Томас Гоббс — биография
Томас Гоббс – британский мыслитель-материалист, основавший современную политическую философию и теорию общественного договора. Автор знаменитого трактата «Левиафан».
Английского ученого и мыслителя Томаса Гоббса считают основоположником политической философии и человеком, внесшим фундаментальный вклад в развитие геометрии, физики, юриспруденции, истории и теологии. На весь мир деятель прославился благодаря знаменитому трактату «Левиафан», ставшему наиболее влиятельным произведением в области изучения проблем государственной власти.
Детство и юность
Ученый родился 5 апреля 1588 года в британском городке Уэстпорт (современный Мальмсбери). Отец мальчика, Томас-старший, служил викарием в одном из храмов Чарльтона. Будучи вспыльчивым и не слишком образованным человеком, мужчина часто ссорился со своими коллегами, а однажды ситуация даже дошла до серьезной потасовки. После того, как викария уволили, он оставил семью и покинул родной город, оставив жену с детьми на попечение состоятельного родственника.
Томас-младший обучался в церковно-приходской школе, после его определили в частный пансион для мальчиков. В начале 17-го века юноша поступил в колледж Magdalen Hall, на базе которого впоследствии был образован оксфордский Хэтфорд. По окончанию обучения прилежный ученик защитил степень бакалавра и по протекции одного из педагогов устроился репетитором в семью аристократов Кавендишей.
Карьера и философия
Воспитанником и компаньоном Гоббса стал юный барон Уильям, с которым он в 1610 году отправился в путешествие по Европе. В ходе поездки Томас открыл для себя массу новых научных и критических методик, разительно отличавшихся от традиционной английской схоластики. Будущий мыслитель увлеченно поглощал греческие и латинские книги, которые позже перевел на английский язык. В числе ранних трудов Томаса – адаптированная версия произведения Фукидида «История Пелопонесской войны».
В 1628-м барон Уильям скончался от чумы, поэтому учителю пришлось заняться поисками работы. Какое-то время он сотрудничал с известным драматургом Беном Джонсоном, потом устроился помощником к британскому политику и публицисту Фрэнсису Бэкону. В тот период Гоббс углубленно изучал геометрию, в частности, труды греческого ученого Евклида.
Некоторое время молодой педагог работал наставником в семье аристократов Клифтонов, затем вернулся к Кавендишам, воспитывать сына покойного Уильяма. Большой период своей биографии Томас посвятил изучению философии и совершенствованию навыков ведения дискуссии.
В середине 1630-х мыслитель вновь предпринял путешествие по европейским странам. Здесь он сблизился с членами сообщества Марена Мерсенна и начал принимать участие в философских диспутах с такими величинами, как Пьер Гассенди и Рене Декарт.
По версии ряда исследователей, в 1636 году Гоббс побывал в Италии, где произошло его знакомство с великим ученым Галилео Галилеем. Утверждается, что именно по рекомендации знаменитого итальянца британец задумался о переносе философских теорий в реальную действительность.
В середине 17-го века в Англии разразилась революция, заставившая мыслителя перебраться во Францию. Продолжая общаться со сторонниками Мерсенна, Томас сформировал для себя окончательную систему философских взглядов на ключевые аспекты бытия человека.
В Париже ученый устроился преподавателем точных наук к юному принцу Уэльскому, прибывшего во французскую столицу с остова Джерси. Одновременно с этим философ вел записи, которые по возвращению на родину были опубликованы отдельными книгами. Эти произведения стали отражением труда автора, на протяжении 20 лет создававшего собственную философскую систему.
В основе философии Гоббса лежит материализм и отрицание бестелесного духа. В 1640 году увидела свет одна из его самых известных работ – «Начала закона, естественного и политического». При публикации редакторы разделили рукопись на две книги – «О теле политическом» и «Человеческая природа». Этот труд был посвящен проблемам власти и вопросам, касающимся действий единоличного суверена. В 1642-м Гоббс представил книгу «О гражданине», которая первоначально вышла на латыни. Перевод на английский язык читатели увидели только через 11 лет.
