Александр Зацепин — биография
Александр Зацепин – народный артист РФ, композитор и аранжировщик. Автор музыки ко многим популярным фильмам, в том числе почти ко всем киноработам Леонида Гайдая.
На песнях советского композитора Александра Зацепина выросло не одно поколение советских людей. Его творчество остается невероятно популярным и сегодня: музыкальные композиции, написанные им для кинофильмов, знают и напевают поклонники разных возрастов. За многолетнюю службу искусству, преданность профессии и упорство от своих друзей и коллег он получил прозвище «железный Шурик».
Детство и юность
Александр Сергеевич родился 10 марта 1926 года в третьем по величине городе России – Новосибирске. В те годы многие советские люди пострадали от беспощадной машины репрессий; не осталась в стороне и семья Зацепиных. Отца Саши, хирурга Сергея Дмитриевича, арестовали в 1941 году по 58-й статье. Оставшись с сыном-школьником одна, мать Валентина Болеславовна продолжала работать учительницей и содержать семью.
В подростковом возрасте Александр окончил курсы трактористов и киномехаников. Оба этих умения пригодились ему в дальнейшей жизни.
Во время Великой Отечественной будущий музыкант поступил в Новосибирский железнодорожный институт, откуда он планировал со временем перевестись в другой ВУЗ на радиотехнический факультет. Однако, планам не суждено было сбыться. Он терпеть нем мог точные науки и предпочитал заниматься музыкой, в результате чего образовалось огромное количество «хвостов». Студента отчислили, и он тут же был мобилизован для прохождения срочной службы в армии. На тот момент юноша тяжело переживал это событие, но со временем стало понятно, что судьба распорядилась таким образом не случайно.
Во время службы Александр освоил несколько музыкальных инструментов, причем до такого уровня, что на него обратил внимание комвзвода Евгений Матвеев, в будущем известный актер и режиссер. Он помог талантливому рядовому стать музыкантом Новосибирского ансамбля песни и пляски Советской армии. Этот опыт пригодился Зацепину в дальнейшем: после демобилизации он поступил на работу в филармонию Новосибирска.
Все бы хорошо, но парень очень переживал из-за отсутствия образования по выбранной профессии. Когда он пришел подавать документы в новосибирское музыкальное училище, его не приняли. Свой отказ члены экзаменационной комиссии объяснили тем, что возраст Зацепина давно уже перешагнул уровень училища. Молодого человека направили в Алма-Ату, поступать в казахстанскую консерваторию. Там он обучался на отделении фортепиано и параллельно на композиторском факультете под руководством профессора Е. Брусиловского.
Дипломной работой Александра по окончанию консерватории стала постановка балета «Старик Хоттабыч», исполненная в театре оперы и балета Алма-Аты. В результате распределения выпускников он оказался на киностудии «Казахфильм». С этого момента началась его творческая биография, неразрывно связанная с миром музыки и кино.
Творчество
Дебютной картиной, в которой прозвучала музыка молодого композитора, стал комедийный фильм «Наш милый доктор». Вскоре появились следующие 10 композиций, которые он сочинял в Казахстане, а для записи отправлял на московскую студию, где была необходимая аппаратура. Такое положение вещей было, мягко говоря, неудобным для творческого человека, и через некоторое время он решился на переезд в Белокаменную.
Столичная жизнь поначалу была нелегкой – Зацепину приходилось брать любые подработки, чтобы оставаться на плаву. Но через некоторое время произошла встреча, изменившая судьбу талантливого, но пока никому не известного композитора.
Однажды супруга уже известного на тот момент режиссера Леонида Гайдая услышала песню Александра Сергеевича «Надо мной небо синее», и порекомендовала мужу обратить внимание на талантливого музыканта. Знакомство двух творческих людей вскоре дало плоды: был записан ряд композиций Зацепина, которые прозвучали в новых кинофильмах Гайдая «Кавказская пленница» и «Операция Ы». Кажется невероятным, но с той поры прошло уже более 50-ти лет. По сей день песни «Если б я был султан», «Песенка о медведях» и «Постой, паровоз» любят и напевают люди разных поколений.
Работа с Гайдаем продолжилась, и совсем скоро советские телезрители смогли насладиться захватывающими картинами «Частный детектив, или Операция «Кооперация», «Бриллиантовая рука» и другими, где звучали легкие, запоминающиеся песенки Зацепина. Как вспоминает композитор, Леонид Иович был очень требовательным режиссером, и музыкальное сопровождение к каждому фильму он подбирал тщательно. Какое-то чутье Гайдая подсказывало ему, какие песни станут популярными и непременно «уйдут в народ».
Творчество композитора стало востребованным, и его песни стали звучать во многих кинематографических работах. Без сложностей на творческом пути не обошлось: песню «Есть только миг» никак не хотел пропускать худсовет, считая ее чересчур пессимистичной. Прошло довольно много времени, прежде чем эта красивейшая композиция вышла на экраны вместе с фильмом «Земля Санникова».
В жизни Зацепина было много творческих союзов, плодами которых стали нестареющие хиты, живущие по сей день. Начиная с 1965 года тандем Леонида Дербенева и Александра Зацепина выпустил более ста абсолютных шлягеров, ставших невероятно популярными среди миллионов слушателей большой страны. Люди настолько привыкли к сочетанию фамилий Зацепин — Дербенев, что уже не могли воспринимать их по отдельности.
Большое количество самых известных и любимых в народе песен были написаны композитором в раннем творческом периоде. К ним относятся «Песня о купидоне» из фильма «Не может быть!», «Разговор со счастьем» из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», «Помоги мне» из обожаемой всеми «Бриллиантовой руки».
