Менакер Александр Семенович – известный советский актер, режиссер, артист эстрады, один из участников дуэта под названием «Миронов и Менакер». Заслуженный артист России.
Как гласит один всем известный афоризм – «люди во все времена смеются только над тремя вещами в этом мире – политикой, естественными потребностями и сексом». И если две последние в Советском Союзе были под строжайшим запретом, то политическую сатиру мастерски превращали в способ продвижения генеральной линии партии. В такой обстановке Александр Менакер смог найти еще одну тему способную смешить огромные массы людей. Для жителей Советского Союза поводом для смеха стали речитативы о распределение ролей в семье, а также повседневные диалоги супругов. В тоже время комик стал известным не только благодаря своим шуткам, но и благодаря тому факту, что является отцом известного актера Андрея Миронова и балетмейстера Кирилла Ласкари.
Известный на всю страну артист родился 8 апреля 1913 года в городе Санкт-Петербург в доме на улице Гончарной. В еврейской семье Семена Менакера, окончившего императорский университет и занимавшего должность адвоката, и его супруги Анны Иосифовны. Спустя год после рождения мальчика отец, который с успехом занимался биржевыми операциями, вступил в первую купеческую гильдию. Семья считалась весьма обеспеченной, в городе они имели свой собственный дом в самом центре города, а также загородное имении на территории Гатчины.
Детские и юношеские годы биографии Александра прошли в период революций и преобразования всей политической системы в стране. Тем не менее родители стремились дать наследнику лучшее, по их мнению, образование. Все их усилия сошли на нет, когда они осознали, что у ребенка нет тяги к академическому образованию, а лишь любовь к музицированию и артистической импровизации. Среди увлечений маленького Алика, а именно так домашние называли Александра, было создание музыкальных инструментов из всего, что попадало под его руку, включая домашнюю утварь.
В пятнадцать лет Менакер нашел работу музыкального оформителя в «Живой газете» Ленинграда под названием «Станок». Там он с удовольствием дудел на дудках, играл на рояле, извлекал всевозможные звуки и шумелок и трещоток. Со временем талантливого парня заметил Борис Крупышев, на тот момент достаточно известный исполнитель на эстраде. Именно этот артист помог молодому парню войти в группу «Голубой джаз» под его руководством, на правах равноправного участника. Одновременно с работой и выступлениями, будущая звезда сцены получал профессиональное образование в студии при Большом драматическом театре, куда поступил в 1929 году на актерское отделение. А позже в 1930 году перевелся в Техникум сценических искусств на режиссерский факультет.
В 1932 году молодой человек устроился в Государственное объединение эстрады, музыки и цирка и в Ленгорэстраду, где исполнял фельетоны и музыкальные пародии. Через год он уже работал в Мюзик-холле, где занимал должность режиссера и актера.
С 1935 года работал худруком в Харьковском Доме Красной Армии при котором и существовал Джаз-театр.
В период с 1936 год по 1938-й Менакер выступал на сцене Мюзик-холла в Ленинграде в паре с Евгенией Михайловной Фиш, которая на тот момент уже являлась супругой Виталия Полицеймако.
1939 год – артист Московского театра миниатюры и эстрады, где впервые выступил со своей будущей супругой с Марией Мироновой.
1942 год – на должности постановщика антифашистской программы под названием «Вот и хорошо». Стал одним из режиссеров телепрограммы «Москвиси-земляки», а также исполнителем и создателем музыкального фельетона под названием «Молитесь за него!».
Благодаря актерским и организаторским способностям в биографии Менакера появился театр двух актеров. Напарником в нем стала супруга, с которой они разыгрывали смешные миниатюры, посвященные семейной жизни. В этих скетчах Миронова изображала недалекую властную женщину, а то время как Александр играл роль жалкого подкаблучника.
1948 год – дуэт «Миронова и Менакер» начал свое сольное выступление. Среди первых номеров были миниатюры «Знакомые портреты» и «Московские встречи».
1954 год – дуэт стал работать в Московском театре эстрады. Художественным руководителем был Менакер. В их основную программу входили «Говорящие письма», «В нашем доме», «Дела семейные».
В созданном им дуэте Менакер уходил на второй план, позволяя любимой супруге блистать всеми гранями своего актерского мастерства. В семейных архивах и сегодня можно увидеть фотокарточки, на которых запечатлены выступления звездной пары.
