Александр Валерьевич Гришин

Александр Гришин — биография


Александр Валерьевич Гришин – российский актёр театра и кино. Приобрел известность после исполнения роли начальника службы безопасности гимназии Андрея Бориславовича Троянова в детективном сериале «Прощай, любимая!».

Александр Гришин относится к тем актёрам, кто неотступно предан своей профессии. Каждая его новая работа в театре или в кино становится для него частью самообразования, из которого, по его мнению, состоит наша жизнь. С 2004 года Гришин служит в Российском академическом Молодежном театре. На его счету уже 28 разнохарактерных ролей из репертуара этого театра. Среди них есть очень сложные. В кино он сыграл уже довольно много ролей, но главная пока только одна – в сериале «Прощай, любимая!».

Детство

Александр Валерьевич Гришин родился 16 июля 1974 года в селе Дубовское, расположенном в 300 километрах от Ростова-на Дону. Его воспитанием занималась мать. Со своим отцом он встретился уже после окончания школы.

Знакомство Александра с театром состоялось в классе четвёртом-пятом. В школе, где он учился, был театр под названием «На Садовой». Им самозабвенно руководила учитель русского языка и литературы Наталья Леонидовна Расникова. Этот школьный театр по степени подготовленности каждой постановки и выбору пьес мог дать фору любой театральной студии. Там всё было по-настоящему: шились костюмы, рисовались декорации, издавались программки и продавались билеты. Зал Дубовского ДК всегда был заполнен зрителями. Первым спектаклем, который в своей жизни увидел Гришин, была «Иркутская история» А. Вампилова. Он влюбился во всё происходящее на сцене до изнеможения. Впредь не пропускал ни одной премьеры. В старшем классе Александр сам стал актёром театра «На Садовой» – Наталья Леонидовна пригласила его в постановку «Мещанина во дворянстве» Мольера на роль Ковеля, слуги Клеонта.

Играя в школьном театре, Гришин всерьёз не задумывался об актёрской профессии, относился к этому, как к хобби. А по-настоящему ему хотелось стать большим спортсменом, брать олимпийский пьедестал. Он усиленно занимался боксом, футболом и баскетболом, имел юношеский разряд по лёгкой атлетике. Поступлению в институт физкультуры после окончания школы помешала травма бедра. Тогда направление поступления определила его мама, она выбрала для сына профессию ветеринара.

Александр Гришин

Александр поступил в Донской государственный аграрный университет, но занятия не вызывали у него большого интереса, хоть поначалу он честно посещал все лекции и подробно их конспектировал. Ситуация изменилась, когда началось восстановление университетского театра «Пёстрый фургон». Гришин целыми днями пропадал в Доме культуры. На протяжении трёх лет его не отчисляли, потому что в зачёт пошло восстановление студенческого театра и победы университетской команды КВН на разных уровнях конкурса. В конце концов Александр сам забрал документы и занялся бизнесом – перезаписывал популярные зарубежные фильмы, потом продавал видеокассеты с записями.

У Натальи Леонидовны сердце кровью обливалось, глядя на то, как Гришин губит свой талант, не делая никаких попыток в сторону его реализации. Она убедила его в том, что стоит подготовиться и попробовать поступить в один из Московских театральных вузов. Наталья Леонидовна помогла ему отработать программу для предварительных туров, проверила её на публике, заставив Гришина выступить на одном из школьных вечеров, и вселила, в конечном счёте, в него уверенность.

Основы профессии

В Москве Гришину поначалу пришлось ночевать на Курском вокзале. Своим внешним видом, каким он у него был тогда, Александр очень привлекал внимание милиции. Как-то после вопроса стража порядка «С какой целью приехали?», ответив, что поступает в театральный вуз, он услышал интересный комментарий: «Дожили! Ростовские братки уже в театральные вузы поступают!». У 23-летнего Гришина в ту пору были вставные золотые зубы (свои зубы он потерял в дворовых драках) и бритая голова. Высокий рост и спортивная фигура органично дополняли образ бандита. С такой вот неартистичной внешностью он пришёл на отборочные туры в ГИТИС и во ВГИК. В ГИТИСе курс набирал Алексей Владимирович Бородин, во ВГИКе – Георгий Георгиевич Тараторкин. Александр прочёл всё, что подготовил. И там, и там его готовы были взять, осторожно поинтересовавшись на счёт зубов. Гришин выбрал курс А.В. Бородина.

