Александр Котт — биография
Александр Котт — российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, брат-близнец кинорежиссёра Владимира Котта.
Детство
Александр появился на свет 22 февраля 1973 года в столице России, в городе Москва. В его семье был уже один ребенок, а его отец занимался строительством, а мать была учителем в местной школе. Вместе с ним родился его двойняшка Владимир. Трагически, когда братьям исполнилось 14 лет, их мать умерла, и отец взял на себя всю полноту ответственности за их воспитание. С детства Александр проявлял творческие способности, обучаясь в школе эстетического воспитания, которая была при Театре на Красной Пресне, и с юных лет увлекался фотографией.
Свою профессиональную карьеру Александр начал в 1990 году, работая фотографом в одной из столичных газет. Его работа включала командировки в Прибалтику и участие в выставках, таких как выставка в Галерее на Пироговке, в музее ГИТИСа и в академии культуры. Сначала он поступил в институт культуры, однако вскоре осознал, что его истинная страсть — это кинорежиссура. В 1994 году он стал студентом мастерской известного режиссера Владимира Хотиненко во ВГИКе, где также учился его брат Владимир Котт. Наряду с обучением, Александр активно участвовал в мастер-классах Анджея Вайды, которые проходили в Кракове.
Режиссер
В 1997 году, находясь еще на студенческой скамье, Александр создал короткометражный фильм «Фотограф», который был представлен на 30 международных кинофестивалях. Завершающим аккордом его обучения стала дипломная работа — фильм «Пугало», где режиссер воплотил свою мечту о кино без слов, что являлось отражением его интереса к визуально выразительным образам, не требующим диалогов.
В 2001 году Александр завершил свой первый полнометражный проект «Ехали два шофера». Эта приключенческая комедия, развернувшаяся на фоне послевоенных лет, была тепло принята аудиторией и принесла в кассы кинотеатров 11 тысяч долларов. На кинофестивале «Киношок» Котт был удостоен награды за лучшую режиссуру, а для актеров Павла Деревянко и Ирины Рахмановой эта картина стала дебютом в большом кино.
2010 год стал значимым в карьере Александра, когда на экраны вышел его фильм «Брестская крепость», получивший широкое признание и ставший одним из лучших военных фильмов с 1985 года. В процессе съемок, которые длились два года на территории исторической крепости, были найдены неразорвавшиеся боеприпасы. Из-за невозможности снимать в историческом здании рядом была построена масштабная декорация.
С 2011 года Александр Котт принял режиссерскую эстафету в проекте «Елки», и под его руководством вышло несколько частей этой семейной комедии. В 2014 году он представил на «Кинотавре» артхаусную драму «Испытание», которая была отмечена главным призом фестиваля. Александр отметил, что его фильм предназначен для истинных ценителей кинематографа, в отличие от более коммерчески успешной картины «Звезда» Анны Меликян.
В 2018 году Котт представил драму «Спитак», посвященную 30-летию землетрясения в Армении. Для создания фильма он провел много времени, общаясь с очевидцами катастрофы и даже встретился с Николаем Рыжковым, который в то время был председателем Совета министров СССР.
В 2022 году сериал «Седьмая симфония», созданный Коттом, был номинирован на «Золотой орел». Эта картина была снята в смешении цветных и черно-белых кадров, что добавило атмосферности изображению военного времени. В том же году вышел фильм «Чук и Гек. Большое приключение», съемки которого проходили в сложных условиях Пермского края.
В 2023 году Александр Константинович внес свой вклад в создание альманаха «Родные люди», где приняли участие известные современные актеры, такие как Дмитрий Дюжев и Александра Ребенок.
Личная жизнь
Личная жизнь Александра Константиновича складывается удивительно гармонично. Со своей будущей женой, Анной Цукановой-Котт, он встретился в 1996 году во время съемок эпизода для юмористического альманаха «Ералаш». Анна тогда была всего лишь семилетней девочкой. Осознав свою страсть к актерскому искусству, она поступила в Щукинское театральное училище в пятнадцать лет и уже тогда поняла, что влюблена в Александра.
Жизнь пары начала совместный путь в 2007 году, и уже 3 июля 2008 года они отметили рождение своего первенца Михаила. Десять лет спустя, 20 июня 2018 года, у супругов родилась дочь Лея. Однако законный брак они зарегистрировали только 19 сентября 2019 года, выбрав для свадебной церемонии необычный стиль — в футболках и джинсах, что добавило особенный шарм этому событию. На майке Анны к тому же красовалась надпись «Блин, я забыла», подчеркивая игривый настрой молодоженов.
С Анной, которая младше его на 16 лет, Александр наслаждается путешествиями по миру в свободное от работы время, активно делится этими моментами в социальных сетях, несмотря на ограничения, связанные с использованием платформ под управлением корпорации Meta в России.
В настоящее время
Фильмография Александра Константиновича продолжает пополняться масштабными проектами. В 2024 году на экраны вышла приключенческая драма «Северный полюс–8», посвященная первой советской атомной подводной лодке. Съемки фильма проходили в сложных климатических условиях Мурманской области, что добавило реализма к сценам. Для обеспечения исторической достоверности был приглашен консультант — контр-адмирал в отставке, который отвечал за точность воссоздания событий и деталей. Главные роли в фильме исполнили Андрей Мерзликин и Евгений Миронов.
Большое внимание Александр Константинович уделил созданию сериала «Павел. Первый и последний», где он стремился показать императора Павла I с неожиданной стороны. Вместо традиционного акцента на политических интригах, режиссер сосредоточился на отношениях Павла с его матерью, Екатериной II. Денис Власенко, исполнивший главную роль, признался, что много лет мечтал сыграть именно этого противоречивого исторического персонажа.
Помимо работы над проектами, в 2024 году Котт вошел в состав жюри XII Российского фестиваля короткометражного и дебютного кино «Короче». Вместе с Елизаветой Боярской, Александром Робаком и председателем жюри Алексеем Учителем он оценивал полнометражные фильмы, демонстрируя свой профессиональный взгляд на современное киноискусство.