Владимир Сорокин — биография
Владимир Сорокин – современный российский писатель, художник, драматург и сценарист. Автор более десятка романов в жанре соц-арта и концептуализма, а также множества повестей, пьес, рассказов и сценариев для кинофильмов.
Для читателей, искушенных творчеством Пелевина, Уэлша, Паланика и Прилепина, писатель Владимир Сорокин стал настоящим открытием и даже своеобразным глотком свежего воздуха. Его книги привлекают оригинальным жанром и своеобразием стиля, которых так жаждут современные любители литературы. Эффект от произведений Сорокина часто сравнивают с ощущениями зрителей, посмотревших кино режиссера Алексея Балобанова, в частности, нашумевший «Груз 200».
Детство и юность
Описаний ранней биографии Сорокина в общем доступе не много. Родился он 7 августа 1955 года в подмосковном поселке Быково, где так же начинали свой жизненный путь кинорежиссер Павел Чухрай и исполнитель патриотических песен Николай Расторгуев.
Семья Володи была довольно обеспеченной. Родители мальчика часто меняли место жительства, поэтому ему довелось сменить несколько школ. Писатель часто вспоминает своего деда-лесничего, который брал его с собой на обход и показывал, как надо собирать грибы и ягоды, рыбачить, приучал любить окружающую природу.
Окончив среднюю школу, юноша поступил в Российский нефтегазовый университет. На вопрос, почему литератор выбрал столь нетворческий вуз, он отвечает просто – не хотел служить в армии.
Владимир пытался поступить в художественный институт, но тщетно – для этого у него не было достаточной подготовки. С юных лет будущий писатель увлекался изобразительным искусством, обожал разглядывать картины великих мастеров, пытался воспроизводить их на своих полотнах. На четвертом курсе технического вуза Сорокин всерьез увлекся графикой и даже создал собственный цикл иллюстраций к детективному роману «Скорый до Баку» писателя Олега Смирнова.
Окончив университет, молодой человек отложил диплом инженера на дальнюю полку и устроился на работу в популярный тогда журнал «Смена». Карьера в советском издании не задалась: отказавшись вступить в ряды комсомола, Владимир был немедленно уволен.
Творчество
Интересно, как сам Сорокин описывает начало творческого пути: «Лез по батарее на письменный стол и сорвался, повис на штырьке – он есть на старых батареях, сейчас такие уже не делают. Штырек вошел мне в затылок. К счастью, все обошлось, но после этого у меня начались видения, и я стал жить как бы в двух мирах».
В середине 1980-х появились дебютные публикации молодого автора. Первые шесть произведений Сорокина издал журнал «А — Я», а вскоре после этого свет увидел его роман очередь, размещенный на страницах издания «Синтаксис». Это сочинение представляло собой длинный диалог: около двух сотен его страниц состояли из одних лишь реплик героев.
Каждая новая книга автора становилась неким вызовом обществу, заявлением Сорокина о собственной самобытности и уникальности. Постмодернист вызывал на себя шквал критики, что подогревало необычайный интерес к его персоне. Особо яростно писателя критиковала проправительственная молодежная организация «Идущие вместе», которая предлагала отдать Владимира под суд и устраивала акции с «позорным» уничтожением его рукописей. К счастью, судебные органы в работах Сорокина ничего противозаконного не обнаружили.
В начале 2000-х по инициативе «Идущих вместе» на Театральной площади был организован круглосуточный пикет, участники которого требовали запретить оперу «Дети Розенталя» с либретто Владимира Сорокина. Подобные акции вызывают у писателя лишь улыбку, а подобным явлениям он даже придумал название – «государственный онанизм».
Стоит отметить, что автор действительно, нередко шокирует читателей своими «сорокинскими» приемами. Ярким примером тому стал сборник сочинений «Первый субботник», написанный в начале 1980-х годов и изданный после распада Советского Союза. Цель произведений Владимира Георгиевича – вовсе не сделать сенсацию ради пиара книги. Автор пытается донести до общества проблемы человеческой нравственности и обнаружить точки перегибов, пусть путем использования достаточно жестких литературных приемов.