В процессе обучения Александр понял – хорошо, что он не стал поступать сразу после школы. Припоминая себя 17-летнего, ослеплённого первыми сценическими успехами в «Пёстром фургоне», теперь он понимал, что самолюбование и самодовольство очень мешают в актёрском деле. Некоторый жизненный опыт, приобретённый им к 23 годам, позволил объективно оценивать свои возможности.

Основная трудность, с которой довелось столкнуться Гришину в учёбе, заключалась в проблеме с произношением. Прежде ему и в голову не приходило, что для его речи характерен южный говор и она засорена «побочными» звуками. Но стараниями педагога по сценической речи Людмилы Михайловны Гарница и, конечно, усердием его самого, было достигнуто настолько чистое и выразительное произношение, что впоследствии Гришин неоднократно становился участником и победителем различных всероссийских конкурсов чтецов.

Выпуск 2001 года был очень дружным. Ребята смогли освоить азы профессии, благодаря сильному преподавательскому составу, и многому научились друг у друга.

Театр

После окончания ГИТИСа Гришин стал актёром Театра на Юго-Западе. Его поразила студийная атмосфера театра, словно он и не покидал стен учебного заведения. Первой ролью был азартный Филч в «Трёхгрошёвой опере» Дж. Гея.

За три года службы в Театре на Юго-Западе Гришин создал целую палитру образов: Лаэрта в «Гамлете», Париса в «Ромео и Джульетте», кавалера Риппафратту в «Трактирщице», Гуревича в «Вальпургиевой ночи» и ещё множество других ролей и эпизодов. Одной из лучших его ролей был Муаррон в спектакле «Мольер» по пьесе М. Булгакова «Кабала святош» и роману «Жизнь господина де Мольера», в котором они с Виктором Авиловым демонстрировали не только свои таланты, но и умение выдерживать партнёрский баланс.

Александр Гришин в театре

Гришин, обожавший свою работу до мозга костей, никогда не отказывался выручать театр при необходимости срочных вводов, когда за один-два дня нужно было освоиться в новом спектакле.

Служба в Театре на Юго-Западе послужила ему хорошей школой погружения в профессию. В Российский академический Молодежный театр, под крыло своего мастера А.В. Бородина, в 2004 году, он перешёл довольно окрепшим артистом. По признанию Гришина этот театр стал для него домом, в котором живут единомышленники.

Практически сразу актёру стали доверять трудные роли. Его первые роли: Буркевиц в спектакле «Роман с кокаином» по роману М.Агеева (2004 год) или Скороконколо в постановке «Лорензаччо» А. Мюссе (ввод в 2004 году). В дальнейшем это уже стало традицией – ни один сложный по интеллектуальной нагрузке и по накалу эмоций спектакль не обходился без Гришина. Это и трилогия «Берег утопии» по Т. Стоппарду (2007 год), где у него была роль Николая Сазонова; и сценическая версия романа В. Набокова «Приглашение на казнь» (2009 год), в которой он играл Родрига и Родиона; и постановка «Ничья длится мгновение» по М. Карбаускису (2010 год), куда его ввели на роль Шогера. По следам успеха «Берега утопии» и «Приглашения на казнь» телеканал Культура показал киноверсии этих спектаклей (2010 и 2016 год).

Спектакль «Роман с кокаином»

Ещё по работе в Юго-Западном театре режиссёрам было понятно, что Гришину легче поддаются спектакли малого формата, в которых актёры находятся лицом к лицу со зрителями, чем большинству его коллег. Он всегда отыгрывает, точнее – обживает каждую секунду роли. Алексей Бородин заметил эту его особенность и всё чаще стал задействовать актёра в спектакли именно малого формата. Самые яркие из работ Гришина на малой сцене: Кэмп в спектакле «Соглядатай» М. Панича (2010 год) и Хейвуд в постановке «Нюрнберг» Э. Манна (2014 год).

Визитной карточкой актёра в РАМТе стал спектакль на троих «Гупешка» по пьесе В. Сигарева (2006 год). У него там сложнейшая роль Паши.

Спектакль «Гупешка»

В недавней постановке Алексея Бородина «Горя от ума» А. С. Грибоедова, осуществлённой в 2021 году, Гришину отведена роль Платона Михайловича.

Параллельно с работой в РАМТе трудолюбивый актёр периодически сотрудничает с другими театрами. Так он участвовал в спектакле «Молодые люди», который ставил актёр Юго-Западного театра Вячеслав Гришечкин; а также в театральной композиции В. Беляковича по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на сцене Электротеатра Станиславского. Особое место в творческой биографии Гришина занимает работа в спектакле «Рассказы Шукшина» в Театре Наций, потому что Василий Шукшин ему очень дорог и близок по духу, да и спектакль получился слаженный.

