Уилки Коллинз — биография
Уилки Коллинз — английский писатель, один из родоначальников детективного жанра и автор популярных романов викторианской эпохи.
Ранние годы и образование
Уилки Коллинз появился на свет 8 января 1824 года в Лондоне, в семье известного английского живописца-пейзажиста Уильяма Коллинза. Имя мальчику дали в честь его крестного — художника Дэвида Уилки, чья фамилия легла в основу имени будущего писателя.
Коллинз получил домашнее образование, после чего продолжил обучение в частной школе. В детстве и юности он много путешествовал с семьёй по Франции и Италии. Эти поездки способствовали его раннему знакомству с европейской культурой, а также помогли освоить французский и итальянский языки.
По окончании школы в 17 лет, под влиянием отца, он начал работать стажёром в чайной торговой фирме «Antrobus & Co», где провёл пять лет. Однако торговля не стала его призванием. Вскоре он переключился на юридическую стезю: поступил в суд Линкольнз-Инн и начал изучать юриспруденцию. В 1851 году он официально стал членом адвокатской корпорации.
Начало литературной карьеры и знакомство с Диккенсом
Первое крупное литературное произведение Коллинза — роман «Иолани, или Таити, как это было» — было написано им ещё в 1843 году, однако из-за отказа издателя книга была опубликована лишь спустя более 150 лет, в 1999 году. Тем не менее, его писательский путь начался задолго до этого. В 1847 году, вскоре после смерти отца, он выпустил биографическую книгу «Воспоминания о жизни Уильяма Коллинза, эсквайра» — трогательное и внимательное к деталям произведение, ставшее его дебютом в печати.
Настоящим началом признанной литературной карьеры стал выход в 1850 году романа «Антонина», опубликованного при жизни. Уже в следующем году Коллинз познакомился с Чарльзом Диккенсом — встреча, ставшая судьбоносной. Между писателями завязалась крепкая дружба и тесное творческое сотрудничество. Несколько произведений Коллинза впервые появились в журналах Диккенса «Круглый год» и «Домашнее чтение», а в числе их совместных работ значатся как пьесы, так и проза. Первая из них — пьеса «Маяк», к которой Диккенс написал пролог.
Пик литературной славы Коллинза пришёлся на 1860-е годы, когда он опубликовал свои самые известные романы. Его произведения отличались сложной интригой, живыми персонажами и элементами саспенса, что сделало его одним из основоположников жанра детективной прозы.
Уилки Коллинз скончался 23 сентября 1889 года от инсульта. Он был похоронен на лондонском кладбище Кенсал-Грин. В его окружении было немало выдающихся людей эпохи, в том числе младший брат Чарльз Коллинз — художник и иллюстратор, женатый на дочери Диккенса.
Литературное наследие
Наиболее известным и признанным произведением Уилки Коллинза считается роман «Лунный камень», опубликованный в 1868 году. Широко признанный как первый полноценный детективный роман в английской литературе, он заложил основы жанра, включая характерное для него логическое расследование, последовательное раскрытие тайны и смену точек зрения. Особую художественную ценность роману придаёт многоголосое повествование — рассказ ведётся от лица нескольких персонажей, каждый из которых представляет собственную версию событий. В «Лунном камне» органично сочетаются элементы классического детектива с романтическими и психологическими мотивами, что подчёркивает литературную многослойность произведения.
Ещё одним выдающимся романом Коллинза стал «Женщина в белом» (1860), в котором также активно используется приём загадочного и напряжённого сюжета. Эта книга, вышедшая за восемь лет до «Лунного камня», уже предвосхищала основные элементы будущего детективного жанра, в том числе важность разгадки и психологического анализа.
Начиная с 1870-х годов, творчество Коллинза всё чаще приобретает социально-критическую направленность. Так, в романе «Муж и жена» (1870) он выступает против архаичности и несправедливости британского брачного законодательства. В «Законе и женщине» (1875) он ставит под сомнение вердикт «не доказана вина», применявшийся в Шотландии, настаивая на его правовой и моральной ущербности. В произведении «Душа и наука» (1883) Коллинз критикует научный догматизм и бесчеловечные эксперименты, в частности, вивисекцию, акцентируя внимание на конфликте между гуманизмом и слепой верой в научный прогресс.
Коллинз не избегал острых социальных тем и в выборе своих героинь. Так, в романах «Новая Магдалина» (1873) и «Опавшие листья» (1879) центральными персонажами становятся женщины с «запятнанной репутацией». Эти произведения подчёркивают гуманистический подход автора и его стремление к разрушению стереотипов викторианского общества, особенно в отношении женской сексуальности и общественного порицания.
Коллинз в современной культуре
Интерес к фигуре Уилки Коллинза не ослабевает и в XXI веке. Он стал ключевым персонажем в историко-мистическом романе Дэна Симмонса «Друд» (2009), посвящённом последним годам жизни Чарльза Диккенса. В этом произведении Коллинз выступает в качестве рассказчика, однако его образ сильно искажен в художественных целях. Симмонс придаёт своему герою черты паранойи и моральной деградации, акцентируя внимание на зависимости от опиума, которую Коллинз действительно испытывал в реальной жизни из-за хронических болей, вызванных ревматоидным артритом. Однако литературный Коллинз у Симмонса — это фигура намеренно гипертрофированная и художественно переосмысленная, не совпадающая с историческим прототипом. В связи с этим роман «Друд» не следует рассматривать как достоверный источник биографической информации о писателе, хотя он и подчёркивает неослабевающий интерес к викторианской эпохе и её выдающимся деятелям.
Последние годы и смерть
Уилки Коллинз скончался 23 сентября 1889 года в Лондоне от паралитического удара — как в то время называли инсульт. На протяжении последних лет жизни писатель страдал от тяжёлых приступов ревматоидного артрита, что привело к хроническим болям и зависимости от опиума, использовавшегося им в качестве обезболивающего. Несмотря на ухудшение здоровья, Коллинз продолжал работать почти до конца жизни, оставаясь заметной фигурой в литературных кругах викторианской Англии.
Похоронили Коллинза на кладбище Кенсал-Грин в Западном Лондоне — одном из самых известных некрополей столицы, где обрели покой многие деятели британской культуры и искусства XIX века. Его могила сохранилась до наших дней и почитается как памятное место поклонниками английской литературы.
В 1895 году, спустя шесть лет после смерти писателя, ушла из жизни Кэролайн Грейвс — женщина, которая в течение многих лет была его спутницей, вдохновительницей и фактической гражданской женой. Она была похоронена рядом с Коллинзом, что подчёркивает силу их связи, несмотря на то, что брак между ними официально заключён не был. Их отношения долго оставались темой обсуждения в литературных кругах и биографических исследованиях, как пример нестандартного и в то же время глубокого партнёрства, характерного для внебрачных союзов викторианской эпохи.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.