Софокл — выдающийся афинский философ, драматург и трагик, чьи произведения оставили неизгладимый след в истории древнегреческой литературы. Его трагедии, такие как «Царь Эдип», «Антигона» и «Электра», известны своей глубокой философской проницательностью и драматической силой.
Софокл родился примерно в 496 году до нашей эры в Колоне, который является пригородом Афин. Эта местность была известна своими святилищами и жертвенниками, посвящёнными таким божествам, как Посейдон, Афина, Евмениды, Деметра и Прометей. О своём родном городе поэт упоминал с особым трепетом в своей трагедии «Эдип в Колоне». Софокл происходил из состоятельной семьи, его отец Софилл был обеспеченным человеком, что позволило будущему драматургу получить качественное образование.
После торжества в Саламинской битве, Софокл принимал активное участие в общественной жизни, в частности, он выступил руководителем хора на городском фестивале. Его политическая деятельность также отмечена двукратным избранием на пост стратега и однократным участием в управлении союзной казной. В 440 году до н.э., вдохновлённый успехом его трагедии «Антигона», афиняне выбрали его стратегом во время Самосской войны, что свидетельствует о значении этого произведения для его политической карьеры, датированного 441 годом до н.э.
Создание трагедий для афинского театра было его основной деятельностью. Первая его тетралогия, представленная в 469 году до н.э., принесла ему победу над Эсхилом, запустив серию его триумфов на театральной арене в конкуренции с другими трагиками. Аристофан Византийский приписывал Софоклу авторство 123 трагедий, включая «Антигону».
Софокл известен своим жизнерадостным и коммуникабельным характером, как отмечается в словах Кефала из «Государства» Платона. Он был тесно знаком с историком Геродотом и скончался в возрасте 90 лет в 406 году до н.э. в Афинах, где горожане в его честь установили жертвенник и ежегодно отмечали его как героя.
Софокл внёс значительные инновации в театральное искусство, увеличив число актёров до трёх и хористов с 12 до 15, при этом сократив хоровые партии. Он совершенствовал декорации и маски, вводил расписные фоны и преобразовал структуру трагедии, создавая тетралогии, хотя точные детали этих изменений неизвестны. Все его нововведения были направлены на усиление драматизма и иллюзии на сцене, увеличивая впечатление от спектакля. Также, поддерживая изначальный дух трагедии как религиозного обряда, посвященного Дионису, Софокл делал её более человечной и приближенной к зрителям, углубляя анализ внутреннего мира героев, которые ранее были известны лишь по внешним событиям. Таким образом, он продолжил и развил начатые Эсхилом тенденции по оживлению и углублению легендарных сюжетов.
Во всех сохранившихся трагедиях Софокла основное внимание зрителей приковано не к череде событий или внешним происшествиям, а к последовательности переживаний героев, столкнувшихся с определёнными, чётко заданными обстоятельствами с самого начала драмы. Например, в «Эдипе» ключевым является момент внутренней жизни героя, когда он раскрывает собственные преступления, совершённые до начала действия пьесы.
В «Антигоне» действие запускает решение главной героини нарушить царское запрещение о погребении Полиника, которое было объявлено фиванцам через глашатая. В обеих пьесах зрители видят развитие начальных мотивов, а исход событий предсказуем. Софокл не добавляет неожиданных поворотов или сложных интриг, предпочитая вместо этого изображать героев как живых людей со всеми человеческими слабостями и эмоциями, что приводит к неизбежным ошибкам и преступлениям.
«Электра» выделяется в каноне работ Софокла. Здесь героиня, действуя в соответствии с волей богов, независимо от оракула, решает совершить матереубийство, глубоко оскорблённая поведением своей матери Клитемнестры. Подобный выбор сюжетов и подход к разработке основных тем позволяли сократить роль сверхъестественных сил и божественного вмешательства, оставляя героям больше человечности и свободы для морального выбора.
В «Филоктете» и «Трахинянках» также видна тема человеческой автономии и ответственности. Софокл, подобно Сократу, который «спустил философию с небес на землю», снижает полубогов с их пьедесталов и отодвигает богов от прямого участия в человеческих делах, подчеркивая вмешательство как напоминание о божественном порядке и справедливости, которое проявляется в наказаниях или похвалах, вытекающих из действий самого героя или его предков.