Ростислав Евгеньевич Алексеев

Ростислав Алексеев — биография


Ростислав Алексеев – советский кораблестроитель, конструктор яхт, мастер спорта СССР, лауреат нескольких государственных премий. Алексеев является создателем экранолетов, экранопланов и судов на подводных крыльях.

Детство и юность

Знаменитый кораблестроитель родился зимой 1916-го года в Брянской области. С самого детства мальчик проявлял целеустремленность, любопытство и прозорливость. Скорее всего, эти качества Ростислав унаследовал от своих родителей. Мама будущего конструктора работала учительницей русского языка, а отец был известным агрономом, членом Академии наук Белорусской ССР.

Интерес родителей к науке передался и другим детям из семейства Алексеевых. Анатолий, старший брат Ростислава работал радиоинженером. В 1941-м году Анатолий пропал без вести. Сестры Маргарита и Галина тоже связали свою биографию с точными науками: одна из них стала архитектором, а другая – кандидатом физико-математических наук.

С самого детства Ростислав был влюблен в море. В 14 лет юноша смастерил свою первую подводную лодку. Сооружение было очень простым, но без особого труда держалось на воде. Ростислав не бросал свои эксперименты и уже спустя два года создал свою первую яхту. Самым ценным ранним изобретением конструктора стала яхта-швертбот под названием «Пират». Эту конструкцию Алексеев собрал в 1935-м году для заплыва на любительской регате.

Ростислав Алексеев в молодости

Алексеев всегда любил в парусный спорт. Он самостоятельно мастерил яхты для соревнований, чем приводил жюри в восторг. Однако такие яхты не уступали по качествам более дорогостоящим моделям, собранным на заводе.  Некоторые творения Алексеева даже превосходили в маневренности и скорости покупные образцы.

В 1933-м году Алексеевы решили переехать в город Горький (современный Нижний Новгород). Здесь молодой человек поступил в Горьковский индустриальный институт. Осенью 1941-го года Ростислав защитил диплом и стал инженером-кораблестроителем. Уже тогда двадцатипятилетний Алексеев мечтал проектировать крылатые корабли.

Карьера

Молодость Алексеева пришлась на начало Великой Отечественной войны. Война обошла стороной конструктора, однако он всеми силами старался помочь соотечественникам. Осенью 1941-го года в руки народного комиссара Военно-морского флота  попали чертежи Алексеева. На чертежах были изображены судна на подводных крыльях, созданные для ликвидации подводных лодок. Идеи молодого конструктора показались комиссару слабыми, впрочем, Алексеев продолжал работать.

Ростислав продолжал надеяться, что его разработки пустят в производство. Он создавал опытные образцы и вывозил их в Волгу. Конструктор укреплял крылья суден, и раз за разом проверял их устойчивость.

Ростислав Алексеев за работой

Молодой ученый вскоре нашел поддержку в лице руководства завода «Красный Сормов». На этом предприятии в военные годы выпускались не корабли, а танки. Несмотря на огромную загруженность производства, Алексееву разрешили в течение двух часов каждый день заниматься собственным проектом. Готовый образец был спущен на воду весной 1943-го года. Судно могло развивать скорость до 30 км/ч.

К сожалению, ни одна из разработок Алексеева так и не была допущена в помощь Красной армии. При этом молодой конструктор регулярно предлагал новые идеи и готовил чертежи. Возможно, это пошло на пользу исследователю. Алексееву больше всего нравилось создавать «мирные» корабли, правда, правительство не всегда давало конструктору такую возможность.

В 1954-м году ученый получил отказ на запрос о создании пассажирского катера на подводных крыльях. Конструктор подал еще одно прошение, и снова ему отказали. Создавалось впечатление, что во власти кто-то сильно недолюбливал Ростислава Евгеньевича. Несмотря на козни недоброжелателей, весной 1957-го года кораблестроителю улыбнулась удача. На воду был выпущен теплоход под названием «Ракета». Это судно могло вместить в себя до 66 пассажиров.

С тех самых пор конструктор стал ежегодно выпускать пассажирские СПК. Алексеев занимался разработкой таких судов, как «Комета», «Метеор», «Буревестник», «Спутник». Некоторые из кораблей до сих пор плавают по рекам России.

Однако на пассажирских суднах ученый не собирался останавливаться. Он мечтал выпускать более быстрые корабли. Конструктор задумался над созданием экранопланов. Результатом опытов стал итоговый образец, который поднялся в воздух летом 1961-го года. Судно могло разгоняться до 200 км/ч. Испытания образца лицезрел сам Никита Хрущев. Спустя почти год на воду был спущен экраноплан «КМ», который в зарубежных странах получил наименование «Каспийский монстр». В те времена «КМ» представляло собой самое тяжелое и большое летательное судно в мире.

