Жан Кокто — биография
Жан Кокто – знаменитый французский поэт, писатель и драматург, сценарист, художник и режиссер. После себя Жан Кокто оставил множество картин, прозаических и стихотворных произведений, он был создателем фильмов «Орфей» и «Завещание Орфея».
Детство и юность
Жан родился летом 1889-го года во Франции. Отец мальчика был адвокатом, в свободное время мужчина любил рисовать. К сожалению, когда Жану было 9 лет, его отец окончил жизнь самоубийством. Смерть любимого родителя оказала огромное влияние на ребенка. В дальнейшем уже повзрослевший Жан назовет смерть своей «возлюбленной». Смерть станет центральной темой в произведениях Кокто.
Воспитывался Жан в семье дедушки, который тоже любил искусство. Дедушка любил хорошую музыку, увлекался коллекционированием греческих статуй, картин Делакруа и Энгра. В доме дедушки постоянно устраивались любительские спектакли и концерты, в которых Жан с удовольствием принимал участие. Кокто в дальнейшем говорил, что именно деду он обязан своим воспитанием и образованием.
Творческий путь
Жан с удовольствием занимался разными видами искусства. Он успел попробовать себя в прозе, поэзии, музыке и в изобразительном искусстве. Профессионально занимался Кокто и кинематографом.
Творческая биография Жана Кокто началась с поэзии. Первые поэтические произведения лирика были написаны в 1906-м году. Кокто опубликовал такие стихи, как «Легкомысленный принц», «Лампа Алладина», «Танец Софокла». Жан считал лирику основой любого искусства и занимался поэзией в течение всей своей жизни. Кокто опубликовал огромное количество сборников, самыми известными из которых считаются «Леона», «Греческий ритм» и «Словарь».
В сборнике под названием «Опера» можно увидеть черты сюрреализма. В книге «Стихи» уже прослеживаются мотивы дадаизма. В самом конце жизни, словно предчувствуя скорую кончину, Кокто опубликовал поэму «Реквием». Эта поэма была напечатана всего за год до смерти поэта. В «Реквиеме» объединились основные тематические направления в творчестве Кокто.
В мир парижской богемы талантливый юноша попал в 1910-х годах прошлого века. Он быстро подружился с такими известными персонами, как Эдит Пиаф, Марсель Пруст, Эрик Сати, Пабло Пикассо и т.д. На раннем этапе своего творчества Кокто тяготел к классицизму, однако благодаря влиянию Сергея Дягилева и Пруста юноша начал расширять свой круг интересов. Вскоре Жана пригласили сотрудничать с «Русским балетом» Дягилева. Молодой писатель создал для балета либретто. Параллельно с этим Жан писал произведения для других спектаклей и театров.
В 1913-м году Кокто заинтересовался творчеством Игоря Стравинского. Юноша даже стал другом великого композитора. Спустя несколько лет поэт посвятил русскому композитору свою книгу под названием «Потомак».
Драматические эксперименты Кокто часто оканчивались скандалами. Жан создал совершенно новый типаж театральных спектаклей, наполненных тягостным настроением «потерянного поколения». При этом писатель отрицал все сценические традиции прошлого. Вместе с Пикассо и Сати Жан в 1917-м году поставил авангардный балет под названием «Парад». На афише к представлению впервые появилось знаковое слово – сюрреализм. В спектакле использовались элементы акробатики и спорта.
Сати оказал большое влияние на творческое становление Кокто. Жан называл музыку своего наставника простой, понятной, но невероятной. Признательность к Сати отразилась в книге писателя «Петух и арлекин». Однако уже спустя десятилетие Кокто критиковал авангардистов в своем эссе под названием «Призыв к порядку».
Жан увлекался и античной мифологией. Как и его предшественники, Кокто переписывал на современный манер сюжеты античных пьес «Царь Эдип», «Антигона», «Адская машина» и т.д. Самым значимым переосмыслением античного мифа в творчестве Кокто считается сюжет об Орфее. Эту тему можно назвать главной в творчестве писателя.
Постепенно лирика в творчестве Кокто отходит на второй план. Писатель начинает больше интересоваться прозой, чем поэзией. Первым прозаическим произведением француза стал роман под названием «Самозванец Тома». В этой книге Жан рассказал о собственных впечатлениях от событий Первой мировой войны. Интересно, что практически во всех произведениях Кокто обыгрываются одни и те же темы. Особняком от других романов писателя стоит произведение «Ужасные дети». В романе 1929-го года все герои произведения погибают, не успев уйти за пределы «рая детской любви».
