Уильям Тернер — биография


Уильям Тернер – известный британский живописец, акварелист, гравер, мастер романтического пейзажа. В течение жизни Тернер успел написать свыше 550 картин, многие из которых хранятся в музеях по всему миру.

Детство и юность

Полное имя художника – Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Уильям родился весной 1775-го года в Лондоне,  в районе Ковент-Гарден. Отец живописца изготавливал парики на продажу, в конце 1770-х годов мужчина основал собственную парикмахерскую. Когда Уильяму было около десяти лет, его отправили к дяде в лондонский пригород Брентфорд. Мальчика отослали из дома из-за тяжелой душевной болезни его матери, которая принесла много горя Тернерам.

Автопортрет Уильяма Тернера

В доме дядюшки мальчик заинтересовался живописью. После окончания школы Уильям переехал в Лондон, где начал работать у архитекторов и топографов. Одним из работодателей юного Тернера был известный британский живописец Томас Малтон.

В 1789-м году 14-летний Уильям стал студентом Королевской академии художеств. Вступительные экзамены у юноши принимал сэр Джошуа Рейнолдс, который были знаменитым портретистом. В последующие годы Уильям с удовольствием слушал лекции именитого наставника, который оказал большое влияние на творческое становление Тернера.

Живопись

За время обучения в академии Уильям прослушал полный курс лекций об идеализме в искусстве. Этот курс лекций читал президент данного учебного заведения. Спустя год после поступления в академию акварельный рисунок Уильяма был выставлен на местной выставке. Эту работу Тернер написал в 1790-м году.

В дальнейшем произведения Уильяма на постоянной основе выставлялись на выставках академии. Спустя год молодой человек был принят оформителем сцены в оперу «Пантеон», которая располагалась на Оксфорд-стрит. Также юноша подрабатывал преподаванием – он обучал живописи всех желающих.

Тернер всегда особенно внимательно относился к изучению творческих приемов мастеров прошлых столетий, а также современных художников. Юноша перенимал чужие приемы, которые пришлись ему по душе. Он по-иному интерпретировал классические образы, выражал при помощи искусства собственные мысли и чувства.

Своим кумиром и наставником Уильям считал знаменитого живописца Клода Лоррена. Тернер утверждал, что расплакался, когда увидел картину Лоррена под названием «Отплытие царицы Савской». Юный художник рассказывал, что полотно вызвало в нем такие сильные чувства, поскольку прежде он никогда не видел ничего подобного.

«Дидона, основательница Карфагена»

Спустя много лет, уже будучи известным художником, Тернер отдал свою картину «Дидона, основательница Карфагена» в Национальную галерею. К картине относились как к непревзойденному шедевру живописного искусства. Тернер попросил лишь о том, чтобы его картина висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Уильям досконально изучил биографию своего кумира, в том числе и альбомы с гравюрами Лоррена.

Позже Уильям задумается о выпуске собственного альбома и воплотит эту идею в реальность. Рисунки из этого выпуска были созданы в той же технике, что и работы Лоррена. Издание было выпущено в качестве учебника для начинающих живописцев. Гравюры располагались по тематикам – бытовая живопись, мифологическая, архитектурная и историческая, а также морские и горные пейзажи.

Уильям Тернер рисовал и этюды. Первая его поездка для написания этюдных работ состоялась в 1791-м году. Молодой художник отправился в путешествие по Европе. Он посетил Италию, Швейцарию и Францию, создавая зарисовки при  помощи походной палитры. После себя живописец оставил огромное наследие – свыше 10 тысяч рисунков и набросков.

Позже Уильям использовал наброски, созданные во время путешествий, для создания акварельных картин. Полномасштабные полотна создавались Тернером в Лондоне. В течение своей многолетней творческой биографии Уильям Тернер неоднократно возвращался к своим старым этюдам.

Постепенно слава о талантливом акварелисте разнеслась по всей Британии. Уже получив славу и признание общественности, Тернер стал работать членом-корреспондентом Королевский академии. Это случилось осенью 1799-го года.

«Рыбаки в море»

Через два года картина художника «Рыбаки в море» была выставлена  академии. Полотно произвело невероятный эффект на общественность – о картине говорили простые люди, о ней писали в прессе. Художник Бенджамин Уэст даже сравнивал творчество Тернера с полотнами великого голландского живописца Рембрандта. Зимой этого года Уильям стал самым молодым художником, получившим статус королевского академика.

Несмотря на славу и общественное признание, Уильям продолжал работать над собственной техникой. Он часами занимался изучением архитектуры и геологии, чтобы сделать свои картины более яркими и реалистичными. Много времени молодой живописец посвящал особенностям движения воды и воздуха. Труды Уильяма привели к великолепному результату – к началу 19-го века он достиг абсолютнейшей выразительности в акварельных работах. До того времени такой силой и выразительностью обладали лишь масляные полотна.

Интересно, что в своих картинах художник не стремился достичь детализации. Он создал совершенно новый вид пейзажей, при помощи которых запечатлевал собственные воспоминания и эмоции. На полотнах живописца изображено огромное число бытовых сцен – дружеские посиделки, пикники, полевые работы, прогулки. Образы людей Тернер рисовал с предельной любовью и чуткостью, показывая несовершенство и слабость человеческой натуры перед лицом природы и окружающей среды. Окружающий мир в полотнах живописца настроен спокойно по отношению к человеку,  однако этот мир может быть и грозным,  и равнодушным.

