Александр Галич – прославленный поэт, прозаик, драматург, сценарист, автор и исполнитель собственных композиций. Состоял в Народно-трудовом союзе российских солидаристов, являлся членом-корреспондентом Комитета прав человека в СССР, был участником петиционных кампаний.
Каждому образованному русскому человеку хорошо известно имя Александра Галича, популярного поэта, автора и исполнителя собственных песен. Несмотря на ярко выраженный талант, судьба была не очень благосклонна к нему. В один «прекрасный» день его исключили из всех Союзов, и это стало большой неожиданностью для поэта. Хотя чему удивляться, ведь он был автором откровенно антипартийных песен, ярких, красочных, театральных, и должен был понимать, что играет с огнем.
Настоящая фамилия Александра – Гинзбург. Он родился в Екатеринославе (переименован в Днепропетровск, сейчас носит название Днепр) 19 октября 1918 года. Он сам придумал себе псевдоним, сложив его из букв фамилии (Г), имени (Ал) и отчества (ич). Родители мальчика были евреями. Отец – Арон Гинзбург трудился экономистом, мама – Фейга (Фаина) Векслер, была сотрудником консерватории. Мама – натура артистическая, любила театр, занималась музыкой, и большинство своих увлечений смогла передать сыновьям – старшему Александру и младшему Валерию. Валерий тоже стал известным человеком, он кинооператор, снявший такие киношедевры, как «Когда деревья были большими», «Солдат Иван Бровкин», «Живет такой парень».
В 1920-м Гинзбурги переехали в Севастополь, потом оттуда через три года перебрались в Москву. Саша пошел в первый класс уже в столичную школу №24(сейчас это учебное заведение под №1227). Склонности к сочинительству проявились у Галича очень рано. В тринадцать лет он уже опубликовал в газете «Пионерская правда» свой первый стих под названием «Мир в рупоре». Тогда еще он подписал его «Александр Гинзбург».
Уже тогда подросток знал, что свяжет свою биографию с творчеством, но долго решал, какое направление ему выбрать. После окончания девятого класса он стал студентом одновременно двух вузов – Оперно-драматической студии Станиславского и Литературного института, в котором проучился совсем недолго. Любовь к сцене перевесила увлечение сочинительством, хотя писать стихи он не перестал. Через три года умер Станиславский, Гинзбург не захотел продолжать учебу у других педагогов, и оставил Оперно-драматическую студию.
В 1939-м Александр поступил в Театр-студию к Алексею Арбузову и Валентину Плучеку. Прошел всего год, и Гинзбург дебютировал как драматург. Вместе с другими студентами студии он написал сценарий постановки под названием «Город на заре». Кроме этого, он стал автором песен, звучащих в постановке и сыграл одного из персонажей.
Когда началась война, Гинзбурга не взяли в действующую армию, медики признали его негодным по состоянию здоровья. Тогда Александр присоединяется к геологоразведочной партии, уезжает в Грозный. На новом месте молодой человек поступил в труппу местного драмтеатра, где прослужил на протяжении нескольких лет. После того, как Арбузов создал в Ташкенте театральную труппу, Александр с удовольствием присоединился к ней, тем более, что бывший преподаватель собрал в этом городе своих выпускников.
Музыка всегда занимала важное место в биографии Галича, но в конце 50-х он начинает уделять ей все больше внимания. Он начал писать композиции, пел их под собственный аккомпанемент на гитаре. Создавая авторскую песню, Галич ориентировался на традиционные романсы, и спустя некоторое время уже вышел в лидеры этого жанра. Уже тогда начали появляться первые магнитофоны, песни записывались на бобины, появилась возможность слушать полюбившиеся произведения по нескольку раз, обмениваться с друзьями. Популярность Галича росла с каждым днем.
Когда Александр приступил к записи сборников своих произведений, он не стал включать в них свои первые песни. Некоторые из них, написанные в период с 1959-го по 1962 год, попали под запрет государственных органов СССР. Их признали не соответствующими общепринятой советской этике. Обиженный несправедливостью по отношению к себе и своему творчеству, Галич, тем не менее, продолжает писать песни, которые приобретают все более глубокий смысл и остроту, в них звучит откровенное недовольство властью и политикой государства.
Естественно, так не могло продолжаться долго, и вскоре Гинзбург ощутил на себе всю мощь правительственного гнева. Ему не разрешали организовывать концерты, записывать альбомы и печатать собственные стихотворения. Александр и не думал сбавлять обороты, ему больше нравилась свобода, чем благополучная и комфортная жизнь.
Вопреки запрету организовывать концертную деятельность, Александр тайно выступал в квартирах. Те, кто приходил на эти концерты, записывали песни барда на кассеты и распространяли между своими друзьями и знакомыми. Но бдительные служащие КГБ научились отслеживать эту ситуацию, выступали с требованием отменить концерт и изымали уже записанные кассеты.
Однако это были только «цветочки», «ягодки» ждали барда впереди. В 1968 году Галич стал участником публичного концерта в рамках Новосибирского фестиваля авторской песни. Наряду с другими своими произведениями, певец исполнил композицию «Памяти Бориса Пастернака». Прошел месяц, и местная новосибирская газета выступила с публикацией, в которой опальный поэт подвергся порицанию общественности. Ему начали угрожать и запрещать исполнять песни собственного сочинения. Начались откровенные репрессии.
Галич игнорирует преследование властей, спустя год представляет на суд читателей свой первый сборник под названием «Песни». Книга вышла из печати в «антисоветском» иностранном издательстве «Посев». Терпение властей лопнуло, и в канун 1971 года его исключают из членов Союза писателей СССР. Через год аналогичное положение сложилось с Литературным фондом и Союзом кинематографистов – Галича лишили членства этих сообществ.
