Сергей Тимофеевич Коненков – талантливый скульптор, художник и график, именуемый «русским Роденом», сторонник и активный участник Декабрьского восстания. Наряду со скульптурами («Юная», «Купальщица») оставил наследие в жанре портрета отечественных писателей и поэтов (И.С. Тургенева, В.В Маяковского), а также памятники (А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому).
Сергей Тимофеевич – выходец из состоятельной крестьянской семьи. Предки скульптора имели немаленькие сбережения, ведь в 1812 году, по завершении Отечественной войны, владели крупной суммой для выкупа себя из крепостничества.
Начальное образование получил в прогимназии, после чего выдержал вступительные испытания по курсу классической гимназии. Дальнейшее образование получал в 1892-1899 годах в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Менторами Сергея Тимофеевича в этот период становления будущего художника стали С. М. Волнухин и С. И. Иванов.
1897 год стал переломным в жизни начинающего художника.
В числе одаренных студентов Сергея Тимофеевича направили от училища за границу: он побывал во Франции, Германии и Италии. «Путешествие» было оплачено средствами, полученными за премию С.М. Третьякова. Практически по прибытии на родину, в 1898 году, выполнил фигуру «Камнебоец».
Период с 1899 по 1902 по праву считается одним из самых важных. Это несколько лет учения в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге под наставничеством В. А. Беклемишева. Экзаменационная работа «Самсон, разрывающий узы» была выполнена настолько талантливо, что именно за нее в 1902 году было назначено звание скульптора. Впоследствии в произведении увидели скрытое революционное настроение, по причине чего она была изъята по поручению Академии художеств.
Потрясенный участием в Декабрьском восстании, в 1906 году представляет цикл портретов героев сражений на Пресне, под наименованием «Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин».
Рукам Сергея Тимофеевича принадлежит оформление кафе Филиппова на Тверской в 1905 году, создание барильефного панно «Пиршество» в 1910 году.
1907 год ознаменован выставкой «Лесная серия», получившей такое название по причине того, что все статуи славянских богов были выполнены из дерева. Произведения отличались синтезом архаических традиций и модернизма. Лес в видении мастера — олицетворение могучих природных сил, символ необъятности.
Автором были усовершенствованы привычные образы русских преданий с помощью использования народной резьбы. «Серию» представляют следующие шедевры: «Старенький старичок» (1909 год), «Старичок-полевичок» (1909 год), «Стрибог» (1910 год), «Вещая старушка» (1916 год), «Дядя Григорий» (1916 год), «Нищая братия» (1918 год).
На создание «Вещей старушки» вдохновила всем известная в начале XX века сказительница М. Д. Кривополенова, являвшаяся обычной крестьянкой, сумевшей покорить Россию неподдельным талантом.
Одновременно с «Лесным циклом» велась работа над созданием «греческого цикла», в который вошли произведения «Юноша» и «Горус».
В 1910 году пробовал силы в конкурсе на лучший монумент Александру II, который так и не был закончен.
1912 год – время вдохновения и созерцания красот Греции и Египта.
После революции 1917 года чиновники пристально следили за творчеством скульптора, не беспочвенно подозревая в призыве к революции посредством искусства.
В 1918 году мастер трудился над доской памяти «Павшим в борьбе за мир и братство народов», которая впоследствии была размещена на Сенатской башне Кремля.
Сергей Тимофеевич – один из первых скульпторов периода XIX-XX веков, осмелившийся представлять обнаженные женские образы. Большинство его работ объединено идеями традиционной деревянной резьбы: «Крылатая» (1913), «Жар-птица» (1915), «Кариатида» (1918).
В 1923 году А.В. Луначарский предложил скульптору попробовать силы в выставках, проводимых в Риге и США. Предложение было принято, и вместе с супругой Сергей Тимофеевич отправился покорять зарубежную аудиторию. Вот только поездка затянулась: вместо предполагаемых нескольких месяцев она продлилась чуть больше двадцати лет. Нью-Йорк стал главным местом жизни и созидания. Творчество американского периода отличается произведениями, наталкивающими на размышления над Библейскими сюжетами. Живописец на своих полотнах запечатлел образ Христа, его пророков и апостолов.
