фортепиано. А затем отправляется учиться в университет Людвига Максимилиана в Мюнхене, на отделение истории искусств и философии. Но и здесь проводит лишь год, а затем уезжает в Берлин. Здесь Рихард продолжил учебу, а затем получил место в Майнингенском придворном оркестре, став помощником дирижера. Его приняли благодаря высокой оценке Гансом фон Бюловым сочинения 7, больше известного под названием «Серенада молодого композитора».
Под началом этого специалиста Штраус и становится настоящим дирижером. Опыт фон Бюлова был здесь совершенно неоценим. Кроме того, наставник относился к своему ученику с большой симпатией. А когда фон Бюлов в 1885 году ушел в отставку, его место занял молодой Штраус. Под его руководством оркестр подготовил Симфонию №4 Иоганнеса Брамса к премьере. Дирижировал в ней автор произведения. С Брамсом Рихард не просто свел близкое знакомство. В лице Иоганнеса он обрел нового наставника, дававшего советы по поводу собственных произведений молодого композитора. В своих воспоминаниях Штраус даже называл этот период «Брамсшвемери» (обожание Брамса).
Под влиянием нового знакомого Рихард пишет новые произведения. Отсылки к Брамсу хорошо заметны в его Фортепианном концерте до-минор (сочинение 13), «Бурлеск», созданных в 1883-1886 годах.
В это же время Рихард знакомится с Александром Риттером – композитором, скрипачом, родственником Вагнера. Тот знакомит его с творчеством новой школы в немецкой музыке. И убеждает отказаться от консервативных убеждений. Помимо музыки, их роднило и увлечение философией. Риттер и Штраус много дискутировали о трудах Шопенгауэра и других авторов.
Вскоре Рихарда пригласили дирижировать в Баварской опере. Но этот период его жизни не был удачным. Смена правителей привела к урезанию финансирования. Постановки убирали из репертуара. Новые оперы практически не ставили. Все чаще Штраус уезжал в Берлин, Дрезден, Лейпциг, где его таланты ценили по достоинству. Во время таких разъездов композитор свел знакомство с Густавом Малером, которое переросло в дружбу.
В 1894 году в Веймаре состоялась премьера первой оперы Штрауса «Гунтрам». Главную партию сопрано в этом произведении исполнила Полин Де Ана, ставшая к тому времени его женой. Отзывы о произведении были противоречивыми. В Мюнхене постановка и вовсе провалилась.
Зато успех ждал модернистские музыкальные поэмы Штрауса. Сначала «Дон Жуан» в 1889 году, а затем и «Смерть и преображение» прославили композитора на весь мир.
Вообще, период после 1894 года был весьма плодотворным. Штраус создавал одно произведение за другим. От «Заратустры» до «Эйн Хелденлебен». На средства от постановок, и аванс от оперы «Саломея» в 1906 году Рихард приобрел землю в Гармиш-Партенкирхене. Там он построил виллу, где и прожил все последующие годы.
В 1898 году Штраус перешел на должность главного дирижера в Берлинскую государственную капеллу. Это место он занимал следующие 15 лет, параллельно принимая участие в других постановках, в качестве гостя. Можно с уверенностью утверждать, что Штраус был одним из самых знаменитых дирижеров своего времени. А в 1901 году филармонический оркестр Вены впервые сыграл полный концерт произведений Рихарда. Двумя годами позже фестивали с его музыкой прошли уже в Лондоне и Гейдельберге. Там же мир впервые услышал кантату «Тайлефер».
Один из главных новаторов XX века, этот композитор был оценен не только европейской публикой. В турне 1904 года по Северной Америке ему рукоплескали зрители в Бостоне и Нью-Йорке, Питтсбурге и Чикаго. По возвращению домой Рихард закончил работу над оперой «Саломея», принесшей ему мировую славу.
В дальнейшем, в паре с либреттистом Гофмансталем, Штраус создал еще немал крупных произведений. Среди них знаменитые «Электра», «Кавалер роз», «Египетская Елена», «Арабелла». Сотрудничество продолжалось с 1909 по 1933 год. Этот период стал самым плодотворным для Штрауса-композитора. В то же время Рихард успел в течение 5 лет поработать главным дирижером Венской оперы, дать старт знаменитому Зальцбургскому фестивалю.