С 2016 года в рамках Независимого проекта Вячеслава Гришечкина Александр Гришин работает в качестве режиссёра. Он уже поставил в Волжском драматическом театре три спектакля: «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева, «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Б. Брехта и «Голоса утопии» по книге С. Алексиевич.

Кино

В кино Александр Гришин начал сниматься с 2000 года. Тогда он буквально промелькнул в небольшом эпизоде фильма «Нежный возраст» знаменитого Сергея Соловьёва.

Александр Гришин в фильме «Трио»

В 2002 году ему повезло немного больше, когда посчастливилось попасть на съёмки культового фильма «Бригада», в котором он выразительно сыграл роль бандита по кличке Пума. Тогда же вышел фильм Александра Прошкина «Трио», где у Гришина была довольно колоритная роль второго плана. Казалось бы, неплохой был сделан старт в кинематографе, но последующие работы Гришина в фильмах («Сволочи», «Отрыв», «Слуга государев», «Холодное солнце», «Икона») и сериалах («Москва. Центральный округ», «Русские амазонки-2», «Солдаты-2», «Александровский сад», «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований», «Бой с тенью-3» и ряд других) остались незамеченными зрителями и критиками. Разве что ироничный следователь Алексей Александрович Спасский в «Ментовских войнах-5» (2011 год) немного повысил рейтинг артиста.

Лишь в 2014 году Гришин приобрёл популярность как киноактёр, сыграв главную роль в сериале «Прощай, любимая!». Его герой Андрей Троянов, начальник службы безопасности гимназии, вблизи которой происходит убийство его любовницы, вместе с её мужем проводит собственное расследование. Оба мужчины держат под подозрением друг друга, что очень мешает им разобраться в причинах смерти погибшей. Андрей Троянов в исполнении Гришина в процессе всех перипетий сериала переживает широкий спектр эмоций, что несомненно зацепило зрителей, о чём свидетельствуют их многочисленные отзывы в интернете.

Александр Гришин в сериале «Прощай, любимая!»

Вполне возможно, что актёрский и жизненный опыт играют главную роль в творчестве Гришина, потому что в более зрелом возрасте его киноперсонажи стали гораздо содержательнее и интереснее. Это Павел Липин в «Любовной сети» (2015 год), Чалый в «Возмездии» (2018 год), следователь Сербин в сериале «Зови меня мамой», Михаил Логинов из «Курорта цвета хаки» (2020 год) и Алексей Крапин в «Обители» (2020 год).

Всё-таки этот актёр больше театральный, чем киношный, поэтому не стоит его упрекать в малом старании на поприще кинематографа.

Личная жизнь

В первый раз Александр Гришин рано женился. Незрелый брак просуществовал недолго. Родившегося в этом браке сына Андрея Александр часто навещает и поддерживает.

Романтические отношения артиста с коллегой по театру Нелли Уваровой, возникшие на репетициях спектакля «Полёт над гнездом кукушки» в 2003 году, закончились для него вторым браком. В 2011 году у пары родилась дочь Ия, а в 2016 году – сын Игнат.

Александр Гришин с женой Нелли Уваровой

Своё свободное время Александр предпочитает проводить с семьёй. Он любит готовить и проявляет творческий подход в этом деле – выдумывает новые рецепты. Походы за продуктами также входит в круг его обязанностей, но он это делает с большим удовольствием, поскольку в деревенском прошлом бабушка научила его правильно выбирать продукты и торговаться на рынке.

Александр Гришин с семьей

Актёр не бросает свои занятия спортом, по возможности смотрит кино и мечтает устроить турнир по компьютерному футболу среди коллег.

Избранная фильмография

  • 2000 — «Нежный возраст»
  • 2001 — «Служба счастья»
  • 2002 — «Бригада»
  • 2003 — «Трио»
  • 2005 — «Сволочи»
  • 2011 — «Девичья охота»
  • 2014 — «Чудотворец»
  • 2014 — «Прощай, любимая»
  • 2014 — «Счастье каждому»
  • 2015 — «Северная Одиссея»
  • 2015 — «Побег из Москвабада»
  • 2016 — «Приглашение на казнь»
  • 2018 — «Возмездие»
  • 2018 — «Нянька»
  • 2019 — «Отчаянные»
  • 2020 — «Зови меня мамой»
  • 2021 — «Медиатор»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share