Как правило, произведения писателя начинаются с повествования о жизни простых советских людей – ветеранов, рабочих, ребятишек с их беззаботными повседневными играми. Ближе к середине книги читатель понимает, что окунается в совершенно иную реальность шокирующую, пугающую, доводящую до полубредового состояния.
Так, в произведении «Тополиный пух» автор рассказывает об интеллигентном преподавателе Воскресенском, который благодушно принимает цветы от своих студентов. Внезапно, погрузившись в воспоминания о прошлом, профессор по щелчку становится жестоким и избивает супругу, сопровождая все это отборным матом.
Один из самых известных романов Сорокина – «Голубое сало» – увидел свет в 1999 году. Повествование ведется по двум линиям – в прошлом и будущем. Ключевой персонаж книги работает в 2048 году на секретном предприятии, где идут разработки некого странного вещества, получившего название «голубое сало». О практическом применении этого открытия ничего не известно.
Для «голубого сала» необходимы кожные отложения, полученные у клонов гениальных русских литераторов – Толстого, Набокова, Достоевского, Пастернака и Чехова. В книге писатель прибегает к использованию манеры письма великих авторов, приправляет строки устаревшими и иноязычными речевыми оборотами. В линии прошлого Сорокин показывает 1954 год, а именно взаимоотношения фашистского диктатора Гитлера и советского тирана Сталина.
Именно это произведение положило начало противодействия Владимира Георгиевича и «Идущих вместе». Критика прозвучала и от писателя Василия Аксенова, который обвинил автора в «мерзейшем глумлении над Ахматовой». Как бы то ни было, книга быстро обрела популярность в читающих кругах и стала настоящим бестселлером современной отечественной литературы.
В 2000-м Сорокин представил рассказ-автопародию «Настя», вошедший в литературный сборник «Пир». В центре сюжета – российская интеллигенция 21 века, показанная в необычном ракурсе.
Книги Влдмра Сркна (творческий псевдоним писателя) состоят из филигранных, но максимально жестоких метафор и диалогов, отражающих окружающую действительность. У гения пера уже давно сформировался широкий круг поклонников, жадно поглощающих каждое его новое произведение. Большинство фанатов Сорокина считает его чуть ли не Нострадамусом, предсказывающим будущее российского общества.
Произведения Владимира Георгиевича переведены почти на тридцать языков мира. Творчество литератора ценится не только в России, но и во многих европейских странах. На родине писателя отметили наградами «Премия Горького», «Либерти», «Народный бункер», а в Германии его представили к премии Министерства культуры страны.
В последние несколько лет Сорокин развивает хобби своей молодости – художественное искусство. К радости поклонников он организовывает персональные выставки, где презентует собственные концептуальные арт-объекты. У литератора есть официальный сайт, на котором фанаты его творчества могут ознакомиться с последними новостями, интервью, интересными фотографиями.
Личная жизнь
Не зря говорят, что талантливый человек – талантлив во всем. Литературный гений известен еще и как автор гастрономических шедевров, которые он изобретает на своей кухне на радость домочадцев. Коронным блюдом Владимира Георгиевича является тройная уха.
Личная жизнь автора бестселлеров давно упорядочилась. Еще в 20-летнем возрасте он познакомился со своей будущей супругой Ириной, которая после свадьбы родила ему двоих наследниц – Анну и Марию.
Владимир Сорокин – человек компанейский. Он обожает общаться с приятелями, гулять с собаками, играть в активные игры и путешествовать. А вот русский рок, футбол, сладкие вина и запах парфюма писатель не любит.
Самые известные книги
- «Очередь»
- «Норма»
- «Тридцатая любовь Марины»
- «Первый субботник»
- «Сердца четырех»
- «Роман»
- «Месяц в Дахау»
- «Голубое сало»
- «Пир»
- «Эрос Москвы»
- «Теллурия»
- «Манарага»
- «Доктор Гарин».