Финальным произведением великого Рихарда Штрауса стало сочинение «Четыре последние песни», предназначенное для исполнения сопрано с оркестром. Он написал его в 1948 году, уже понимая, что музыкальный язык значительно изменился, и угнаться за более молодыми современниками не получится.
С приходом ко власти в Германии национал-социалистов в стране многое изменилось. Штрауса, без его ведома, назначили президентом Имперской музыкальной палаты в 1933 году. Он решил согласиться на предложение, но придерживался максимально аполитичной позиции. По заказу правительства композитор создал гимн для Олимпийских игр в Берлине. Но это не уберегло его от преследований. В 1935 году, за отказ убирать имя либреттиста Стефана Цвейга (тот был евреем) с афиш оперы «Молчаливая женщина», Штрауса сняли с занимаемой им должности. А личное письмо со словами поддержки другу было перехвачено гестапо.
Под угрозой была и семья Штрауса. Его невестка, Алиса, была еврейского происхождения. Но страх за близких не был важнее творчества. В 1938 году Рихард представил одноактную оперу «День мира» о событиях Тридцатилетней войны, которая заметно перекликалась с событиями, происходившими в то время в его стране. Вскоре постановку убрали из репертуара театров.
Алису Штраус поместили под домашний арест. Рихард задействовал все свои связи, и в 1942 году добился разрешения на перевозку семьи в Вену. Там их безопасность ему гарантировал местный гауляйтер. Но даже это не останавливало гестапо. Во время отсутствия композитора в городе, представители этого ведомства похитили сына Штрауса с женой Алисой, и 2 дня продержали в тюрьме. Из застенков их вызволить все же удалось. Но заменой полной несвободе был домашний арест. Под ним близкие композитора оставались до конца войны.
После разгрома нацистов Штрауса все же пытались привлечь к суду, как пособника нацистов. Но все обвинения были вскоре сняты.
Единственной и самой главной женщиной в жизни Штрауса была его супруга, Полин де Ана. Именно она более полувека определяла не только течение его личной жизни, но и музыкальные перемены в судьбе супруга. Их брак, заключенный в сентябре 1894 года не был безоблачным. С Полин Рихард познакомился в Мюнхене. Талантливая певица, обладательница превосходного оперного сопрано, пришла к нему брать уроки фортепиано. А затем стала и верной спутницей жизни. До свадьбы они были знакомы 7 лет.
Полин прославилась не только своими оперными талантами. Она была взбалмошной, нетерпимой, эксцентричной, острой на язык. Она была самым строгим критиком мужа. Доставалось и другим композиторам, дирижерам, исполнителям. Полин легко раздражалась, могла перейти на крик даже во время репетиции. Но темперамент и был тем самым элементом, который позволял Рихарду не скучать в семейной жизни.
Все годы из брака Полин упрекала Штрауса в недостаточно высоком происхождении – она была дочерью генерала. Была маниакальной любительницей чистоты. И муж терпел ее причуды, связанные с поддержанием порядка в доме.
В совместных концертах Полин могла запросто устроить скандал, если Рихард перетягивал на себя внимание публики. Ее поведение в быту было не лучше. И советы бросить вздорную жену Штраус слышал порой от совершенно незнакомых людей.
В 1897 году, в апреле, у пары родился сын, Франц. Он стал единственным ребенком пары. В 1924 году Франц женился на Алисе фон Граб-Германсверт, у них родилось двое сыновей.
Благодаря Полин Штраус, мир услышал такое произведение ее мужа как «Домашняя симфония», в которой как раз и была представлена бурная жизнь пары. А после одной из крупных размолвок Рихард посвятил супруге целую оперу.
Рихард Штраус умер 8 сентября 1949 года, в ФРГ. Здоровье знаменитого композитора в течение нескольких лет подводило его. Появились проблемы с сердцем. Он неоднократно терял сознание. А затем ушел из жизни, оставив неоценимое творческое наследие.
На похоронах композитора звучал финал «Кавалера роз». А безутешная вдова рыдала над гробом. Она пережила мужа меньше, чем на год, и умерла в мае 1950.