Жан Пиаже — швейцарский психолог и философ, известный своими работами по изучению психологии детей. Он является создателем теории когнитивного развития и основателем Женевской школы генетической психологии, в которой разработал подход к пониманию умственного развития детей через последовательные стадии.
Жан Вильям Фриц Пиаже родился 9 августа 1896 года в городе Невшатель, расположенном во франкоязычном регионе Швейцарии. Он был первым ребенком в семье профессора средневековой литературы Артура Пиаже, который был по происхождению швейцарцем, и его супруги, француженки Ребекки Джексон.
С раннего детства Пиаже проявлял выдающуюся любознательность и стремление к знаниям. Овладев навыком чтения, он сразу проявил интерес к научной литературе, отдав предпочтение учебникам по биологии, а не детским книгам или приключенческим романам. Уже в 11 лет юный Пиаже написал свою первую статью, посвященную исследованию моллюсков. Его увлечение зоологией быстро переросло в глубокое изучение малакологии, что позволило ему завоевать репутацию талантливого специалиста в данной области к 15 годам.
Во время обучения в университетах Невшателя и Цюриха Пиаже начал углубленно изучать эпистемологию — науку, исследующую природу и структуру знания, а также его развитие. Это направление стало ключевым в его научной карьере. В этот период он выпустил два философских труда, однако позже сам критически переосмыслил их, охарактеризовав как «юношеские опусы».
На начальном этапе своей научной деятельности Жан Пиаже изучал особенности восприятия детьми окружающего мира. Он отметил такие черты, как:
Для объяснения этих явлений Пиаже ввёл понятие эгоцентризма, под которым он понимал специфическое отношение ребёнка к окружающему миру, которое постепенно преодолевается в процессе социализации. Эгоцентризм, по его мнению, оказывает влияние на детскую логику, проявляясь в таких феноменах, как синкретизм (тенденция связывать всё со всем), неспособность воспринимать противоречия, игнорирование общего при анализе частного и недостаточное понимание относительности некоторых понятий. Ярким проявлением этих феноменов является эгоцентрическая речь.
В отличие от традиционной психологии, которая рассматривала детское мышление как менее развитое, чем у взрослого, Пиаже считал его качественно иным. Он подчеркивал, что детское мышление имеет свою уникальную природу и следует воспринимать его как самостоятельный этап когнитивного развития.
Для работы с детьми Пиаже разработал собственный метод клинической беседы, в ходе которой экспериментатор задаёт ребёнку вопросы или предлагает выполнить определённые задания, а затем получает свободные ответы. Основной целью клинической беседы было выявление причин, лежащих в основе когнитивных особенностей и ошибок ребёнка.
По мнению Пиаже, развитие интеллекта осуществляется через процесс адаптации субъекта к изменяющимся условиям окружающей среды. Он ввёл понятие равновесия как основного состояния, к которому стремится индивид. Источник познания, по Пиаже, заключается в активности субъекта, направленной на восстановление гомеостаза — равновесия между воздействием организма на среду и обратным влиянием среды. Это равновесие достигается посредством двух процессов — ассимиляции и аккомодации. В первом случае субъект применяет уже известные схемы к новым ситуациям, а во втором — изменяет свои схемы для приспособления к новым условиям.
Пиаже также отмечал, что биологическое созревание, хотя и создаёт предпосылки для развития, не является определяющим фактором. Ключевую роль в развитии интеллекта и психики играют процессы социализации. Опыт сохраняется в виде схем действия, которые с определённого этапа начинают преобразовываться в операции. Интеллект, согласно Пиаже, представляет собой систему таких операций.
Под операциями Пиаже понимал интериоризированные умственные действия, которые координируются с другими и обладают свойством обратимости, что позволяет сохранять основные свойства объектов. В этом контексте он вводит понятие группировок, схожих с математическими группами, которые представляют собой закрытые и обратимые системы.
В рамках изучения речи детей Пиаже выделил две основные группы: эгоцентрическую и социализированную. Эгоцентрическая речь характеризуется тем, что ребёнок сосредоточен на себе и не старается учитывать точку зрения собеседника. Для этой речи характерно отсутствие цели воздействия на собеседника или стремления донести до него свои идеи. Пиаже подразделял эгоцентрическую речь на три категории:
По мере взросления коэффициент эгоцентрической речи снижается, уступая место социализированной речи, которая выполняет функцию сообщения и направлена на взаимодействие с окружающими.
Пиаже также разработал последовательность развития речи и мышления, которая начинается с внеречевого аутистического мышления, переходит к эгоцентрической речи и мышлению, а затем формируется социализированная речь и логическое мышление.
В вопросах соотношения языка и мышления в когнитивном развитии Пиаже утверждал, что язык сам по себе не объясняет полностью мышление, так как структуры мышления коренятся в действиях и сенсомоторных механизмах, которые предшествуют языковой способности. Однако он подчёркивал, что для формирования сложных мыслительных структур язык является необходимым условием, хотя и недостаточным для завершения логических операций.
В 1923 году Жан Пиаже женился на Валентин Шатенау. Их союз оказался не только семейным, но и профессиональным. Валентин была не только супругой Пиаже, но и его студенткой, а затем и преданной сторонницей его теорий. В их браке родилось трое детей, которые стали для Жана Пиаже своего рода «испытуемыми» в его научных исследованиях.
Несмотря на то, что дети активно участвовали в наблюдениях и экспериментах своего отца, это не сказалось негативно на личной жизни супругов. Валентин, имея глубокий интерес к психологии и когнитивному развитию, не только поддерживала исследования мужа, но и проявляла искренний интерес к его открытиям. Их совместная работа и увлечение теорией когнитивного развития стали важным аспектом их семейной жизни.
Жан Пиаже скончался 16 сентября 1980 года, прожив до 84 лет. Причиной его смерти стали естественные обстоятельства. В соответствии с его последней волей, Пиаже был похоронен на Кладбище Королей в Женеве, в скромной безымянной семейной могиле.
Этот выбор отражал скромность учёного, который всю жизнь посвятил изучению человеческого разума и пониманию процесса когнитивного развития, оставаясь при этом вне громкой публичности.