Томас Гейнсборо — английский живописец XVIII века, выдающийся портретист и пейзажист, один из основателей британской пейзажной школы и Королевской академии художеств. Его работы отличались светлой палитрой и стали знаковыми для английского романтизма.
Томас Гейнсборо родился в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его супруги Сюзанны, став девятым ребёнком в семье. Дата его крещения в приходской книге зафиксирована как 14 мая 1727 года. С раннего детства мальчик проявлял интерес к художественным занятиям: он лепил фигурки животных, рисовал, пытался передавать наблюдения за природой. Атмосфера небольшого английского городка, где он рос, во многом сформировала его внимание к пейзажным мотивам.
В тринадцать лет юный художник настоял на переезде в Лондон, что было редким решением для подростка из провинциальной семьи. По воспоминаниям современника и приятеля Филипа Тикнесса, Гейнсборо с этого времени обеспечивал себя самостоятельно, что свидетельствовало о его ранней профессиональной самостоятельности и умении зарабатывать искусством.
Во второй половине XVIII века в британской живописи складывалась особая традиция, связанная с романтизмом, — живописцы стремились соединять правдивость изображения с эмоциональной выразительностью. Гейнсборо, наряду со своим старшим современником Джошуа Рейнольдсом, стал ключевой фигурой этого процесса. Его произведения отличала «просветлённая» палитра серебристых и лёгких тонов, благодаря чему картины воспринимались воздушными и гармоничными.
Хотя основную славу ему принесли портреты, Гейнсборо одинаково высоко ценился как мастер пейзажа. Вместе с художником Ричардом Уилсоном он положил начало британской пейзажной школе XVIII века, которая заложила традицию особого отношения к изображению природы в английском искусстве. С именем Гейнсборо связывают и появление в художественной критике термина «пикчуреск», обозначающего живописность, эстетическую привлекательность пейзажного вида.
Гейнсборо не только работал как художник, но и активно участвовал в институциональном развитии искусства в Британии. В 1768 году он стал одним из основателей Королевской академии художеств в Лондоне — организации, которая сыграла важную роль в становлении профессионального художественного образования и укреплении престижа живописи в стране. Его деятельность и влияние определили направления развития британской школы живописи на несколько десятилетий вперёд.
Переехав в Лондон, Томас Гейнсборо остановился у мастера по серебру, чьё имя не сохранилось в источниках. Вскоре он начал брать уроки у французского художника Юбера-Франсуа Гравло, преподавателя Академии святого Мартина. Основное внимание юный живописец уделял изображению природы, о чём свидетельствуют его зарисовки растений 1740-х годов. В этот период он зарабатывал на жизнь заказными пейзажами, реставрацией старых полотен, а также подработкой у гравёра Джона Бойделла, будущего крупного издателя и мецената.
В 1745 году Гейнсборо обзавёлся собственной мастерской. К этому же времени относится одна из его первых подписанных работ — картина с изображением бультерьера на фоне пейзажа. На обороте холста художник оставил надпись: «Замечательно умный пёс». Год спустя он женился на Маргарет Барр, побочной дочери герцога Бофорта. Вероятно, именно в это время он создал ранние автопортреты с супругой, выполненные под влиянием стиля французского мастера Антуана Ватто.
В 1748 году Гейнсборо написал «Лес Гейнсборо», где ощутимо влияние голландского живописца Якоба ван Рёйсдаля, чрезвычайно популярного в Англии середины XVIII века. В том же году художник участвовал в проекте по оформлению интерьеров детского приюта, где вместе с другими мастерами создавал виды восьми лондонских госпиталей. Его работа «Чартерхаус» была признана лучшей, однако новых заказов не последовало. Вскоре он вернулся в родной Садбери, где в том же 1748 году умер его отец, а у самого художника родилась первая дочь Мэри.
Несмотря на то что Гейнсборо считал себя пейзажистом, спрос на подобные картины был низким: в академической иерархии жанров пейзаж относился к «низким». В 1749 году он нашёл решение — объединил портрет и пейзаж в единой композиции, создав «Портрет четы Эндрюс». Эта работа стала важным этапом в его развитии и предвосхитила характерный синтез жанров, которым он пользовался в дальнейшем.
Около 1750 года художник обосновался в Ипсвиче, где вёл активную творческую жизнь. Он стал членом Музыкального клуба, познакомился с исполнителями и любителями музыки, позже запечатлев их в портретах, включая групповой портрет членов клуба. В 1752 году в семье родилась вторая дочь, Маргарет. Основной доход художнику приносили портретные заказы, при этом он ориентировался на традицию Уильяма Хогарта, уделяя внимание сходству и естественности образа, а не внешним признакам социального статуса модели.
В 1753 году Гейнсборо получил престижный заказ на портрет адмирала Эдварда Вернона. В этот же период он часто писал членов своей семьи: автопортрет 1754 года показывает его в треуголке, а на полотне 1756 года изображены дочери, бегущие за бабочкой. Около 1758 года он создал два портрета своего друга Уильяма Уоллестона — один с флейтой, другой на фоне усадьбы. В декабре того же года художник получил заказ на изображения графа Джерси и его сына, лорда Вильерса, что значительно укрепило его профессиональную репутацию.