Ростислав Алексеев внес огромный вклад в развитие российского кораблестроения. В 1951-м году конструктор получил Сталинскую премию второй степени. Затем в 1962-м году заслуги ученого вновь были признаны на государственном уровне. Исследователь удостоился звания «Заслуженный изобретатель»,  а также получил Ленинскую премию.

Алексеев, как и многие другие талантливые люди той поры, не смог избежать зависти и предательства. В 1962-м году мужчину отстранили от всех должностей. Вполне вероятно,  что такое развитие событий было связано с личной неприязнью советских властей к ученому. Накануне отстранения Алексеев лично встретился с Никитой Хрущевым. Мало кто знает, чем окончилась та встреча, быть может, Хрущев посчитал, что Алексеев «прыгнул выше головы».

Парусный спорт

Парусный спорт в течение многих лет оставался главной страстью Ростислава Алексеева. Конструктор даже написал собственную автобиографию от лица яхтенного капитана. Это произведение было написано осенью 1945-го года. В книге автор вспоминал, что полюбил воду и водный спорт еще в 14 лет. В юношеские годы Ростислав построил три лодки, даже был юнгой на парусных вельботах и на шхуне.

В шестнадцать Алексеев построил свою первую яхту, на которой тренировался выходить в открытое море. Однако настоящим шедевром стала вторая яхта Ростислава, которую он любовно назвал «Пират». Будущий конструктор специально построил это судно, чтобы обгонять чужие яхты.

В дальнейшем Алексеев не раз принимал участие в различных соревнованиях. В период с 1937 года исследователь неоднократно занимал призовые места в парусных регатах.

С 1938-го года Алексеев работал тренером по парусному спорту. Параллельно с основной работой ученый занимался проектированием яхт. Все судна, на которых он выступал, были изготовлены им самостоятельно. Также  Алексеев модернизировал свои яхты, совершенствовал паруса, рангоут.

В 1946-м году Алексеев был удостоен звания «Мастера спорта СССР».  Спустя два года конструктор построил свою последнюю яхту, которая получила название «Ласточка». В дальнейшем изобретатель подарил это судно сподвижникам-гонщикам.

В 50-е годы Алексееву пришлось уйти из парусного спорта из-за сильной занятости. Однако он продолжал увлекаться спортом. Интересно, что исследователю нравились совершенно разные виды спорта – помимо яхт мужчина увлекался мотогонками, парашютизмом, водными лыжами, подводным плаванием, дельтапланеризмом. Исследователь катался на горных лыжах на склонах Чегета и Северной Осетии. Интересно, что он принимал участие в основании горнолыжной базы под названием «Импульс».

Алексеев обладал великолепными способностями к рисованию. Мужчина с удовольствием посещал художественную студию. Ростислав Евгеньевич оставил после себя много набросков и этюдов.

Кроме этого Алексеев умел управлять самолетами и вертолетами разных видов. Исследователь обязательно принимал участие во всех испытаниях своих экранопланов и судов.

Личная жизнь

Свою личную жизнь Ростислав Алексеев наладил в ранней молодости. В студенческие годы он встретил девушку по имени Марина, которая училась на химическом факультете. Летом 1941-го года молодые люди поженились. Это был крепкий и счастливый брак, однако одно обстоятельство омрачало счастье влюбленных – у них умирали дети.

Ростислав Алексеев с семьей

Один из детей  Алексеевых умер во время родов, другой в младенческом возрасте – причиной стал порок сердца. Лишь весной 1944-го года у супругов родилась дочь, которую они назвали Татьяной. Малышка тоже не отличалась крепким здоровьем, и родители были обеспокоены дальнейшей судьбой девочки. Впрочем, Татьяна выжила. Позже в семье появился еще один ребенок – сын Евгений.

Смерть и память

Ростислав Евгеньевич был очень активной и целеустремленной натурой, к врачам мужчина предпочитал не обращаться. К своему здоровью мужчина относился практично: если он не чувствовал боли, то считал, что все хорошо. Конструктор был влюблен в свою работу и посвящал ей все свое свободное время. Дважды конструктора отправляли в санаторий, но каждый раз ученый возвращался к своей работе.

Зимой 1980-го года Алексеев присутствовал на испытании новой версии экраноплана. Во время запуска судна конструктор получил серьезную травму, которая привела к развитию перитонита. Кораблестроителю сделали 4 операции, но это не помогло ему восстановить здоровье.

Памятник Ростиславу Алексееву

9 февраля этого года Алексеев скончался. Официальной причиной смерти конструктора стал плеврит. Проститься с великим изобретателем пришла добрая половина Нижнего Новгорода. Конструктор покоится на Бугровском кладбище. На могиле исследователя установлен его бюст.

Ростислав Алексеев по-прежнему считается одним из самых знаменитых кораблестроителей России.  В честь конструктора было названо Центральное конструкторское бюро по созданию судов на подводных крыльях. В Нижнем Новгороде именем ученого названа площадь, здесь Алексееву был установлен памятник.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии