Александр Прокофьев – русский советский литератор, журналист, военкор, общественный деятель. Автор патриотических произведений, многие из которых легли в основу музыкальных произведений советского периода.
Стихи русского поэта Александра Прокофьева легли в основу многих знаменитых музыкальных произведений советского времени. В его простой и близкой сердцу поэзии звучат нотки фольклора, которые не оставляют равнодушными жителей большой страны и по сей день.
Ранние произведения Прокофьева были полны необузданной веселости и ярких красок, но со временем они приобрели мягкую, лаконичную форму.
Поэт родился 19 ноября 1900 года в Кобоне, неподалеку от Санкт-Петербурга. Он вырос в простой крестьянской семье: отец занимался деревообработкой и рыбным промыслом. В семилетнем возрасте Сашу отдали в школу, и первые свои произведения он начал сочинять уже в эти годы.
Несмотря на незнатное происхождение, родители мальчика были образованными людьми. В свободное от работы время отец много читал и любил петь народные песни вместе с супругой. В доме часто звучали «Коробушка», «Варяг», «Хорошо было детинушке…», «Ермак» и другие фольклорные произведения. Этот факт Александр описал в своей автобиографии через несколько десятков лет.
Получив начальное образование, мальчик успешно прошел конкурс в петроградскую Учительскую семинарию, окончить которую так и не получилось – грянула Первая мировая война. Отца семейства забрали на фронт, и юному семинаристу пришлось отчислиться с четвертого курса, чтобы взять на себя заботы о домочадцах.
К счастью, после окончания Первой мировой и революции Прокофьев-старший вернулся в родное село целым и невредимым. Вместе с сыном в 1918 году он становится участником большевистского движения. Теперь уже армейскую службу пришла пора проходить Прокофьеву-младшему: молодого поэта мобилизовали и определили в ряды Красной армии.
Во время Гражданской войны Александр продолжил обучение, поступив в Учительский институт РККА. Трудовая биография юноши началась в 1920 году с должности политработника, а уже через год он становится оперуполномоченным Всероссийской контрреволюционной комиссии. Здесь Прокофьев проработал более восьми лет, и все дальнейшие годы находился в резервном списке органов государственной безопасности.
В начале 1930-х Александр Андреевич занялся журналистикой. В этой профессии он проработал вплоть до окончания Великой Отечественной. С 1945 года поэт на протяжении нескольких лет был секретарем правления союза писателей Ленинграда.
Ранние произведения Прокофьева были написаны им еще в школьные годы. Первые стихи юного поэта печатали в издании «Новоладожская коммуна» в 1919 году. Впоследствии газета публиковала поэзию автора на постоянной основе.
В начале 20-х молодой человек переехал в Петроград, где поступил в студию Пролеткульта к литературному критику и поэту А. П. Крайскому. В период с 1923 по 1927 год автор своих произведений не публиковал, а занимался оттачиванием литературной техники и совершенствованием слога. Огромное влияние на становление поэта оказали мэтры пера тех лет: Демьян Бедный, Владимир Маяковский, Сергей Есенин и Александр Блок.
Ближе к концу 20-х сформировался собственный слог и определилась тематика произведений молодого литератора. Он писал про красоты родной земли, очарование ладожских деревень и крепких местных жителей. Не обошел Прокофьев и тему революции с ее бескомпромиссной борьбой за правое коммунистическое дело.
Печатные издания наперебой публикуют стихи набирающего популярность автора. В изданиях «Ленинград», «Звезда» и «Залп» выходят его актуальные для тех времен сборники «Победа», «Улица Красных зорь», «Ладога», «Полдень» и многие другие.
Тему родного края и непримиримой борьбы с врагами Прокофьев продолжил и в 30-е годы, но в его творчестве стали появляться лирические произведения и баллады. В этот период в авторе начал зарождаться поэт-песенник: вышел его первый сборник «Песни», который включил в себя «Песенку Тони», «Плясовую» и «Походную песнь геологов».
Творения талантливого поэта почти сразу же становятся основой для произведений современных композиторов. В 1939 году видел свет сборник стихов «В защиту влюбленных», а через некоторое время и знаменитый цикл «Сольвейг», сделавший автора невероятно популярным в советской литературной среде.
С малых лет Прокофьев был влюблен в деревенский колорит Ладоги, где прошло его детство и сформировалось внутреннее мироощущение. Суровые красоты родных мест, обычаи и характеры местных жителей, ладожские легенды и песни – все это стало источником вдохновения для народного поэта.
Ранняя поэзия автора наполнена яркими образами и эмоциональными нотами. Чувствуется любовь поэта к фольклору, простой народной речи и шуткам. Звенящий, красочный и гремящий стиль Прокофьева в последующие годы стал более сдержанным.
Во время советско-финской войны Александр Андреевич издал ряд агитационных фельетонов, которые быстро стали достоянием масс. В те же годы советская пресса опубликовала ряд патриотических сборников, посвященных победе над врагом: «Фронтовые стихи», «За Родину», «Атака» и другие.
Прокофьев продолжил работать в жанре фельетонов, и в соавторстве с Александром Твардовским издал труд «Говорит Василий Теркин».
За военную поэму «Родина», написанную во время ВОВ Прокофьева наградили Сталинской премией. Герои Шумаковы – реальные знакомые автора, которых он повстречал на Ленинградском фронте, работая военкором. «Родина» — это цикл поэм, каждая из которых могла бы стать отдельным произведением.
Самоотверженный труд солдата и репортера после Великой Отечественной Александр Андреевич был удостоен ордена Красной Звезды.
По окончанию войны поэт все больше склоняется к лирике: выходят его работы «Заречье», «Признание», «Лирика» и «Яблоня над морем». Последний цикл был навеян впечатлениями после поездки в живописную Италию в 1958 году. Параллельно автор издал сборник детских стихотворений, куда вошли: «Шел кот-скороход», «Синички-невелички», «Днем весенним». Стихи для малышей литератор писал и раньше, всегда снабжая их добрым юмором и фольклорной тематикой: «Сказочка для маленьких про комара-комарика», «Кот Макар», «Еще про жука», «Загадки-шутки».
Новый творческий виток произошел в последние десять лет жизни литератора. Прокофьев много путешествовал по Советскому Союзу, и свои ощущения от увиденного передавал в произведениях «Величальная песнь России», «Приглашение к путешествию», «Гроздья», «Пристрастия». Эти сборники увидели свет уже после смерти творца. Русский и советский поэт скончался 18 сентября 1971 года. Похоронен в г. Санкт-Петербург на Богословском кладбище.
Комментарии
Уберите фото композитора Прокофьева с Эйзенштейном...
да
Яркий, талантливый, самобытный!!! Поэт чудесной тревоги!!!
Самобытный, яркий талант!!!