Рудольф Дизель – известный немецкий изобретатель и инженер. Широкую известность ученый получил благодаря изготовлению первого дизельного двигателя, который был назван в честь своего создателя.
Рудольф Кристиан Карл родился в Париже, весной 1858-го года. Отец будущего изобретателя был переплетчиком книг. Теодор Дизель заведовал кожгалантереей в Париже. Родители Рудольфа были немцам, которые осели во Франции. С началом франко-прусской войны местные немцы стали подвергаться гонениям, поэтому Дизелям пришлось переехать в Лондон. Поскольку семейство было многодетным, родителям пришлось трудно. Вскоре они были вынуждены отправить Рудольфа в Германию, где проживали его тетя и дядя. На тот момент будущему изобретателю было всего лишь 12 лет.
Рудольф великолепно учился в школе, он даже стал обладателем бронзовой медали за успехи в школьных дисциплинах. После окончания училища молодой человек поступил в политехническую школу в Мюнхене, где стал обладателем государственной стипендии.
Во время обучения в вузе Рудольф занимался исследованиями. Дизель пытался увеличить коэффициент полезного действия тепловых машин. 1878 году в своём дневнике он задался вопросом о том, можно ли создать тепловые машины с круговым процессом. В 1880 году молодой человек сдал выпускные экзамены. Интересно, что результаты выпускных экзаменов Дизеля были признаны самыми лучшими за время существования данного учебного заведения. После университета исследователю предложили стать инженером на предприятии, которое занималось изготовлением холодильного оборудования. Фирма в дальнейшем превратилось в крупнейший концерн. Интересно, что предприятие занималось не только разработкой новых хладагентов, но и так называемого аммиачного двигателя. Лишь спустя 12 лет Рудольф подал заявку на совершенно уникальный вид двигателя, который станет неотъемлемой частью технической революции 19-го века.
В конце XIX века создание новых двигателей рассматривалось как как одно из самых перспективных занятий современной науки. В промышленности уже широко использовались новые углеводородные источники энергии – бензины. Многочисленные эксперименты показывали, что данный тип углеводородов способен стать великолепным топливом. Исследователи тех лет считали, что новые соединения вполне способны заменить газ и бензин.
Основным достоинством солярки и керосина было то, что рабочая смесь воспламенялась от сжатия. Благодаря этому свойству конструкция двигателя становилась более упрощенной, при этом теоретически новое топливо могло дать куда больший эффект.
Способы применения солярки и керосина интересовали не только Рудольфа, но и других многочисленных исследователей. Поэтому молодой ученый вскоре обрёл новых союзников среди промышленной аристократии Германии. Одним из самых влиятельных покровителей учёного становится владелец машиностроительного завода Генрих фон Буц.
Зимой 1892 года учёный подал заявку на патент на свой новый тепловой двигатель. Спустя день заявка была зарегистрирована. При этом фон Буц уговорил представителей корпорации Krupp и Sulzer Brothers Ltd Р профинансировать эксперименты Рудольфа. Исследователь получил ежегодный оклад в 30.000 марок, а инвестиции в его новый проект составили 600.000 марок. По тем временам это были огромные деньги, которые позволили Рудольфу спустя год создать первый работоспособный двигатель с пометкой «А». Примерно в это же время 34-летнему учёному выдается патент на аппарат и метод, которые могли бы преобразовывать высокую температуру в работу. В дальнейшем начались испытания второго опытного двигателя с пометкой «В». Интересно, что это устройство впервые могло работать на холостом ходу.
Изобретение дизельного двигателя внесло огромный вклад в развитие технической мысли в Европе XX века. Изобретение Дизеля стало настоящей вехой в истории технической революции прошлого столетия. Однако, судьба его изобретений сложилась по-разному. Первый портативный двигатель (А) вскоре был разобран, в дальнейшем агрегат выставлялся в Техническом университете Мюнхена. В настоящий момент опытный двигатель можно увидеть в музее корпорации MAN.
Новейшее изобретение исследователя было четырёхтактным. Дизель смог установить, что КПД агрегата повышается в зависимости от степени сжатия топлива. Однако если слишком сжать горючую смесь, могут повыситься температура и давление, что приведет к детонации. Тогда исследователь решил сжимать не топливо, а воздух. В итоге лишь к окончанию сжатия воздуха в цилиндр двигателя впускалась жидкая горючая смесь. Соответственно, исследователь смог повысить КПД своего нового изобретения. Агрегат не был оснащён системой зажигания, поскольку в нём уже имелся топливный насос.