В 1807-м году художник стал работать преподавателем перспективы в Королевской академии. Живописец составлял учебную программу так, чтобы во время обучения поднимались не только околопредметные вопросы, но и целый круг разнообразных тем. Лекции Тернера представляли собой переосмысленный учебный материал его наставника Рейнолдса. Любимой темой Уильяма был вопрос о поэтической живописи.

«Трафальгарское сражение»

Широкую известность обрели работы мастера, посвященные войнам с Наполеоном. Это такие картины, как «Трафальгарское сражение» и «Поле при Ватерлоо».

Живописец старался приобщиться к наследию мирового изобразительного искусства. Впервые он посетил Италию в 1819-м году. Он успел побывать в Неаполе, Венеции, Турине, Риме и Милане. В разных городах Тернер занимался изучением творчества Рафаэля, Тициана и Тинторетто.

После путешествия в Италию немного поменялся и художественный ракурс произведений Тернера. Его картины стали более яркими, он стал использовать более насыщенную палитру. На картинах мастера словно стало больше света и красок. Также путешествие по Италии вдохновило Тернера на создание картин в венецианской стилистике, в которой он написал многие свои полотна. В Венеции живописец побывал трижды, воспоминания об этом городе еще долго отзывались на полотнах художника.

Однако далеко не всем нравилось творчество британца. Знаменитый художник и коллекционер сэр Джордж Бомон критиковал творчество земляка. Бомон утверждал, что полотнам Тернера присущи вольность и аляповатость.

В дальнейшем изменилось и отношение современников к картинам живописца. Британия стала викторианской, а общество – более чопорным и сдержанным. Поменялась эпоха, общественность утратила интерес к романтизму. В моду вошел реализм.

Сентиментализм, идеалистичность картин Тернера перестали находить отклик в сердцах достопочтенной публики. Многие обыватели уже не могли всерьез воспринимать произведения художника.

С 1830-х годов Тернер все чаще слышал в свой адрес нелицеприятные выпады и критику. Он попал в опалу не только к коллегам, но и к простым зрителям. Из-за некоторых работ у Уильяма появилась дурная слава – его считали сумасшедшим. Некоторые картины живописца граничили с абстракционизмом, что вызывало общественное возмущение. Из-за этого британская королева отказалась производить Тернера в рыцари.

Но были у британского художника и защитники. Писатель Джон Рескин считал Тернера одним из величайших живописцев всех времен.

В биографии Уильяма Тернера нашлось место и всеобщему восхищению,  и народному порицанию. Однако он был и остается одним из самых талантливых художников своего времени. В своем творчестве живописец предвосхитил художественные приемы конца 19 и начала 20 веков.

Личная жизнь

О личной жизни Уильяма Тернера было известно крайне мало. Мужчина был непубличным человеком и старался держать свою частную жизнь в тайне. Стоит сказать, что живописец был очень привязан к отцу. Уильям проживал с любимым родителем с самого детства и до самой смерти Тернера-старшего. Своего отца живописец считал не только помощником, но и лучшим другом.

С возрастом художник становился все эксцентричнее. У него было несколько хороших друзей, однако главным человеком в жизни живописца оставался его отец. После смерти  любимого родителя у Уильяма начались приступы депрессии.

Официально художник не был женат. Однако он многие годы проживал вместе с вдовой по имени Сара Дэнби. У влюбленных родились две дочери.

В последующие годы живописец состоял в отношениях с некой Кэролайн Бут, которая жила в Челси.

Тернер был любителем нюхательного табака. Интересно, что в 1838-м году французский король Луи-Филип I даже подарил живописцу золотую табакерку.

Теплая дружба связывал Тернера с художником Эдвардом Томасом Дэниеллом. Живописец Дэвид Робертс, свидетель тех событий, рассказывал, что Эдвард боготворил Тернера. Вполне возможно, что эта дружба помогла Уильяму найти духовное утешение, в котором мужчина остро нуждался после кончины отца.

Смерть и память

Уильям Тернер прожил долгую и насыщенную жизнь. Умер живописец зимой 1851-го года, в Челси, где проживала его возлюбленная. На момент смерти Тернеру было 76 лет. Официальной причиной кончины мастера стало заражение холерой. До наших современников дошли последние слова художника – «Солнце – это Бог».

Уильям Тернер был погребен в соборе святого Павла. Интересно, что могила художника находится рядом с последним пристанищем его наставника, сэра Джошуа Рейнолдса. После себя живописец оставил завещание, в котором просил передать все свои произведения в собственность британской нации.

Тернер по-прежнему считается одним из самых талантливых и знаменитых художников Британии. В честь живописца был учреждена премия в области современного искусства. В 2014-м году по биографии Уильяма Тернера был снял фильм под названием «Мистер Тернер». Сюжет ленты охватывает около двадцати лет из жизни живописца. Роль самого мастера сыграл Тимоти Сполл.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share