Хотя портреты составляли основу его заработка, Гейнсборо продолжал работать над пейзажами. В «ипсвичский период» особенно заметно влияние голландца Яна Винантса, проявившееся в трактовке земли, песчаных берегов и срубленных деревьев. Фон портретов художника становился всё более живописным, перекликаясь с его пейзажными композициями. Фактура картин становилась текучей, светлая грунтовка и нежные тона придавали полотнам акварельную мягкость.
К концу 1750-х годов Гейнсборо утвердился как востребованный портретист в Ипсвиче. Успехи позволили ему задуматься о переезде в более престижное место, и следующим этапом его жизни стал курортный город Бат, где уже жили две его сестры.
В середине 1760-х годов Томас Гейнсборо обосновался в Бате, одном из главных культурных центров Англии XVIII века. Здесь число заказов на портреты оказалось столь велико, что художник работал без отдыха и в 1763 году даже серьёзно заболел от переутомления. Слухи о его кончине распространились настолько широко, что местная газета 17 октября того же года ошибочно сообщила о смерти мастера, опровергнув известие лишь на следующий день. В эти годы были написаны важные работы, включая портрет графини Мэри Хау и два портрета Иоганна Кристиана Баха, младшего сына Иоганна Себастьяна Баха.
Батский период был связан с глубоким изучением Гейнсборо творчества старых мастеров. Картины Антониса ван Дейка и Питера Пауля Рубенса, принадлежавшие местным коллекционерам, оказали сильное влияние на его стиль. Он копировал их полотна и искал новые приёмы. Именно тогда в его пейзажах появляются сияющие дали и выразительные световые эффекты. Выставленный в 1763 году в Обществе британских художников «Пейзаж» (ныне в Вустерском музее) стал примером нового этапа. Особое место занимает картина «Возвращение крестьян с рынка лесной дорогой» (около 1767), в которой художник достиг редкой гармонии колорита и света.
10 декабря 1768 года была основана Королевская академия художеств, и Джошуа Рейнольдс пригласил Гейнсборо войти в число тридцати шести её основателей. Этот шаг закрепил его положение среди ведущих живописцев страны. В начале 1770-х годов особую известность получили портрет миссис Грэм и «Мальчик в голубом» с изображением Джонатана Баттла. Художник пробовал себя и в офорте, но сохранившиеся одиннадцать досок показывают, что результаты его не удовлетворили.
В 1774 году Гейнсборо перебрался в Лондон, где устроил мастерскую рядом с аукционным домом Christie’s. Здесь его соперничество с Рейнольдсом стало очевидным. В 1777 году на академической выставке он представил «Водопой» — творческий ответ на одноимённое полотно Рубенса. В последующие годы он продолжал писать пейзажи, включая «Возвращение с жатвы» (1784), где объединил традиции голландского реализма, декоративность французского рококо и впечатления от поздних пейзажей Рубенса.
В начале 1780-х годов художник заинтересовался новыми визуальными эффектами. Театральный декоратор Филипп Лоутербург изобрёл эйдофузикон — проекционный аппарат с расписанными стеклянными пластинами. Гейнсборо создал около десяти пейзажей для собственного устройства, которые ныне хранятся в Музее Виктории и Альберта.
Широкую известность принесли ему женские портреты, вдохновлённые искусством ван Дейка: изображения герцогини Девонширской, леди Горации Уолдгрейв, «Дамы в голубом» (предположительно герцогини де Бофор), а также портреты актрисы Сарры Сиддонс и куртизанок Джованны Баччелли, миссис Эллиот и Фрэнсис Данкомб. В портретах миссис Робинсон и миссис Шеридан (1783) он снова объединил портретное искусство с пейзажным фоном.
В 1784 году Гейнсборо вступил в конфликт с Королевской академией: он потребовал перевесить его полотна ниже, чтобы их можно было рассматривать вблизи. Отказ привёл к разрыву отношений, и до конца жизни художник устраивал выставки лишь в собственном доме. К этому времени относится и его единственное произведение на античный сюжет — «Диана и Актеон» (1785–1788).
Гейнсборо умер 2 августа 1788 года от карциномы. Биограф Филип Тикнесс и позднее Уильям Джексон утверждали, что его последними словами стали: «Все мы отправимся на небо, и Ван Дейк с нами». Похоронили художника на кладбище церкви Святой Анны в Кью, рядом с другом Джошуа Кирби. Позднее там же упокоились его жена и племянник, живописец Дюпон Гейнсборо. На том же кладбище находятся могилы Йохана Цоффани и Франца Бауэра. В честь художника названа улица Gainsborough Road в Кью.
В Садбери, на улице Gainsborough Street, в 1958 году был открыт дом-музей в его родовом доме. Исследования конца XX века принесли новые открытия: в 1991 году рентгенографическое обследование портрета «Музыкант Иоган Фишер» выявило под верхним слоем краски изображение Шекспира. По письмам Гейнсборо известно, что он действительно пытался написать портрет драматурга в 1768 году, но, будучи недоволен результатом, переписал холст другим образом.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.