Александр Сергеевич Мартынов

Москве

Александр Мартынов — биография


Александр Мартынов – театральный и киноактер, прославился после выхода на экраны картин «Право на прыжок», «Битва за Москву», «Военно-полевой роман».

Пик славы Александра Мартынова пришелся на 80-90-е годы прошлого века. Тогда этот светловолосый красавец с выразительными глазами буквально ворвался в мир театра и кинематографа, получил звание секс-символа и любовь миллионов зрителей по всему Союзу. У него не такая большая фильмография – всего около 40 картин, но каждая из них получилась яркой и запоминающейся, а работы в театре до сих пор вызывают восхищение поклонников.

Детство

Александр Мартынов появился на свет в разгар лета 1948 года. Его детство и юность прошли в среде, далекой от искусства: в семье не было ни актеров, ни художников, ни людей, чья деятельность была связана с творчеством. Однако это не помешало мальчику увлечься сценой. Уже в школьные годы он охотно участвовал в постановках импровизированного театра, примеряя на себя различные образы. Внутренний огонь тянул его к миру искусства, но путь к нему оказался не столь прямым.

После окончания школы Александр сделал выбор в пользу более практичной профессии и поступил на географический факультет Московского государственного университета. Однако даже среди учебных карт и атласов его мысли все чаще возвращались к театру. В студенческие годы он с восторгом посещал столичные театры, наблюдая за игрой признанных мастеров сцены. Каждый спектакль рождал в нем непреодолимое желание не просто быть зрителем, а самому стать частью этого мира, стоять под софитами и слышать аплодисменты публики.

Александр Мартынов в молодости
Александр Мартынов в молодости

Этот порыв не остался лишь мечтой. Стремление к актерской профессии привело молодого человека на киностудию. Не имея профессионального образования, он сумел пробиться на экран и вскоре снялся сразу в двух художественных фильмах. Этот опыт оказался судьбоносным: убедившись, что камера его принимает, а искусство – его призвание, Александр принял окончательное решение посвятить себя актерскому мастерству.

Получив диплом географа, он без раздумий направился в Школу-студию МХАТ. Вопреки распространенному мнению о сложностях поступления, Мартынов был принят с первой попытки. Члены приемной комиссии увидели в нем природную органику, артистизм и внутреннюю силу, необходимые для сцены. Дополнительным аргументом в его пользу стало наличие опыта съемок в кино. Его зачислили на курс Василия Петровича Маркова, где он продолжил свое становление как артист.

В 1972 году Александр Мартынов завершил обучение, став дипломированным актером. Перед ним открывались двери театров и киностудий, а впереди ждала насыщенная творческая жизнь.

Театр

В 1973 году Александр Мартынов начал свой профессиональный путь в театре. После успешного окончания Школы-студии МХАТ его приняли в труппу Театра имени Владимира Маяковского, где он прослужил более двух десятилетий. С 1973 по 1994 год актер сыграл десятки запоминающихся ролей, оставив яркий след в истории театра.

С первых же выходов на сцену он покорил публику своим талантом, выразительностью и природным артистизмом. Театралы Москвы высоко ценили его работу, аплодируя исполнению ролей в таких постановках, как «Беседы с Сократом», «Родственники» и «Соловьиная ночь». Однако настоящую популярность и широкое признание ему принесло участие в спектакле «Кошка на раскаленной крыше», поставленном по пьесе Теннесси Уильямса.

Александр Сергеевич Мартынов

Постановка была создана под руководством легендарного режиссера, народного артиста СССР Андрея Гончарова и его коллеги Юрия Иоффе. Главные роли в спектакле исполнили Александр Мартынов, Алла Балтер и Светлана Немоляева. Благодаря сильной режиссуре и мощной актерской игре спектакль стал настоящим театральным событием, собирая аншлаги и завораживая зрителей своей глубиной и эмоциональностью. Популярность постановки была настолько велика, что ее экранизировали, и миллионы телезрителей по всему Советскому Союзу смогли увидеть знаменитую театральную версию этой истории.

Со временем актер продолжил свою работу в театре, участвуя в новых ярких постановках. Среди них – «Ярость», «Москва. Чистые пруды» и «Рудин». Каждая из этих ролей становилась для него не просто очередной работой, а возможностью раскрывать новые грани своего таланта, экспериментировать с образами и радовать зрителей живой, искренней игрой.

За годы работы на сцене Театра имени Маяковского Александр Мартынов превратился в одного из ведущих артистов труппы, чье имя стало синонимом качества, глубины и подлинного театрального мастерства.

