Зоя Богуславская — биография
Зоя Богуславская – знаменитая российская писательница, эссеист, искусствовед и литературный критик. Богуславская – автор многочисленных российских и зарубежных культурных проектов, заслуженный работник культуры РФ.
Детство и юность
Писательница родилась в Москве, весной 1924-го года. Отец Зои Борисовны – известный ученый-кибернетик, автор соответствующих монографий, научных работ и учебных пособий.
С ранних лет Зоя увлекалась искусством. Ее главным детским увлечением были театр и литература. Интересно, что Богуславская долгое время планировала связать свою профессиональную биографию с актерством, но потом любовь к литературе победила. Писать рассказы, пьесы девушка начала еще в школьные годы. Зоя с удовольствием писала материал, который в дальнейшем использовался на литературных вечерах и в драмкружках.
После окончания школы Богуславская поступила в ГИТИС, где она обучалась на театроведческом факультете. Спустя год после окончания вуза девушка попыталась стать профессиональной актрисой. Однако вскоре она отказалась от этой затеи. Богуславская сначала обрадовалась, когда ей удалось поступить в театральный вуз, но потом поняла – это не ее. Зоя Борисовна признавалась, что ей не нравится повторять что-то несколько раз, она не смогла бы годами играть одну и ту же роль.
В дальнейшем Богуславская поступила в Институт истории искусств, защитила диссертацию. В 1951-м году писательница опубликовала свою первую критическую рецензию. После окончания университета девушка устроилась работать редактором в издание под названием «Советский писатель». Одновременно с этим она преподавала в Московском театральном училище, руководила отделом литературы в комитете по Государственным и Ленинским премиям.
Творческая биография
Широкую известность Богуславская получила благодаря статьям «Девушкой можно быть раз в жизни», а также «Брижит Бардо – последняя суперстар». Последняя статья впервые появилась в «Литературной газете», после чего публикация была перепечатана во многих европейских газетах и журналах. Достаточно интересным образом была написана первая статья Богуславской. Писательница создала этот материал после встречи с выпускницами нью-йоркской школы. Богуславская спросила одну из девушек, замужем ли она. Ученица ответила, что ей спешить пока некуда.
Благодаря успеху первых публикаций Богуславская стала известной писательницей. Ее славу укрепили последующие произведения – рассказы и повести «Защита», «700 новыми». Вскоре Богуславская представила роман под названием «Американки».
Хотя писательница начинала как театральный и кинокритик, в дальнейшем она смогла зарекомендовать себя как один из самых успешных литераторов новой волны. В течение многих лет Богуславская успешно совмещала литературную критику и создание художественных произведений.
В 1960-х годах Зоя Борисовна продолжила писать статьи о кинематографе и театре, а ее самыми известными работами той поры принято считать монографии о Вере Пановой и Леониде Леонове. В 1967-м году состоялся дебют писательницы в художественной литературе. Богуславская опубликовала повесть под названием «И завтра», которая впервые появилась в журнале «Знамя». Практически сразу повесть была переведена во Франции.
Примерно в это время Богуславская становится создателем и руководителем Ассоциации женщин-писательниц сначала в России, а потом открывает подобную организацию и в Париже. Писательница была принята в Исполком Русского Пен-центра, занималась редакторской работой.
Богуславская свободно говорит на французском, немецком и английском языках. Писательница часто выступала в российских и зарубежных университетах, на форумах, книжных ярмарках. Одно время Зоя Борисовна была приглашенным писателем в нью-йоркском Колумбийском университете.
С приходом 70-х годов Богуславская продолжила заниматься творчеством. Проза писательницы печатается в самых популярных советских журналах той поры – в «Юности», «Знамени», в «Новом мире». Среди читателей оглушительной популярностью пользовались следующие произведения писательницы – «Близкие» и «Наваждение».
Занималась Богуславская и театрализованными повестями, написанными в диалоговой форме. Это такие произведения, как «Обещание» (спектакль был запрещен), а также «Контакт» (повесть была поставлена в театре имени Евгения Вахтангова). Литературные критики той поры утверждали, что творчество Богуславской достаточно близко к так называемой трифоновской прозаической школе. Последователи этой литературной традиции открывали совершенно новые стороны жизни человека нашего времени. Однако среди литературоведов находились и лица, которые обвиняли писательницу в излишней аполитичности, в зацикливании на духовной жизни людей.
В 1991-м году писательница основала проект первой независимой премии под названием «Триумф». Стать лауреатом данной премии мог деятель любого вида искусств. Жюри проекта возглавили самые видные люди искусства той поры – О. Табаков, Э. Климов, Ю. Башмет, В. Спиваков и многие другие. Вскоре появился и одноименный Фонд, который также возглавила Богуславская.
Постепенно Фонд Богуславской расширялся и охватывал новые стороны жизни общества. В 2010-м году была впервые вручена премия, которая до сих пор присуждается молодым ученым за вклад в мировую науку.
В 1998-м году в печати появился двухтомник писательницы под названием «Зазеркалье». В данное издание помещены самые важные произведения Богуславской. В двухтомнике можно найти 52 личных фотографии писательницы.
Далеко не всегда творчество Богуславской вызывало исключительно хвалебные отзывы рецензентов. Некоторые из работ писательницы даже были запрещены цензурой. Самые популярные рассказы и повести Зои Борисовны неоднократно переводилась на японский, итальянский, французский, английский и другие языки. К примеру, во Франции были переведены четыре повести Богуславской.
Большой популярностью пользуется цикл эссе Богуславской под названием «Невымышленные рассказы». Зоя Борисовна успела встретиться с самыми видными деятелями искусств прошлых лет – она встречалась с Марком Шагалом, Владимиром Высоцким, Лайзой Минелли, Аркадием Райкиным и многими другими. Этим встречам и посвящены эссе Богуславской.
Литературные критики сходятся во мнении в том, что повести «Окнами на юг» и «Близкие» можно назвать первыми произведениями о так называемых новых русских. Многие из эссе писательницы вызвали повышенный интерес не только со стороны читателей, но и всего профессионального литературного сообщества. Настоящим бестселлером стал роман «Американки», который даже получил премию.
Богуславская – не только успешный литератор, но и организатор многочисленных культурных проектов. Она организовывала фестивали искусств в Париже, в Москве, в Тольятти. Писательница становилась инициатором концертов, авторских вечеров и других культурных мероприятий.
В профессиональной биографии писательницы нашлось место и кинематографу. По ее книге даже было снято несколько фильмов в Америке. Также Богуславская занималась документалистикой. Она приложила руку к созданию нескольких документальных картин о Владимире Высоцком, Белле Ахмадулиной.
Личная жизнь
Богуславская несколько раз была замужем. Первым мужчиной в ее личной жизни стал актер Георгий Новиков. Замуж Зоя Борисовна впервые вышла в 19 лет.
Вторым супругом писательницы стал российский ученый, доктор технических наук Борис Каган. От этого брака женщина родила сына Леонида. Леонид Богуславский – успешный бизнесмен, совладелец таких компаний, как Озон.ру и Яндекс.
Третьим супругом Зои Борисовны стал известный поэт Андрей Вознесенский. Брак двух литераторов продлился 46 лет, до самой смерти именитого поэта. В память о третьем супруге писательница и ее сын основали премию под названием «Парабола». Название для премии было выбрано не случайно – так называется один из первых стихотворных сборников Вознесенского. Также Богуславская в память о почившем супруге открыла в российской столице Центр Вознесенского.
В настоящее время
Богуславская в настоящий момент является одним из самых уважаемых и популярных деятелей искусств в России.