Позже этот труд вошел в трилогию «Основы философии», включавшей в себя трактаты «О человеке», «О теле» и «О гражданине». В произведении автор обратил внимание на то, что для естественного состояния человеку требуется стабильное правление, основанное на принципах политики и теологии. Здесь впервые прозвучало понятие «война всех против всех», которое Гоббс позже развил в своей знаменитой книге «Левиафан».
Изначально вышеуказанное произведение имело название «Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». Сегодня этот труд признан классикой западной философии и основой теории общественного договора.
В «Левиафане» человек рассматривается с точки зрения материи, находящейся в бесконечном движении и не зависящей от бестелесного нематериального духа. Ученый отрицал существование величайшего блага, однако верил в величайшее зло, выражавшееся в страхе насилия и служившее инструментом запугивания для верховной власти. Гоббс считал, что находящиеся вне политического общества граждане способствуют возникновению анархии, ведущей к «войнам всех против всех».
Томас был убежденным монархистом. По его мнению, единоличный правитель обладает богатством и властью только с ростом благосостояния и силы его подданных. Демократическое или аристократическое общество подобную ситуацию не допускает.
Главной идеей «Левиафана» является то, что единоличный правитель должен осуществлять контроль за гражданскими, судебными, военными и церковными вопросами, полностью исключив разделение властных полномочий. Мыслитель считал, что наделение властью нескольких органов ведет к вспышкам социальных протестов и вооруженных бунтов.
В 1651 году трактат был опубликован, его обложку украшала гравюра с изображением возвышавшегося над крошечными людьми гиганта в кольчуге. После выхода книги у писателя появилось множество поклонников, равно как и неприятелей из числа авторитетных философов того времени. Молодые мыслители взяли систему Гоббса на вооружение и создали на ее основе собственные труды на тему государственного управления. Самым известным последователем мэтра стал британский исследователь Джон Локк.
Следующими работами автора стали книги «Вопросы о свободе, необходимости и шансе» и «Письма о свободе и необходимости», в которых рассматривались проблемы естественного права, свободы, страха и естественного закона.
Ученый считал, что человек совершает обдуманные и опрометчивые действия, следуя своим желаниям. Свободу писатель объяснял отсутствием внутренних и внешних преград к принятию того или иного решения. По мнению мыслителя, все происходящее с человеком есть следствие вмешательства неких внешних агентов, а случаться само по себе не может ни одно событие.
Труды Томаса Гоббса признаны классическими произведениями в области политической философии. Еще при жизни автора его книги были переведены на десятки языков мира.
Когда власти начали борьбу с атеизмом и профанациями, работы Гоббса были признаны ересью и запрещены к публикации на территории страны. Почувствовав опасность, автор уничтожил все рукописи, которые могли бы его скомпрометировать. Одними из последних книг ученого стал перевод гомеровской «Одиссеи» и собственная автобиография.
Личная жизнь
Ученый вел уединенное существование, предпочитая одинокие прогулки и работу по ночам. Сведений о его личной жизни практически не сохранилось. Известно, что до конца своих дней он так и не женился и детьми не обзавелся.
Смерть
На закате лет философ испытывал проблемы с мочевым пузырем. Осенью 1679 года состояние здоровья писателя резко ухудшилось, на фоне хронического заболевания развился острый паралитический инсульт. Знаменитый британский мыслитель скончался 4 декабря того же года.
Главные труды
- 1640 – «Элементы права, естественные и политические».
- 1650 – «Трактат о человеческой природе».
- 1651 – «Философские рудименты, касающиеся правительства и общества».
- 1642-1658 – «Основы философии жизни».
- 1651 – «Левиафан» (первоначальное название «Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»).
- 1654 – «Письма о свободе и необходимости».
- 1656 – «Вопросы о свободе, необходимости и шансе».