Фильмы

Первые шаги в мире кино Александр Мартынов сделал еще в студенческие годы. Одной из его дебютных работ стала роль Зернова в исторической драме Исидора Анненского «Татьянин день», где главную героиню сыграла Людмила Максакова. Основанный на реальных событиях фильм позволил молодому актеру ощутить вкус кинематографа, но настоящий успех пришел позже.

В 1972 году, после окончания Школы-студии МХАТ, Александр получил главную роль в спортивной драме «Право на прыжок», снятой режиссером Валерием Кремневым. В этом увлекательном фильме, музыку к которому написал сам Альфред Шнитке, Мартынов воплотил образ легендарного олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Виктора Мотыля. Картина собрала звездный состав: на экране вместе с ним блистали Татьяна Васильева, Владимир Заманский, Юрий Соломин и Ивар Калныньш.

Александр Мартынов в фильме «Право на прыжок»
Александр Мартынов в фильме «Право на прыжок»

Спустя два года актер вновь оказался в центре внимания, исполнив главную роль следователя Ковецкого в пятисерийном военном детективе «Совесть» режиссера Юрия Кавтарадзе. В этой картине ему довелось работать с такими мастерами советского кино, как Всеволод Сафонов, Анатолий Ромашин и Дальвин Щербаков.

В 1970-е годы Мартынов активно снимался в знаковых кинопроектах. Одной из ярких работ того времени стала спортивная драма «Такая она, игра», где актер воплотил образ Федора Комлева. Фильм, основанный на идее первого секретаря ЦК КПУ Владимира Щербицкого, получил несколько наград на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов.

Кино 1980-х: звездные роли и международное признание

В начале 1980-х Александр Мартынов продолжил свою кинокарьеру с участием в детективе «Расследование», созданном на киностудии «Мосфильм». В этом проекте он работал бок о бок с Андреем Мягковым, Владимиром Самойловым и Михаилом Кононовым.

Не менее интересной оказалась роль афериста и хирурга-трансплантолога Рассела Джонса в экранизации повести Алана Уиннингтона «Миллионы Ферфакса». Этот персонаж стал одним из самых необычных в фильмографии актера. Вскоре Мартынов перевоплотился в представителя закона – старшего лейтенанта Крымова в приключенческом фильме «Право на выстрел».

Александр Мартынов в фильме «Такая она, игра»
Александр Мартынов в фильме «Такая она, игра»

Одной из самых знаковых работ 1980-х стала культовая мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», где Александр сыграл комбата Миронова. Его герою предстояло пережить непростые любовные перипетии, ведь в него была влюблена героиня Натальи Андрейченко. Картина получила признание не только в СССР, но и за рубежом: она была представлена на 34-м Берлинском кинофестивале, где Инна Чурикова удостоилась приза за лучшую женскую роль, а позднее номинировалась на премию «Оскар».

В середине 1980-х Мартынов появился в еще двух значимых проектах. В 1985 году в Праге состоялась премьера четырехсерийной военной драмы «Битва за Москву» режиссера Юрия Озерова, в которой актер сыграл генерала Ивана Копеца. Картина была представлена в Берлине и получила широкий международный резонанс. В том же году на экраны вышла социальная драма «Дикий хмель», где Мартынов исполнил центральную роль редактора фабричной газеты Бурова.

Александр Мартынов в фильме «Битва за Москву»
Александр Мартынов в фильме «Битва за Москву»

К началу 1990-х годов изменения в кинематографе сказались на занятости многих актеров, и Александр Мартынов не стал исключением. Тем не менее, он продолжал сниматься, пусть и реже. В 1993 году актер появился сразу в двух значимых проектах – кинодраме «Твоя воля, Господи!», где сыграл повесу-журналиста, и в масштабном сериале Юрия Озерова «Трагедия века», в котором были задействованы Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Эммануил Виторган и другие звезды советского кино.

Александр Сергеевич Мартынов

Однако с наступлением нового тысячелетия имя Александра Мартынова все реже мелькало на экранах. После долгого перерыва он вновь порадовал зрителей лишь в 2008 году, сыграв олигарха Андрея Реутова во втором сезоне сериала «Псевдоним “Албанец”». Этот проект стал его последней работой в кино.

В дальнейшем актер практически полностью отошел от публичной деятельности. Преданные поклонники могли лишь пересматривать его блистательные роли в знаковых картинах прошлого, вспоминая яркие образы, созданные им за десятилетия плодотворной работы в театре и кино.

