Тимур Кибиров — советский и российский поэт-концептуалист и переводчик.
Литератор появился на свет в феврале 1955 года в городе Шепетовке Украинской ССР. Настоящая фамилия автора — Запоев. По национальности он осетин, однако родного языка, на котором творил Коста Хетагуров, не знает. В семье было трое детей: сам Тимур и две сестры — старшая и младшая. Значительное влияние на его становление оказала бабушка Роза Васильевна.
Отец будущего поэта служил офицером, мать преподавала биологию в школе. Родители поощряли любовь сына к чтению и не ограничивали его выбор книг. Лишь однажды отец, увидев в руках восьмиклассника «Декамерон» Джованни Боккаччо, напомнил, что это произведение следует воспринимать как памятник мировой литературы, а не как лёгкое развлечение. Сам Запоев впоследствии признавал, что, будь в его детстве современные гаджеты, увлечение книгами вряд ли было бы столь глубоким.
Поступив на историко-филологический факультет Московского областного педагогического института имени Н. К. Крупской (ныне Московский государственный областной университет), Тимур провёл пять семестров без особого усердия и был отчислен. Среди выпускников этого вуза — как признанные советские литераторы, так и диссиденты.
Служба в армии стала для Запоева важным этапом личного и творческого взросления. После демобилизации он осознал, что поэтические модели, созданные мастерами Серебряного века, не способны в полной мере описывать советскую действительность. Решение творческой задачи помог найти сборник стихов Иосифа Бродского: он показал, что можно продолжать традиции русской поэзии, открывая новые формы для отражения времени.
Первые стихи о любви Тимур Запоев написал ещё подростком, считая, что лирика юношей — вечный и неизменный жанр поэзии. Однако собственные ранние произведения поэт сегодня называет наивными и признаётся, что не хотел бы видеть их опубликованными.
Взгляд литератора на собственное творчество основан на концептуалистском подходе: он называет свои стихи и поэмы простыми, но только для читателя, знакомого с Пушкиным, Маяковским, Чуковским и Цветаевой. Значительная часть произведений насыщена «культурными кодами» — цитатами и аллюзиями на русскую и советскую поэзию, народные песни и фольклор.
В поэме «Сквозь прощальные слёзы» переработанные строки Михаила Исаковского соседствуют с трансформированной матросской песней «Яблочко» и гротескным развитием призыва Андрея Вознесенского «Уберите же Ленина с денег» до абсурдной фразы «И слонят уберите с трюмо». В «Историческом романсе» встречаются строки Николая Некрасова, Александра Блока, упоминания «Капитанской дочки» Пушкина, создающие многослойный культурный контекст.
Особое место в поэзии Запоева занимает образ Владимира Ленина. В «Песни о Ленине» автор использует двустишия с цитатами из советских песен, сравнивая вождя с «нормальным летним дождём» и «травой у дома». В ироническом произведении «Когда был Ленин маленьким» он перерабатывает воспоминания Анны Ульяновой о детстве брата, придавая им сатирический оттенок.
Впервые Кибиров начал публиковаться в конце 1980-х, причём его дебют состоялся в эмигрантских журналах «Синтаксис» и «Континент». Вхождение в литературную среду произошло при поддержке Льва Рубинштейна и Дмитрия Пригова. Позднее, уже как признанный поэт, он обратился и к прозе.
Супругой Тимура Запоева стала журналистка Елена. По собственному признанию поэта, подлинное значение любви он осознал лишь после рождения дочери. Ей посвящён цикл «Двадцать сонетов к Саше Запоевой», в котором нежная интонация сочетается с тонкой самоиронией.
В литературных вкусах Кибиров остаётся верен классике — среди любимых произведений он называет «Евгения Онегина» и «Капитанскую дочку» Александра Пушкина. Из музыки особенно ценит творчество Вольфганга Амадея Моцарта, а из животных — собаку. Поэт не ведёт страниц в социальных сетях, однако его фотографии нередко сопровождают интервью в прессе.
Кибиров исповедует христианство, причём крещение принял вместе со школьным другом, которого к церкви стремилась приобщить жена. Он убеждён, что вся подлинная литература несёт в себе религиозное измерение. Библейские мотивы находят отражение в его поэзии, например, в стихотворениях «Их-то Господь вон какой» и «Блудный сын».
3 апреля 2020 года Тимур Запоев принял участие в 12-часовом поэтическом марафоне #ПолитехLive, где вместе с ним выступали поэты Сергей Гандлевский и Елена Фанайлова, а также актрисы Татьяна Друбич, Алиса Гребенщикова и Юлия Ауг.
Летом того же года директор Российского академического молодёжного театра Софья Апфельбаум сообщила, что в период вынужденной паузы из-за пандемии артисты читали онлайн по главам первый прозаический роман Кибирова «Лада, или Радость».
В июне 2020-го книга «Генерал и его семья» вошла в лонг-лист премии «Ясная Поляна» и в шорт-лист премии «Большая книга». Получив известие о признании, автор подчеркнул, что не намерен полностью переходить на прозу и уже работает над новой поэтической книгой.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.