Владимир Боровиковский

Владимир Боровиковский — биография


Владимир Боровиковский — русский художник, признанный мастер портрета и академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств.

Детство

Владимир Лукич Боровиковский, известный русский живописец, увидел свет 24 июля 1757 года в Миргороде, что на Украине. Он был потомком скромного дворянского рода; его отец служил в армии и дослужился до поручика, после чего вернулся в родные пенаты. В семье Боровиковских уважали искусство: отец и его братья Василий и Иван занимались живописью икон для местных храмов. Владимир также обратил свои таланты к искусству, однако особенно его привлекало портретное мастерство, отражающее черты сентиментализма, популярного в то время в Украине.

Жизнь Боровиковского кардинально изменил случай. В 1787 году, когда через Миргород проездом шла императрица Екатерина II, местный губернский предводитель дворянства Василий Капнист поручил молодому художнику создать два панно для путевого дворца императрицы. На созданных полотнах были изображены аллегорические сцены: встреча Екатерины II с греческими философами и Петр I, изображённый в виде земледельца, а его преемница — как сеятельница. Восхищенная талантом Боровиковского, императрица приказала ему отправиться на учёбу в Санкт-Петербург.

В Петербурге, несмотря на возраст, который стал препятствием для поступления в Академию художеств, Владимир Лукич начал обучение у придворного живописца Иоганна Лампи и академика Дмитрия Левицкого. Благодаря таланту и удаче художник обрёл покровителей и создал множество портретов для аристократии. Жил он в доме известного архитектора и поэта Николая Львова, который поддерживал его и вдохновлял на создание уникального художественного стиля, свободного от подражания.

Владимир Боровиковский

С уходом Лампи в Австрию в 1798 году, Боровиковский унаследовал его мастерскую на Милионной улице, где было создано большинство его известных произведений.

Творчество

В 1794 году, благодаря своим связям с дворянством, приближённым к императорскому двору, Владимир Лукич Боровиковский получил высокую честь — создать портрет самой императрицы Екатерины II. Эта работа получила название «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». На полотне государыня предстала в непринуждённой обстановке, воплощённой в духе скромности и благосклонности. Изображение величественной фигуры сочетало простоту с изяществом. За эту работу в 1795 году Боровиковский был награжден званием академика.

По мере распространения слухов о его таланте, Боровиковский становился всё более востребованным художником. Многочисленные заказы от аристократии свидетельствовали о его работоспособности. Художник создавал портреты как мужчин, так и женщин, используя типовые композиционные подходы, однако умело раскрывая характеры своих моделей. Особенностью его работы было то, что он, будучи левшой, применял особые приёмы, которые отличались от техник правшей, хотя сам он описание своего метода не оставил.

К 1802 году Боровиковский занимал должность советника Академии художеств. Несмотря на то, что он не стал придворным живописцем, в высших слоях общества его имя пользовалось уважением. Среди его знаменитых работ — портреты императрицы Марии Федоровны, Павла I и их детей. Особенно выделяются его «Портрет Марии Лопухиной» и «Портрет Елены Нарышкиной», в которых он смог передать нежность и поэтичность женских образов.

Боровиковский также занимался монументальной живописью и миниатюрой, выходя за рамки сентиментализма и адаптируясь к новым направлениям в искусстве, таким как классицизм и ампир. Его парадные портреты были востребованы среди высших слоёв общества. Например, за портрет князя Куракина было уплачено 700 рублей, а такие известные личности, как советник Дмитрий Трощинский и принц Муртаза Кули-Хан, также щедро вознаграждали художника за его труды.

С 1802 по 1811 год Боровиковский работал над оформлением Казанского собора, однако из-за придворных интриг его имя часто оставалось в тени. В качестве вознаграждения за длительный труд ему был вручен бриллиантовый перстень, в то время как другие участники проекта получили более значительные награды. Это событие отметило начало угасания его славы.

В последующие годы интерес к его работам угас, и Боровиковский переключил свои интересы на религиозную живопись и мистицизм. Он также был членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» под руководством Александра Лабзина, куда принадлежал и его наставник Левицкий. Позднее художник оставил это общество и присоединился к «Духовному союзу» Екатерины Татариновой.

Творчество Боровиковского оставило заметный след в портретной живописи XIX века. Его работы отличались лиричностью и эмоциональной насыщенностью, что выделяло их на фоне произведений его предшественников. Свет в его картинах был рассеянным, а фигуры, окружённые природой, подчёркивались за счёт мягкости и ненавязчивости пейзажа.

Личная жизнь

Биография Владимира Лукича Боровиковского была тесно переплетена с его страстью к живописи, и это увлечение зачастую отодвигало на второй план личную жизнь художника. Владимир Лукич прожил в одиночестве, и с угасанием интереса со стороны общества он всё больше уходил в себя, становясь замкнутым и отшельническим. Его попытки найти утешение в мистицизме не увенчались успехом, и он всецело посвятил себя религиозной живописи, проводя дни наедине со своими полотнами в мастерской.

Боровиковский так и не создал собственной семьи, не оставил после себя жены или детей. В письмах родным в Украину он упоминал, что его единственное общество — это домашняя кухарка и ученики, которых он приютил в своей квартире. Одним из таких учеников был молодой Алексей Венецианов, который впоследствии сам добился значительных успехов в живописи.

С годами в душе Боровиковского усиливался внутренний разлад, подпитываемый одиночеством и отсутствием внимания публики. Живописец утешал себя алкоголем, несмотря на то что всегда был известен своей щедростью. Хотя он продолжал зарабатывать даже в годы, когда его творчество было не востребовано, Боровиковский не собрал значительного состояния. Его расточительность вызывала удивление у окружающих: он регулярно отправлял домой подарки и угощения, а бедные собирались у его дверей каждую субботу, чтобы получить от него милостыню.

Смерть

Причиной кончины Владимира Лукича Боровиковского стал инфаркт миокарда. Жизнь известного русского художника завершилась в апреле 1825 года в Санкт-Петербурге.

Владимир Боровиковский памятник

Местом первоначального захоронения Боровиковского стало Смоленское кладбище. Однако в 1931 году произошло перезахоронение останков художника. Его прах был торжественно перенесен в Александро-Невскую лавру. В качестве надгробного памятника был использован тот же саркофаг из гранита, что и ранее установлен на его могиле. Этот монумент украшен деталями в виде львиных лап, что придает ему особенную значимость и величие.

Ссылки

Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share