Первый работающий двигатель Дизеля был запущен в производство зимой 1897 года. Тот агрегат в нынешний момент можно увидеть на экспозициях в Немецком музее в Мюнхене. Вес механизма составлял 4,5 тонны, при мощности 20 л.с. при 172 об/мин, а КПД достигал 26,2 %.
Такие показатели существенно превосходили существующие двигатели Отто, КПД которых составлял всего лишь 20%. Однако официальной датой представления новейшей модели двигателя Рудольфа Дизеля считается 16 июня 1897 года. И в именно в этот день двигатель был продемонстрирован на одном из собраний Ассоциации немецких инженеров, которые собрались в городе Кассель. Новейший двигатель тут же получил распространение в других странах. Однако в родной для Дизеля Германии двигатель не нашёл должной востребованности. Получилось так, что доводкой изобретения Рудольфа занимался другой специалист.
Дизель был счастлив в личной жизни. В 1883-м году мужчина женился на женщине по имени Марта, которая родила ему троих детей. Старший сын супругов был назван в честь своего знаменитого отца. В счастливом браке Марта и Рудольф прожили практически 30 лет.
После обретения огромного богатства Дизель с головой погрузился в коммерцию. Исследователь открыл собственное дело и вложил солидную часть состояния в это предприятие. Хотя в других странах изобретение исследователя пользовалось большой популярностью, в родной Германии работы Дизеля не пользовались успехом. Это сильно подкосило здоровье мужчины, он начал страдать головными болями, которые не поддавались лечению. Из-за постоянного стресса некогда спокойный и уравновешенный человек превратился в нервную личность. Супруга даже отводила исследователя к психиатру.
Вскоре в Германии начался кризис, повысилась стоимость нефти, а уголь подешевел. Угольные магнаты начали травить ученого, который посмел стать их конкурентом. Из-за неправильной эксплуатации и без своевременного ремонта часть проданных двигателей перестала работать. На Дизеля посыпались неустойки и штрафы.
После великолепного успеха изобретения Дизеля к исследователю пришел коммерческий успех. Его изобретение было незаменимо в промышленности, которому с инженером заключалось огромное количество выгодных контрактов. Молодой человек во мгновение ока превратился в богача, который мог позволить себе любой каприз. Дизель становится представителем буржуазного класса, начинает встречаться с самыми именитыми учеными, изобретателями, политиками и писателями своего времени.
Однако вскоре ученому предстояло узнать и обратную сторону финансового успеха. Он чуть не стал банкротом из-за нескольких спекулятивных сделок с земельными наделами. В окружении Дизеля было немало недоброжелателей, которые чуть не довели его до финансового краха. Бесчисленный поток патентных тяжб сильно сказался на здоровье исследователя.
Осенью 1913-го года мужчина попытался наладить дела и привлечь общественное внимание к своей работе. Исследователь издал книгу, в которой рассказал о преимуществах и принципах работы своего нового механизма. Однако Рудольф не стал дожидаться реакции общественности на свое произведение. Он отправился в Лондон, чтобы присутствовать на открытии нового завода одной из своих корпораций. Казалось, что ученый находится в прекрасном расположении духа, однако утром в каюте мужчину найти так и не смогли.
Рудольф Дизель таинственным образом исчез из собственной каюты. Многие видели, как мужчина вошел в помещение, но утром в комнате никого не оказалось. Спустя несколько недель местные рыбаки предъявили кольца, которые были сняты с трупа хорошо одетого мужчины, тело которого нашли в море. Сын Дизеля без особого труда опознал украшения, которые принадлежали его отцу. Так великий изобретатель и встретил свой конец – на момент смерти ему было всего лишь 55 лет. Согласно древнему обычаю тело погибшего вновь было предано морю.
Интересно, что в музее корпорации MAN в Аугсбурге сохранился любопытный экспонат. Это миниатюрная коробочка с лекарствами, которая была при Дизеле в момент смерти. Эта коробка хранится рядом со школьной медалью исследователя, которая стала его первым трофеем в мире науки.
Точные причины смерти Дизеля до сих пор никому неизвестны. Ходили слухи о том, что мужчина покончил с собой или его убили. Высказывалась версии о том, что исследователь тайно пересек Атлантический океан и остался жить в Америке под чужим именем.