Личная жизнь

Александр Мартынов принадлежит к поколению артистов, чья известность строилась на безупречной игре и подлинном таланте. Однако, в отличие от многих коллег, он никогда не стремился делать свою личную жизнь достоянием общественности и крайне редко делился подробностями с прессой.

Известно, что первый брак актера состоялся еще в студенческие годы. В этом союзе у него родилось двое сыновей, но семейная жизнь не сложилась, и Мартынов вскоре расстался с супругой.

Слухи об отцовстве

Одной из самых обсуждаемых тем, связанных с личной жизнью актера, долгое время оставался вопрос его возможного отцовства по отношению к Анатолию Руденко. По словам актрисы Любови Руденко, их общий сын, Анатолий, впоследствии стал известным актером. Однако сам Александр Сергеевич так и не признал родство, а когда правда открылась, Анатолий уже был взрослым и не испытал к возможному отцу сыновьих чувств.

Александр Сергеевич Мартынов

В 1984 году Мартынов вновь попытался построить семью и женился на молодой коллеге Татьяне Мухе. Их союз продлился четыре года, за это время у них родилась дочь Мария. Однако со временем, по словам Татьяны, бурные чувства, которые вначале переполняли актера, быстро угасли. После развода Татьяна вместе с дочерью эмигрировала в США, где позднее у Марии родился сын Лука — внук артиста.

Спустя некоторое время у Мартынова появилась еще одна дочь, Наталья, которая не пошла по стопам отца и выбрала карьеру журналиста.

Сегодня Александр Мартынов практически не появляется в театре и кино. Он предпочитает спокойную, размеренную жизнь, вдали от суеты мегаполиса. Последние годы он проводит на даче в подмосковном Кратово, где ухаживает за садом и занимается огородничеством.

Несмотря на уход из публичного пространства, он не чувствует себя одиноким. Близкие друзья рассказывают, что актер продолжает творить: пишет сценарии и делится историями из жизни с соседями, с которыми нередко играет в нарды.

Хотя новые фотографии Мартынова в прессе появляются крайне редко, в 2022 году журналистам программы «Ты не поверишь!» удалось взять у него короткое интервью. В разговоре артист признался, что наслаждается размеренным ритмом жизни и наконец нашел гармонию в уединении.

В настоящее время

Многие поклонники Александра Мартынова недоумевают, почему некогда популярный актер полностью исчез из светской жизни и категорически избегает общения с прессой. Более того, складывается впечатление, что даже его родные знают о нем не так уж много.

Один из самых любопытных эпизодов, связанных с отстраненностью артиста от близких, произошел на форуме сайта «Кино-театр», где его дочь Наталья оставила публичное сообщение, призывая отца выйти на связь. Она рассказала, что переехала в Тель-Авив вместе с матерью, детьми и супругом, но так и не смогла наладить контакт с Александром Сергеевичем. Этот случай наглядно продемонстрировал, насколько далекими стали отношения актера с его семьей.

О других детях знаменитости практически нет достоверной информации. Возможно, сам актер предпочел стереть их из своей жизни, а возможно, они просто не афишируют свое происхождение.

Однако один из предполагаемых сыновей Мартынова, Анатолий Руденко, неожиданно оказался в центре внимания. В январе 2024 года он попал в громкий скандал, когда был задержан с запрещенными веществами. Позже Руденко попытался оправдаться, заявив, что нашел пакет на дороге и принял его за отраву для собак. Тем не менее, эта версия вызвала множество сомнений, а сам инцидент лишь подогрел интерес к его непростой биографии.

Как бы то ни было, Александр Мартынов продолжает хранить молчание, предпочитая не комментировать ни собственную жизнь, ни судьбы своих возможных наследников.

Избранная фильмография

  • 1967 — Татьянин день
  • 1969 — Трое
  • 1974 — Совесть
  • 1980 — Расследование
  • 1980 — Миллионы Ферфакса
  • 1983 — Петля
  • 1988 — Бич Божий
  • 1990 — Сестрички Либерти
  • 1990 — Потерпевший
  • 1990 — Дрянь
  • 1992 — Убийство на Ждановской
  • 1992 — Крысиный угол
  • 1992 — Игра всерьёз
  • 1993 — Зачем алиби честному человеку?
  • 2008 — Псевдоним «Албанец» 2

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Вам нравится Александр Сергеевич Мартынов?

Пожалуйста, напишите комментарий
Пожалуйста, введите ваше имя