Поэтическое наследие Галича состоит из множества произведений. Самую большую популярность у читателей приобрела его книга «Когда я вернусь», композиция под названием «Еще раз о черте»,и много других песен.
Вначале своей творческой биографии Александр трудился над созданием исключительно театральных пьес. В 1946-1959-м годах он стал автором шести пьес, среди которых наибольшую популярность получили «Пути, которые мы выбираем», «Улица мальчиков» и «Много ли человеку надо». В 1958-м Галич пишет пьесу, которую назвал «Матросская тишина». Премьера должна была состояться в «Современнике», который только что открылся. Однако спектакль так и не состоялся, его поставили гораздо позже, в 1988-м, когда автора не было в живых уже более десяти лет.
Сотрудничество Галича с кинематографом началось в 1954 году. Он стал автором сценариев к картинам «Государственный преступник», «На семи ветрах», «Бегущая по волнам», «Третья молодость». В 1964-м на экраны вышла лента «Государственный преступник», за которую автор сценария Александр Галич получил грамоту КГБ СССР.
Свою будущую супругу – актрису Валентину Архангельскую, Галич встретил в Ташкенте. Она была младшей сестрой дирижера и композитора Ростислава Архангельского. Романтические отношения Александра и Валентины длились до конца пребывания в Ташкенте, а вернувшись в Москву в 1942-м, они оформили свои отношения официально. С рождением детей затягивать не стали, спустя год их семья стала больше на одного человечка – дочку Александру(Алену), которая станет в свое время Заслуженной артисткой РФ, родит сына Павла Галича, кино и театрального актера.
Однако назвать личную жизнь Галича счастливой можно с большой натяжкой.
Сашеньке исполнилось всего два года, когда ее маме предложили работу в драматическом театре Иркутска, и женщина, не раздумывая, отправляется на новое место жительства. Расстояние между городами было очень большим, встречи мужа с женой случались все реже, пока не сошли на нет. Семейная лодка потерпела крушение, супруги развелись.
Александр недолго ходил в холостяках. В 1947 году в его личной жизни появилась Ангелина Шекрот, с которой он и прожил до самого конца своих дней. Женщина искренне любила поэта, поэтому не обращала внимания на его бесконечные романы на стороне, старалась обустроить семейное гнездышко, чтобы любимому хотелось возвращаться домой.
В 1967-м СМИ напечатали информацию, что поэт стал отцом внебрачного ребенка. У Галича на тот момент был роман с сотрудницей киностудии им.Горького Софьей Михновой-Войтенко. Мальчика назвали Гриша и он получил фамилию матери.
С каждым годом напряжение вокруг Александра Галича становилось все сильнее. Государство ущемляло права поэта, не давало возможности развивать дальнейшую карьеру. Власть стремилась сделать все от нее зависящее, чтобы Галич иммигрировал из страны. Долго ждать не пришлось, поэт уехал в 1974-м, и больше в СССР не вернулся.
Существует две версии случившегося. Одни источники утверждают, что Галич воспользовался израильской визой, а другие уверены, что поэт замаскировал эмиграцию под участие в норвежском семинаре и сумел беспрепятственно покинуть Советский Союз. Спустя четыре месяца после его отъезда все творческое наследие Галича запретили, изъяли из продажи все стихи, книги, музыкальные композиции и пьесы. Мало того, поэта лишили гражданства СССР.
После отъезда из Советского Союза Александр переехал в Норвегию. Там вышла его первая виниловая пластинка «Крик шепотом», состоящая из двенадцати композиций. Обложка украшена фотографией самого Галича, держащего в руках гитару. Через некоторое время бард поселился в Мюнхене, а потом сменил Германию на Францию, и последние годы своей жизни прожил в Париже.
После окончательного переезда на постоянное место жительства, Галич и его жена начали обустраивать свой быт на новом месте. Однако этой идиллии не суждено было длиться долго. Вскоре с Галичем случился несчастный случай, который был уготован ему судьбой.
Однажды супруга ушла за покупками в магазин, а Александр решил заняться подключением телевизионной антенны. Каким образом он мог перепутать гнезда и воткнуть ее в гнездо под напряжением, теперь уже не узнать. Александр получил удар электрического тока, который и стал причиной его смерти 15 декабря 1977 года.
Когда жена вернулась, поэт еще был жив. Его можно было спасти, если бы вызванные медики быстрее приехали. Но, так как помощь вовремя не подоспела, Галич умер. Сразу после этого случая поползли слухи о не случайности происшедшего, говорили, что это убийство, причем заранее спланированное и подготовленное. Но эти домыслы не нашли подтверждения, парижские знакомые поэта – Владимир Максимов и Василий Бетаки, примчавшиеся на место происшествия, заявили, что Галич действительно умер в результате несчастного случая.
Похоронили Александра Галича 22 декабря 1977 года близ Парижа, на территории русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа. На могильной плите ошибочно указали год рождения поэта 1919-й, зато выгравировали надпись, цитату из «Евангелия от Матфея» — «Блажени изгнании правды ради».
12 мая 1988 года, дочь поэта, Алена Архангельская, подала ходатайство правительству СССР, и Александр Галич был восстановлен в Союзе кинематографистов, а 15 мая того же года и в Союзе писателей СССР. Летом 1993-го поэту вернули гражданство России.
Комментарии
Здравствуйте! На фото, подписанное "Молодой Галич", изображен не он, а Александр Суханов
не прикормленный был, потому и умер на чужбине...