Симон Ушаков – русский художник, график и иконописец.
Людей, носивших фамилию Ушаков, которые стали знаковыми в российской истории, известно немало. Каждый человек, обладающий образованием, точно вспомнит хотя бы троих Ушаковых — это автор толкового словаря, флотоводец и столичный иконописец. Лики святых, которые были написаны Симоно Федоровичем, до сих пор сохранились в стенах Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря, московских церквей и соборов, Третьяковской галереи и Русского музея.
Личная биография живописца и иконописца, обладавшего недюжинным талантом, наполнена множеством тайн и загадок. До наших дней так и не удалось установить точную дату рождения Ушакова. Его родители решили назвать только появившегося в 1626 году на свет мальчика Пименом, но до сих пор не выясненным причинам и обстоятельствам имя поменяли на Симон.
Когда молодому человеку исполнилось 22 года, он стал знаменщиком Серебряного приказа в Оружейной палате. На данном посту он оставался до 1664 года. На службе Симон занимался росписью знамен, созданием различных узоров, написанием орнамента и изображений для дворцов и церквей, используя изделия высшей пробы и рукоделия. Также парень реставрировал храмовую живопись, составлял чертежи и планы, украшал монеты и ружья.
Усердный труд и высочайший уровень профессионализма позволил Ушакову позднее заслужить уважение и милостивое отношения правителя Алексея Михайловича. Карьера иконописца резко пошла вверх и ближе к окончанию 1663 года его перевели в Оружейную палату, где он получил пост изографа. На новом месте работы его подчиненными стали мастера правителя, а также Симон стал основателем школы иконописцев. Среди его планов числилось создание «Азбуку художеств». Логично, что за наличие таковых талантов Ушакова считали главным экспертом по изобразительному искусству того времени.
Симон Ушаков стал автором значимых реформ в сфере написания икон, поскольку лики изображений святых создавались с применением новаторских техник и способов. Он первым среди мастеров художественного искусства отобразил на иконах стихотворные тексты, в которых шло прославление Творца, и выражались надежды по получению его милости. Кроме того в виршах можно было встретить упоминания имени человека, сделавшего заказ на написание иконы.
Симон стал автором порядка 12 вариантов «Спаса Нерукотворного» – икон, где изображался образ Христа. При создании шедевров Ушаков использовал живоподобие и стремился отобразить мельчайшие детали Спасителя. Он повторял все анатомический тонкости лица Иисуса: точно вырисовывал глаза, ресницы, взгляд, остававшийся слегка отрешенным. Старообрядцам не нравились нововведения Симона и они часто совершали на него нападки, обвиняя в богохульстве и подражанию западной живописи.
Кроме того Симон много внимание уделял фону, передавал естественным образом светотени и пространство. Церковные врата и иконостас подверглись изменениям в устройстве по инициативе столичного изографа.
Одновременно с наличием большого количества критики, Ушаков не отошел напрочь от традиционно исконно русской иконописи. Но все же сказывалось его стремление работать в стиле западноевропейских художников, творивших на стыке эпох.
Деятель искусства часто получал заказы по созданию икон для церквей и монастырей, к примеру, храма святителя Григория Неокесарийского, где находится Господский образ Христа Вседержителя и Богоматери Елеусы Киккской. Но с большим желанием Симон принимал и «мирские» заказы.
Авторство Ушакова принадлежат и портреты первых лиц государства «Древо государей Российских», и конечно же «Древо Государства Российского». В последнем портрете Богоматерь Владимирская изображена на произведении искусства вместе с царями и князями Российской империи. В 1685 году Ушаков написал свою последнюю работу, получившую известность – «Тайная вечеря», которая была размещена в Успенском соборе Троице-Сергиева монастыря.
Согласно данным, которые сохранились на «Спасе на престоле», остались сведения о личной жизни Ушакова. Симон Федорович был женат на супруге по имени Феврония, а его детей, сумевших дожить до зрелого возраста, звали Петр и Евфимея. Несколько наследников художника ушли из жизни еще в младенческом возрасте.
Великий иконописец завершил свой жизненный путь 25 июня 1686 года. Его похоронили недалеко от Знаменского мужского монастыря, в котором он проживал последние годы жизни. В этом же монастыре монахами служили его дядя и отец. Известно, что Симон Ушаков ушел из жизни исходя из естественных причин.