Вячеслав Дубынин — биография
Вячеслав Дубынин — биолог, популяризатор науки, профессор МГУ, специалист в области нейрофизиологии.
Детство и образование
Вячеслав Альбертович Дубынин родился 23 августа 1961 года. По знаку зодиака — Дева. Его жизненный путь оказался тесно связан с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова: именно здесь он получил высшее образование, окончив биологический факультет. Специальностью будущего учёного стала «высшая нервная деятельность» — раздел физиологии, изучающий работу головного мозга и его связи с поведением, эмоциями и когнитивными функциями.
Выбор этой области не был случайным: в 1980-е годы в СССР активно развивалась нейрофизиология, а исследования в области мозга и психофизиологии считались передовыми и перспективными. Интерес к границам сознания, механизмам памяти и восприятия сочетался с общенаучной тенденцией системного подхода к биологии человека, характерной для того периода. Именно в этой среде формировался научный стиль и круг интересов Вячеслава Дубынина.
В дальнейшем он связал свою научную и преподавательскую карьеру с кафедрой физиологии человека и животных биофака МГУ, где начал работать ещё в студенческие годы.
Научная и просветительская деятельность
Вячеслав Дубынин на протяжении многих лет оставался одним из ведущих научных сотрудников кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ. В его обязанности входили как научные исследования, так и преподавание — он читал курсы по биологии, психологии и медицинским аспектам нейрофизиологии. Его педагогическая и исследовательская карьера продолжилась в Московском гуманитарном институте (Институт молодежи), где в 1995 году он получил звание доцента, а позже — профессора.
Основной сферой научных интересов Дубынина оставалась физиология мозга, включая нейрофармакологию и биохимические процессы, регулирующие поведение человека. К этому моменту в его активе насчитывалось более 100 научных работ, посвящённых механизмам действия нейромедиаторов, работе нервной системы и индивидуальным особенностям мозга. Его исследовательская база сделала его востребованным экспертом — он сотрудничал с межведомственным фондом «Наука долголетия», а также читал лекции в известном культурно-просветительском центре «Архэ», специализирующемся на популяризации науки.
Широкую известность Дубынин получил как автор и лектор научно-просветительских курсов. Один из его наиболее значимых образовательных проектов — цикл «Химия мозга» (2016), в котором он подробно разбирал работу нейромедиаторов, таких как адреналин, норадреналин, дофамин и особенно ацетилхолин. Последний, по его словам, играет ключевую роль в снижении возбуждения при стрессе и координации работы нервно-мышечной системы. Материал курса сочетал нейробиологические данные с доступной подачей, что сделало его популярным среди широкой аудитории.
Отдельное внимание в лекциях Дубынин уделял современным вопросам медицины и иммунологии. Он подчёркивал, что человеческий организм с рождения обладает способностью к формированию иммунитета — ещё в первобытные времена младенцы росли в условиях, далеких от стерильности. Отсюда, по его мнению, следует возможность раннего введения вакцин. При этом он указывал, что аллергия — это не признак слабого иммунитета, а напротив, его избыточной активности. Следовательно, подход к лечению таких состояний требует не стимуляции, а, напротив, модуляции и снижения иммунной гиперреактивности.
В мае 2017 года он выступил с лекцией «Мозг и алкоголь», где не только объяснил физиологические механизмы действия этанола, но и проследил его культурно-языковое происхождение — от арабского выражения, означающего «душа вина». Он подробно рассказал о влиянии спирта на дофаминовые системы мозга, подчеркивая, что в малых дозах он может временно снимать усталость и активировать двигательную систему, но при превышении определенного порога (100 грамм чистого спирта) вызывает тяжелые нейрохимические сбои, провоцируя агрессию, депрессию или раскрепощённость в зависимости от особенностей нервной системы. По его мнению, изменённое поведение в состоянии опьянения не раскрывает «истинное лицо» человека, а скорее является следствием нарушения регуляции мозговой деятельности под действием сильного психотропного вещества.
В лекции «Мозг и его потребности» он также затронул проблему аутизма, указав на рост числа диагностируемых случаев. По мнению учёного, у детей с аутизмом часто наблюдаются нарушения ферментативных процессов, особенно в пищеварительной системе, включая снижение активности дипептидилпептидазы. Это приводит к накоплению экзорфинов — веществ, схожих по действию с опиатами, способных оказывать угнетающее влияние на мозг.