Во время путешествия по Италии (1928—1929 годы) посчастливилось познакомиться с М. Горьким и успешно провести выставку в Риме. По предложению писателя разработал бюсты самого М. Горького, А. Довженко, И. Павлова, Ф. Шаляпина. Прощаясь с соотечественником, скульптор дал ему слово, а спустя несколько лет сдержал его: написал портреты близких людей М. Горького (внучки Марфы, ее дочери Нины и мамы Надежды). Произведения получили общее название «Три возраста».
Кисти и рукам Сергея Тимофеевича принадлежат портреты передовых деятелей культуры, искусства и науки (И.Тургенева, В. Маяковского, К. Циолковского), монументы (А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому), надгробие М. Пришвину.
В богатой портретной галерее на особом счету изображения И. С. Баха и Н. Паганини, а также других известных композиторов.
Талантливые работы, необычное видение, соединение нескольких техник в скульптуре и живописи обеспечили мастеру прижизненное общественное признание. В 1909 состоялось принятие в члены Союза русских художников.
Летом 1916 года молодой портретист включен в членство Императорской академии художеств, а впоследствии быстро открыл свою первую выставку в личной мастерской на Пресне. Уже в декабре этого же года была проведена вторая выставка, а в ноябре 1917 – третья.
Также 1917 год ознаменован вхождением в отдел пластических искусств Комиссии по охране памятников старины и искусства, а также включением в Коллегию художников театра и комиссии «Крáсоты Москвы». С 1917 по 1919 годы числился организатором и председателем Московского профессионального союза скульпторов и художников.
В 1918—1922 годах занимался преподаванием во ВХУТЕМАСе и студии Пролеткульта в Москве. Входил в число представителей Общества русских скульпторов, Ассоциации художников революционной России.
В 1923 году получил интересный опыт, приняв участие во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве: в результате из дерева были вырезаны статуи «Рабочий», «Крестьянка», «Текстильщица» и прочие.
Персональные выставки, проведенные в Нью-Йорке в 1925 году и в Риме в 1928 году, пользовались большим успехом.
В 1935 году по инициативе Принстонского университета сваял бюст А. Эйнштейна. Выбор на русского ваятеля пал не случайно: величайший физик был ценителем искусства и по достоинству оценивал творения мастера.
В годы Второй мировой войны состоял в членстве Комитета помощи России. Уже после смерти скульптора-художника были обнародованы письма, адресованные И.В. Сталину. Опираясь на снимки, сотворил скульптурные портреты полководцев: Г. Жукова, К. Рокоссовского, И. Конева и Р. Малиновского.
Не менее интересным в биографии является следующий факт: по распоряжению И. В. Сталина в 1945 году был забронирован и отправлен в США пароход «Смольный», на котором творец и все его «детища» прибыли на родину. За патриотическую ноту творчества отсутствующему долгое время скульптору была подарено помещение под мастерскую на улице Горького.
В 1965 году в Москве, в доме художника, расположенном на Кузнецком Мосту, была проведена выставка, посвященная 90-летию со дня рождения.
Семейная жизнь творца ознаменована двумя браками. В первом, с Татьяной Яковлевной, появился на свет сын. Впоследствии Кирилл Сергеевич стал инженером-конструктором, а внучка, Анна, — кандидатом культурологических наук.
Второй союз с Маргаритой Ивановной Воронцовой остался бездетным, но был продолжительным и счастливым.
Скончался мастер 9 октября 1971 года в Москве. Могила располагается на восьмом участке Новодевичьего кладбища, а возвышается над ней тот самый автопортрет, за который творец был удостоен Ленинской премии.
К столетию скульптора, в 1974 году, в его доме состоялось торжественное открытие «Мемориального музея», содержащего несколько залов: саму мастерскую, личную комнату, холл и вестибюль. Одну из стен украшает мемориальная доска-барельеф.
Имя и творчество скульптора известно не только в нашей стране, но и за ее границами. В честь Сергея Тимофеевича названы многие улицы и проспекты крупных городов: Москвы, Смоленска, Рославля. Также авторским наименованием наделен Музей изобразительных искусств города Смоленска.
Комментарии
Это как понимать, родился 1974 и умер 1971?)
Он родился 1874 года, а не 1974. Внимательнее смотреть надо
+
+
Вообще то он родился в 1874 и умер в 1971
косые глазки
ну топ
ну топ
капибара