Гончаров Сергей Михайлович – российский архитектор. Ярчайший представитель стиля, известного как «Московский модерн». Автор многочисленных построек в старой части Москвы.
Сергей Гончаров стал одним из самых известных представителей семьи, имеющей дворянское происхождение. Окончив в свое время Училище живописи, зодчества и ваяния в Москве, этот представитель искусства прославил свое имя проектами доходных домов, возведенных в стиле псевдоготики, модерна и эклектики. Среди самых известных работ архитектора особняк, принадлежащий семье Болотновых, расположенный на улице Щепкина. Дом купца Синицына Александра, который можно увидеть в Благовещенском переулке. И конечно же знаменитый кинотеатр, ставший одним из первых в Москве и принадлежащий купцам Солодовниковым. Все постройки авторства Гончарова отличались обилием деталей и украшений, сложной композиционной задумкой и «выразительными силуэтами».
Сергей Михайлович был коренным москвичом. В этом городе, 21 апреля 1862 года и началась биография известного во всем мире скульптора и архитектора. Коллежский секретарь Михаил Сергеевич Гончаров, отец мальчика имел древнее дворянское происхождение чем неимоверно гордился. И в особенности тем фактом, что имел прямое отношение к Наталье Гончаровой, девушке ставшей женой всемирно любимого поэта Александра Пушкина. Ольга Львовна Гончарова, в девичестве Чебышева, мать Сергея была сестрой механика и математика Пафнутия Чебышева. Родоначальником дворянской семьи стал прадед Сергея, которого все знали как Афанасия Абрамовича Гончарова. Посадский человек из далекой Калуги, ставший известным промышленником и купцом, основавшим поселение Полотняного завода.
Живопись стала частью жизни Сергея еще в раннем детстве. Именно тогда, родителя заметили тягу сына к рисованию и наняли для него художника, который давал их сыну частные уроки. В 1879 гощу Сергей Гончаров сдав экзамены, поступил в училище живописи и ваяния в Москве, выбрав основным направлением для себя архитектуру. Первые серьезные заказы у молодого архитектора появились на последнем курсе обучения. Причем заказы поступали от весьма именитых дворян, которые хотели иметь в своих владениях неповторимые усадьбы, церкви, городские дома. В 1885 году Гончаров сделал проект и полностью перестроил родовую усадьбу, расположенную в Большом Палашевском переулке. В том же году занимался строительством дома В.К.Кеслера, на Малой грузинской улице, который до наших дней к сожалению, не сохранился.
1886 год – Сергей Михайлович получил диплом об окончании архитектурного училища, став лучшим среди выпускников. При это его наградили почетным званием «Классного художника архитектуры». После выпуска Гончарову предложили должность участкового архитектора в одном из городских районов, на которую молодой специалист сразу же согласился. Параллельно с официальной службой, парень брал частные заказы, реконструируя дома и стоя совершенно неповторимые усадьбы.
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов девятнадцатого века, благодаря работе Гончарова в Москве появились особняк Ипатова-Малютина, которую сегодня можно осмотреть по адресу Нижняя Красносельская и дом семьи Болотновых. Практически все проекты архитектора отличаются соей неповторимостью, благодаря выбранному им стилю – эклектика. Сергей Гончаров виртуозно сочетал колонны, богато отделанные фасады и округленные углы беря за основу основные элементы совершенно разных архитектурных стилей.
С 1894 года занимал должность почетного старшины при совете Детских приютов в Москве. При этом в его обязанности входило выполнять все необходимые проекты и работы по приютам совершенно бесплатно. В 1895 году занимает пост почетного старшины приюта имени Долгорукова.
В период с 1898 по 1904 год работал техником в отделении Губернского Правления в городе Москва. В этот же период организовал собственную архитектурную кантору в которую пригласил на работу С.Д. Кучинского. В период после октябрьской революции Гончарову поступали лишь редкие заказы.
В этот же период в жизни Гончарова особое место заняла живопись, что стало заметным в оформлении многих его строений этого времени. в 1910 году приобрел собственный дом в Трехпрудном переулке.
Специально для этого проекта Гончаров предварительно по собственным эскизам создал панно. Основным материалом для него стала керамическая плитка. Уникальные панно в итоге стали основным украшением при оформлении фасадов. К сожалению керамика, до наших дней не сохранилась и осталась только в архитектурном проекте. Саму же плитку уничтожили в процессе реконструкции, которой подверглось здание в семидесятых годах прошлого столетия.