Если говорить о фильмографии, то здесь преобладают киноленты снятые в стиле ревю. В которых оригинальным образом переплетаются комические сценки и эстрадные номера. Дебютной картиной в биографии Александра Семеновича стала кинолента, вышедшая в 1963 году и называвшаяся «Короткие истории». В последствии кинокритики заявили, что эта кинолента стала предпосылкой к созданию телепроекта «Кабачок «13 стульев». Дуэт Менакера и Мироновой на этом проекте создал образы пани Кристины и ее супруга, которые вызывали живой интерес у телезрителей.
Следующей картиной, в которой Александру Семеновичу предложили роль стала комедийная лента «Новогоднее похищение». Как это не странно но здесь актер играл самого себя. На одной площадке с ним работали также супруга и младший из сыновей. Среди звездного состава артистов присутствовали Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Александр Каневский, Зиновий Высоковский, Майя Плисецкая и многие другие звезды кино и эстрады.
Сюжетная линия рассказывает о руководителе художественной самодеятельности и всех участниках, которые решили организовать концерт на территории пожарной части так сказать с «огоньком». Для этого необходимо было похитить знаменитых артистов. Преступление взялся расследовать местный милиционер, роль которого блестяще сыграл Михаил Пуговкин.
В полнометражном фильме, который назывался «Веселые звезды», фамилии актеров Марии Владимировны и Александра Семеновича были сохранены, однако они не были артистами, а предстали перед публикой в образе чиновника-бюрократа и его любимой, но капризной супруги.
1966 год – Александра Минакера пригласи для озвучивания мультипликационной картины «Про злую мачеху», сценарий к которой создал Лазарь Лагин.
«Мужчина и женщины» — эта пьеса была положена в основу фильма-спектакля, снятого режиссерами Феликсом Слидовкер и Борисом Львовым-Анохиным. Драматургом в этой истории стал Леонид Зорин, который сделал свою работу исключительно для семейной пары. Кинолента своим названием напоминает фильм от Клода Лелуша и в нем Менакер предстал перед поклонниками в образе Анания Гарунского – «человека достаточно ранимого и мнительного». В тоже время его супруга должна была показать сразу восемь разных женских образов.
В молодые годы Александр встретил девушку по имени Ирина Ласкари, которая в скором времени стала его официальной супругой. Женщина была дочерью Иды Ласкари, прославившейся на актерском поприще. И ставшей первой в семейном древе Липскеровых, кто заменил свою фамилию на псевдоним. В браке с танцовщицей у Александра Семеновича родился сын, которого назвали Кириллом.
Когда наследнику исполнилось всего три года актер развелся с женой и у шел к Марии Мироновой, которую называл любовью всей своей жизни. Актриса по профессии до знакомства с Менакером она успела прославиться благодаря своей роли в известной советской киноленте «Волга-Волга». После знакомства, женщина ради возлюбленного кардинально изменила свою личную жизнь, отправив официальному супругу сценаристу и оператору Михаилу Слуцкому письмо с извещением, что подает на развод.
Старший наследник актера стал известен под фамилией матери. Кирилл Ласкари писал пьесы и прозу, а также ставил танцы в таких картинах как «Соломенная шляпа», «Человек-амфибия» и «Покровские ворота».
В 1940 году Мария Миронова родила своему возлюбленному сына, который пошел по стопам родителей и продолжил актерскую династию. Оба сына Александра хорошо ладят друг с другом и поддерживают дружеские отношения. Так же, как и их дети Кирилл Ласкари-младший занимает пост маркетолога на телеканале «Пятница», в то время как Мария Миронова-младшая, продолжила династию и стала известной актрисой в мире киноискусства.
После пятидесяти пяти лет в медицинской карте Александра Семеновича появились записи о нескольких инфарктах. Первый из них был причиной отмены свадьбы младшего сына с Татьяной Егоровой. После очередного инсульта актер позвонил своему другу Григорию Горину. Известный драматург страдал картавостью, а Менакер, не обделенный чувством юмора, заявил ему: «Поздравь меня – теперь я достиг твоего уровня дикции».
Известный актер и режиссер умер 6 марта 1982 года, всего за день до дня рождения своего младшего сына Андрея. Официальной причиной по записям медиков стал очередной инфаркт.
Александра Менакера похоронили в Москве на Донском кладбище рядом с могилами тещи и тестя.
Ссылки
Комментарии
что это значит встречался с коллегой по театру Светланой? Светлана Сошальская его жена, которая родила своему мужу сына.