Перед Второй мировой войной Кокто поставил спектакль по пьесе «Равнодушный красавец», которая была посвящена Эдит Пиаф. Премьерный показ постановки состоялся в театре под названием «Буфф-Паризьен». В военные годы Жан проявлял необычную симпатию по отношению к Гитлеру, даже с удовольствием сотрудничал с оккупантами. В своем дневнике писатель называл Гитлера поэтом, которого не способны понять монотонные люди.
В то время Кокто работал достаточно плодотворно. Он написал две книги и поставил пять спектаклей.
Кокто интересовался и рисованием. Мужчина писал великолепные графические работы. В 20-е годы в печати появился сборник графических рисунков Жана. Рисование Жан сравнивал с писательской работой – он старался переносить на бумагу свои мысли и чувства, жизненные переживания. Особенно писателю удавались графические портреты.
История знает Жана Кокто и как прославленного кинематографиста. Кокто самостоятельно писал сценарии к своим картинам, не раз усаживался в режиссерское кресло. Дебютной картиной постановщика стал фильм под названием «Кровь поэта». Кокто снял этом фильм в 1930-м году, обыграв в картине миф об Орфее. Сюжет древнего мифа был перенесен в современность.
Следующий кинопроект Кокто снял после войны. Он снял фильм по мотивам всем известной сказки «Красавица и чудовище». Главные роли в фильме исполнили Жан Маре и Джозетт Дэй. В дальнейшем фильмография писателя пополнилась такими фильмами, как «Завещание Орфея», «Ужасные родители», «Орфей», «Двуглавый орел». «Завещание Орфея» интересно тем, что фильм представляет собой своеобразный «автопортрет» Кокто.
В этой драме режиссер старался убедить зрителя, что зеркала представляют собой порталы в другие измерения, через которые можно попасть в любое время и пространство. Орфея сыграл знаменитый французский актер Жан Маре. Главный герой картины проживает в загородных апартаментах со своей любимой супругой Эвридикой.
Последний фильм в творческой биографии Жана Кокто вышел за несколько месяцев до кончины режиссера. Последним кинопроектом мэтра стала картина под названием «Послание Жана Кокто, адресованное в 2000 год». Главным героем этой ленты является писатель, который обращается с посланием к будущим поколениям. В этом проекте Кокто в очередной раз продемонстрировал свое красноречие. Окружающие неоднократно отмечали ораторский талант писателя.
В 1935-м году Кокто написал мемуары под названием «Портреты-воспоминания». В этом романе литератор рассказывает о своей юности, повествует о знаменитых людях, с которыми он водил дружбу. Собственную жизнь Кокто сравнивает с прекрасным спектаклем, в котором он был главным персонажем.
Личная жизнь
О своей личной жизни Жан Кокто никогда не стеснялся рассказывать общественности. Мужчина был бисексуалом. В течение двух лет писатель жил в гражданском браке с русской актрисой Натальей Палей. В дальнейшем Кокто увлекся молодым писателем Реймоном Радиге, потом многие годы состоял в романтических отношениях с Жаном Маре.
Маре и Кокто познакомились в 1937-м году, в парижском театре «Ателье». В этом театре должна была состояться премьера спектакля Жана под названием «Царь Эдип». Маре сразу понравился писателю, который тут же утвердил нового знакомого на главную роль.
Благодаря поддержке своего возлюбленного Маре быстро стал одним из самых популярных французских актеров. Кокто посвящал любимому мужчине стихи, писал портреты актера и часто утверждал его на главные роли в своих постановках.
Кокто был опиумным наркоманом. В молодости мужчина мог выкурить за день несколько десятков трубок с опиумом. Себя литератор считал католиком.
Смерть
Осенью 1963-го года Кокто скончался. Причиной смерти писателя стал сердечный приступ. Литератор основательно подготовился к собственной кончине. Он создал фрески, которые разместили около его гроба. Написал Кокто и эпитафию, в которой пообещал всем друзьям всегда оставаться с ними. Дело в том, что писатель верил в идею реинкарнации и был уверен, что обязательно переродится вновь.
В 2011-м году в Ментоне открылся музей в честь Жана Кокто.