Степан Дмитриевич Эрьзя – известный русский и советский ваятель, художник, скульптор. Яркий представитель такого стиля в искусстве как модерн.
Степан Нефедов, а именно так звучит настоящая фамилия известного во всем мире скульптора, взял себе псевдоним, под которым знают его работы уже, будучи студентом художественного училища. Он увлекся рисованием и лепкой в детские годы своей биографии. В свое время Степан прошел обучение рисунку, живописи и иконописи у нескольких мастеров, известных в девятнадцатом и начале двадцатого столетия. Для изучения скульптуры он отправился в Италию, где работал с бетоном, мрамором, чугуном и деревом. Большинство его скульптур сделано без предварительных набросков, что делает их еще более ценными для искусствоведов и ценителей прекрасного. За совой несомненный талант в Европе его прозвали «русским Роденом».
Степан Нефедов родился в небольшом селе Баево на территории Алатырского уезда, что входил в состав Симбирской губернии 8 ноября 1876 года. Его родителями стали простые крестьяне Мария и Дмитрий Нефедовы. И мать и отец были выходцами из марийской народности эрьзя.
В детские годы Степан был необщительным и рос достаточно замкнутым ребенком. Уже в тот период своей жизни мальчик больше любил рисовать мелом и углем, а так же лепить разнообразные фигурки, нежели проводить время со сверстниками. Первым, кто заметил несомненный талант своего ребенка, оказался отец будущего скульптора. Он же и отправил своего наследника учиться. Сначала это была церковно-приходская школа в селе Алтышево, после Степан посещал занятия в иконописной мастерской расположенной в селе Алатырь. А уже, будучи подростком, Степан был отправлен в мастерскую в Казани.
Мастера из иконописной мастерской часто отправлялись в разные города, чтобы расписать там церковь. Своих учеников они брали с собой, дабы они на практике постигали все тонкости этой работы.
В 1896 году стал одним из посетителей на выставке знаменитого художника Михаила Врублевского. Его работы настолько вдохновили молодого скульптора, что тот решил серьезно подойти к своему образованию и изучить живопись. С этой целью в 1901 года парень отправился в Москву, где поступил в училище ваяния, живописи и зодчества. Его преподавателями на курсе стали Валентин Серов, Константин Коровин, Леонид Пастернак и другие, известные в стране и за ее пределами художники.
Спустя два года студент Нефедов подал прошение о переводе на отделение скульптуры, где на тот момент преподавателями были Павел Трубецкой и Сергей Волнухин. Именно в этот период своей биографии Степан принял решение взять псевдоним, под которым его работы знают во всем мире – Эрьзя.
На самом деле Эрьзя в исконном понимании этого слова это не имя, и даже не псевдоним и даже не название. Это прозвище одной очень далекой и старинной народности – мордвы. Очень малочисленный народ, чьи земли затеряны среди безграничных болот и зеленых лугов Симбирской губернии. Там, где все питается водами великой Волги. По некоторым данным эта народность имела некое далекое родственное отношение к финнам.
В 1906 году, после окончания своего обучения в Москве, Эрьзя решил уехать за границу. На протяжении трех лет он проживал в Италии, где совершенствовал свои навыки и умения, а так же постигал секреты зарубежных мастеров. Молодой скульптор отдал свое предпочтение весьма редкой технике прямого высекания. На практике это довольно завораживающее зрелище, так как мастер вырезает свои фигуры без каких-то предварительных эскизов.
Первой успешной работой скульптора, принесшей ему признание, стала скульптура под названием «Последняя ночь осужденного перед казнью». Степан создавал ее, находясь под впечатлением от посещения Бутырской тюрьмы. Здесь нужно отметить, что еще в годы учебы в Москве, парень подрабатывал, фотографируя в этой тюрьме заключенных и осужденных революционеров. В 1909 году этой скульптуре было присуждено первое место на Международной выставке, проходящей в Венеции. Многие посетители. Находясь под впечатлением от увиденного, прозвали тогда практически не известного скульптора «деревенским Микеланджело» и «русским Роденом».
В 1910 году состоялся переезд Эрьзя во Францию. В этой стране его работы стали приобретать не только частные коллекционеры, но и крупные музеи. В этот период своей творческой жизни молодой мастер работал исключительно над скульптурными портретами – «Марта», «Норвежская женщина», «Тюремный священник». Благодаря исключительно зрительной памяти художник умело выполнял работы всего за несколько сеансов, при этом, совершенно не используя эскизы.