Позже, по просьбе Александра Синицына архитектор спроектировал и построил Троицкий собор, который и сегодня можно увидеть в Щелкове.
Второе десятилетие прошлого века стало для Сергея Гончарова самым трудоемким в плане работы. Его популярность как зодчего принесла и множество новых проектов. В этот де период Гончаровым было организованно собственное архитектурное агентство.
1912-1914 годы – гончаров по просьбе купцов Солодовниковых занимается перестройкой их складских помещении, превратив в синематограф. В обновленном зале первого кинотеатра появилось двести восемьдесят зрительных мест, гримерные и кассы. Здесь не только показывали фильмы, но иногда еще выступала труппа театра «Ассамблея». После октябрьской революции именно здесь разместился «Театр народа», принадлежащий советской власти. Зрители смотрели спектакли-митинги. Они представляли собой небольшие спектакли, непременно заканчивавшиеся выкрикиванием политических лозунгов и шествием.
Доходный дом Соловниковых представлял собой здание выполненное в стиле модерн. По замыслу самого Сергея Гончарова его украшали пять керамических панно. Четыре из них демонстрировали всем батальные сцены и были подписаны самим архитектором строками, взятыми из известного литературного произведения «Боривой», авторства Алексея Толстого.
Пятое изображение было своего рода повторением известной картины «Девушка с сережкой». Панно выполнили по личным эскизам именитого художника Михаила Врубеля. Девушка, которую художник изобразил в своей работе была балериной, известной как Бронислава Гузикевич.
После революции семнадцатого года стиль модерн, так нравившийся Сергею Михайловичу больше не привлекал общественность. Заказов у знаменитого архитектора становилось все меньше, а крупные и вовсе стали редкостью. По большей части своего времени Сергей Гончаров брался за реставрацию и модернизацию частных усадьб и городских владений.
О том времени своей жизни, архитектор рассказывал так в письме к дочери Наталье Гончаровой в 1917 году: «Строительных работ в моей жизни с каждым днем становится все меньше. Конечно же никто не может вовсе ничего не строить. Я работаю и все внимательнее изучаю акварель. Это необходимо мне для изображений на фасадах зданий. Хотелось бы что-то подходящее из красок найти во Франции или Италии, и чтобы ты мне их выслала».
Женой известного архитектора стала Екатерина Беляева. Девушка была дочерью профессора духовной академии, мечтавшей стать профессиональной пианисткой. С детства девочка увлекалась игрой на музыкальном инструменте и посвящала этому много своего времени. Однако семья была не богатой и не смогла позволить себе дальнейшее обучение дочери. Екатерине пришлось искать работу гувернантки в дворянских семьях. С будущим мужем девушка случайно познакомилась на одном из литературных вечеров.
Пара поженилась в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века, а спустя год у них родилась дочь, которую молодые родители окрестили Натальей. Спустя еще четыре года родители радовались рождению наследника, названного Афанасием в честь знаменитого предка. Оба ребенка Гончаровых, так же, как и их родители, были увлечены миром искусства, они с радостью посвящали себя занятиям с отцом, который учил их рисовать. В будущем имя Натальи Гончаровой будет известно благодаря ее работам как художницы в стиле авангарда. В то время как Афанасий гончаров пошел по стопам отца и стал успешным архитектором.
Спустя несколько лет после рождения второго ребенка в личной жизни Сергея Гончарова наступил разлад. Супруги больше не жили вместе, находясь в разных квартирах, и практически никогда не встречались. Однако официально пара так и не развелась. Сын и дочь Сергея Михайлович постоянно проживали с матерью.
Ни жена, ни даже дети не смогли стать якорем для Гончарова. В квартире супруги он бывал весьма редко. Воспитание и обучение оказалось полностью на плечах хрупкой Екатерины Ильиничны. Она самостоятельно учила детей чтению и письму. Так как денег едва хватало на жизнь. Исследователи биографии Натальи Гончаровой в последующем предположат, что именно из-за тяжелого детства, девушка на протяжении всей жизни отличалась скрытностью и сдержанностью.
Свою последнюю работу Сергей Гончаров выполнил в 1926 году. Ею стал государственный заказ, по которому требовалось перестроить помещение, принадлежащее Зоотехническому институту.
Известный во всем мире архитектор, создавший свой собственный стиль, умер в родном городе, в Москве 23 июня 1935 года. Точное место захоронения не известно.