В октябре 2020 года Дубынин принял участие в онлайн-фестивале научной и гуманитарной мысли «КСТАТИ. Online», где обсуждал тему счастья с точки зрения биологии мозга. Среди участников были известные представители других дисциплин — военный врач Алексей Водовозов, химик Алексей Паевский, физик Евгений Степин, литературный критик Константин Мильчин, психолог Евгений Осин. Такое междисциплинарное обсуждение подчеркивало стремление Дубынина не только к популяризации науки, но и к интеграции научных знаний в повседневную культуру мышления.
Личная жизнь
Вячеслав Дубынин состоит в браке, является отцом трёх дочерей и дедушкой трёх внуков. Семья занимает особое место в его жизни: он не раз подчёркивал, что считает радость отцовства одной из самых ярких и важных эмоций, которую может пережить человек. В повседневном общении профессор отличается доброжелательностью и открытостью. Несмотря на академический статус, он с лёгкостью идёт на контакт с окружающими, всегда спокойно и с улыбкой реагируя на просьбы поклонников о совместном фото.
Личная жизнь, по мнению Дубынина, тесно связана с биохимией организма. Он неоднократно объяснял, что многие проявления чувств — от привязанности до любви — определяются действием гормонов. Так, объятия способствуют выработке окситоцина, гормона, усиливающего чувство близости и доверия. По его словам, сама по себе физическая близость — явление крайне необычное с точки зрения биологического поведения, ведь оно требует от живого организма радикального изменения модели восприятия окружающего мира. Этот «переворот психики», как он его называет, невозможен без соответствующей гормональной поддержки.
Особое внимание Дубынин уделяет феромонам — биологически активным веществам, через которые человек на бессознательном уровне получает информацию о репродуктивном статусе и состоянии иммунной системы потенциального партнёра. Эти сигналы, по его мнению, играют первостепенную роль при возникновении симпатии.
Профессор также подчёркивает уникальность человеческого вида: несмотря на принадлежность к стайным животным, только человек в природе формирует устойчивые моногамные пары. Это, по его мнению, важнейший культурно-биологический феномен, в котором переплетаются социальные нормы, эволюционные механизмы и нейрофизиология.
Публичные выступления
23 апреля 2021 года Вячеслав Дубынин принял участие в одном из наиболее обсуждаемых интервью в сфере российской научной популяризации — беседе с Ириной Шихман в рамках YouTube-программы «А поговорить?». Выпуск получил провокационное и интригующее название: «Зачем нам оргазм, любовь, ревность и секс?». В нём нейрофизиолог предложил научную интерпретацию сложных аспектов человеческой эмоциональной и сексуальной жизни. Он подробно рассказал о биологических механизмах выбора партнёра, значении афродизиаков, гормональных циклах и их влиянии на поведение, а также обсудил такие темы, как моногамия, ухаживание, постродовая депрессия и гомосексуальность.
Основной посыл интервью заключался в том, что даже глубоко личные и интимные переживания человека имеют нейрофизиологические основания. Дубынин стремился разрушить бытовые мифы, объясняя зрителям, как работают биологические импульсы, какие гормоны участвуют в формировании привязанности и почему сексуальность является результатом сложного взаимодействия эволюции, социума и мозга. Его спокойная и доброжелательная манера подачи материала позволила донести научные идеи до широкой аудитории, сохранив уважение к чувствительности темы.
В тот же день, 23 апреля 2021 года, профессор принял участие в круглом столе при Московском государственном психолого-педагогическом университете. Темой встречи стала подготовка научных кадров в области психологии, педагогики и смежных дисциплин. Вместе с Дубыниным в обсуждении участвовали ректор МГППУ Аркадий Марголис, нейробиолог Василий Ключарёв, преподавательница Абердинского университета Ника Адамян, а также представители Высшей школы экономики, включая Андрея Мячикова. В центре внимания находились системные проблемы аспирантуры, необходимость междисциплинарного подхода и формирование у молодых специалистов навыков критического мышления, что особенно актуально в условиях стремительно развивающейся нейронауки.
Таким образом, Дубынин в один день оказался вовлечён как в популяризацию науки, так и в её академическое развитие, продемонстрировав редкое сочетание умений работать с широкой аудиторией и активно участвовать в профессиональных научных дискуссиях.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.