Первая мировая война началась в 1914 году в связи с чем, скульптор принял решение о своем возвращении на родину. Военные годы для всех проходили сложно. В это время Степан Дмитриевич практически не занимался своим творчеством, так как работал санитаром в военном госпитале, расположенном в Москве. Из редких работ того времени можно выделить «Портрет балерины Софьи Федоровой» и «Монголка».
Кроме любимого мрамора, который в эти годы было практически не достать, скульптор стал использовать железобетон, цемент и металл. Привычным для него стало и дерево, которое он стал использовать, вдохновленный работами мордовских мастеров.
Новый этап в жизни скульптора начался после Октябрьской революции, случившейся в 1917 году. Первое десятилетие стало одним из самых трудных периодов в жизни Степана, наполненное потрясениями, переменами и неожиданными поворотами.
В послереволюционный период мастер работал в основном над национальными образами и мифологическими сюжетами. Среди его работ были библейская Ева, скульптурные портреты мордовских и эрзянских женщин, древнегреческой Леды. Не прошло мимо него агитационное искусство, которое требовало следовать плану Советской власти и воплощать работы в монументальном стиле. Так появились знаменитые скульптуры Ленину и Марксу, оформление в Баку Дома союзов и фигуры крестьян и рабочих в разных городах страны.
Однако первая эйфория от советской власти постепенно стала проходить, а отношения с ней портиться. В культурной политике тех лет в основном были представители авангарда, с которым у Эрьзя не сложилось. Позже он расскажет Луису Орсетти, журналисту одного из зарубежных печатных изданий: «В то время в стране главными были футуристы. К примеру, в Екатеринбурге они уничтожили все произведения искусства, которые, по их мнению, не советуют новым понятиям. Даже в музеях они уничтожили то, что было подарено владельцами магазинов и коллекционерами. Они сожгли огромное количество книг в библиотеке».
В период с 1918 год и вплоть до 1926-й известный скульптурный мастер проживал на территории Урала, а затем и Кавказа. Туда он, прежде всего, отправился в надежде отыскать редкие мраморные породы. Этот период в творческой жизни, стал временем кризиса. Так как хорошего материала не было. Так же как и не возможно было найти нужное оборудование и подходящее помещение.
Большие ограничения были наложены и властью, а каждое новое произведение в искусстве обязано соответствовать идеям нового мировоззрения. Эрьзя писал своему другу: «Меня эта революция просто задавила. Я вынужден согнуться под ее тяжестью…».
Возможно, именно по этой причине в 1926 году российский скульптор покинул родину и отправился сначала в Париж, а затем в Аргентину.
Сюда он привез около тридцати своих работ, которые намеревался продемонстрировать местным жителям. Известность, после выставок в Европе, давала надежду скульптору, что и в Новом Свете он сможет получить признание. В новой стране он жил на окраине Буэнос-Айреса, участвовал в выставках и на свои деньги печатал листовки о творчестве. Уже через несколько месяцев в местных газетах появились первые статьи о русском скульпторе, где писалось, что великий мастер «ранее был пастухом». При этом подчеркивалась его популярность в Европе и сложности в отношениях с Советской властью.
За время, проведенное в новой стране, Эрьзя стал использовать в своих работах такие породы деревьев как альгарробо и квебрахо. Очень твердая древесина требовала осторожности и долгого периода в обработке. Однако все это окупалось красивыми оттенками в готовой работе и удивительно выразительной текстурой.
Из работ этого периода искусствоведы выделяют такие работы как «Отрешенный», «Автопортрет», «Портрет аргентинской девушки». Всего в Аргентине Степаном Дмитриевичем было создано более ста восьмидесяти скульптур.
Степан Эрьзя смог вернуться в Советский Союз только в 1950 году. Власти города Москвы выделили ему помещение для мастерской, где впоследствии Степан Дмитриевич организовал свою постоянную выставку. Чтобы попасть в небольшое полуподвальное помещение, публике приходилось отстаивать огромные очереди. Но это того стоило. Ведь сам автор проводил поклонников своего творчества по экспозиции, рассказывая историю каждой скульптуры. Спустя шесть лет, в 1956 году скульптор был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Он умер 24 ноября 1959 года. Похоронили Степана Эрьзя на его малой родине в Мордовии, к этому времени уже переименованной в город Саранск.
Комментарии
Читала книгу о нём ещё в юности и помню до сих пор.
Как только дошла до того места, где его родители были выходцами из марийцев эрьзя и села Алатырь, читать далее нет смысла😂😂😂
какая марийская народность, если он мордвин-эрзя.