В дальнейшем репертуар Зацепина пополнился романтической композицией «Ищу тебя» из фильма-мюзикла «31 июня», песней «Ты слышишь, море» из приключенческой картины «Свистать всех наверх!» и лирическим хитом «Только любовь» из веселой комедии «Спортлото-82».
В конце 1990-х была написана музыка к композиции «Косые дожди», с которой автор стихов Марина Хлебникова стала финалисткой «Песни-98».
Нельзя не упомянуть о ярком союзе Александра Зацепина и примадонны отечественной эстрады Аллы Пугачевой. На момент их знакомства Алла Борисовна уже была знаменитой, а Александр Сергеевич успел обрести популярность не только как талантливый композитор, но и как интересный аранжировщик. Будучи заядлым радиолюбителем-самоучкой, композитор делал современные аранжировки на аппаратуре, собранной своими руками.
В результате сотрудничества знаменитого композитора и королевы эстрады мир услышал такие шлягеры, как «Волшебник-недоучка», «Этот мир», «Куда уходит детство» и многие другие. К сожалению, настал момент, когда творческие пути двух талантливых артистов разошлись из-за разногласий. Последней совместной работой стала картина «Женщина, которая поет», где примадонна исполнила главную роль, а музыкант стал автором популярнейших саундтреков.
В начале 1980-х Зацепин переехал жить во Францию, не меняя гражданства. Его отъезд вызвал шквал критики со стороны советской прессы. Недавно восхваляемые всеми песни подвергались беспощадной критике – их называли откровенно пошлыми, мещанскими и бессмысленными.
За границей композитор сотрудничал с американской киностудией, которая предложила ему долгосрочный контракт. Помимо этого, сочинял произведения для французского кинематографа.
На родину музыкант вернулся лишь с началом перестройки, в 1986 году. В отечественном кинематографе, как и во всей стране, многое изменилось. Стали снимать другие фильмы, поменялось и отношение к музыке. Для новых картин «Где находится нофелет?», «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», «Она с метлой, он в черной шляпе» Зацепин сочинил ряд саундтреков. Самыми заметными работами последних творческих лет композитора стали песни к картинам «Красная капелла» и «В июне 41-го».
Всего в дискографии Александра Зацепина более 300 композиций и около 120 песен к кинофильмам. Его грандиозный вклад в культурное наследие страны был оценен, и в 2003 году ему присвоили звание Народного артиста Российской Федерации.
Личная жизнь
В биографии народного артиста нашлось место четырем бракам. От первой супруги, Ревмиры Соколовой, у Зацепина родился сын Женя. Парень унаследовал от отца страсть к музыке и даже сочинял собственные стихи и мелодии. К сожалению, в 1975 году Евгений скончался.
Брак с Ревмирой был недолгим, и уже через несколько лет музыкант взял в жены пианистку Светлану. У пары родилась единственная дочь Елена. Со второй женой Александр прожил до ее кончины в 1982 году.
В третий раз музыкант сочетался браком уже в Париже. Его избранницей стала француженка Женевьева, художник по профессии. Можно сказать, что этот союз был вынужденным: в те годы «железный занавес» еще никто не отменил, и единственным способом для Зацепина выехать за границу было супружество с иностранкой. И этим отношениям не суждено было просуществовать долго – через четыре года состоялся развод.
Светлая полоса в личной жизни Александра началась после возвращения в Россию. Встреча со Светланой Морозовской, которая давала уроки игры на фортепиано внуку композитора, принесла Зацепину долгих 20 лет счастливого брака. Однако, судьба не пощадила и эти отношения – в 2014 году Светлана умерла.
В марте 2021 года народному композитору исполнилось 95 лет. Поразительно, но в столь преклонном возрасте Александр Сергеевич особо не жалуется на здоровье и на фотоснимках выглядит довольно подтянуто. Как поясняет Зацепин, никакого чуда здесь нет – просто нужно правильно питаться, придерживаться умеренности во всем и давать своему организму физические нагрузки соответственно возрасту. Музыкант практикует занятия йогой и ежедневно делает утреннюю зарядку.
Но главным стимулом к жизни для Зацепина стала его любовь – музыка. Ежедневно он по несколько часов творит, создавая новые композиции. Александр Сергеевич старается не отставать от времени: занимается изучением музыкальных программ для компьютера и выписывает научно-техническую литературу.
В настоящее время
После смерти последней супруги Светланы Зацепин съехал из квартиры в Париже, где они много лет прожили вместе. Как пояснил в одном из интервью музыкант, он просто не мог там больше находиться.
Он остался во Франции, переехав в небольшой городок неподалеку от швейцарской границы, в дом дочери Елены. Композитора поселили в особняке, выделив целый этаж для комфортной жизни и творчества. Для участия в репетициях и концертах Александр Сергеевич нередко приезжает в Россию.
В 2019 году Зацепин принял участие в съемках авторской работы – документального фильма «Мне уже не страшно…». Через некоторое время на телеканале «Союзмультфильм» состоялась премьера мультипликационного фильма «Оранжевая корова», для которого творец создал музыкальное сопровождение. Александр Сергеевич признается, что «писать в стол» — это не для него, и он по мере сил и возможностей будет сочинять музыку для своих почитателей.
Песни гения киномузыки с удовольствием исполняют молодые артисты, и Александр Сергеевич этому несказанно рад. Он считает, что, если новая подача произведения нравится слушателям, его музыка получает вторую жизнь.
Известные песни
- Песенка о медведях
- Если б я был султан
- Песня про зайцев
- Остров невезения
- Танго-пародия
- Фильм, фильм, фильм
- Одиссей
- Там, где любовь
- Есть только миг
- Звенит январская вьюга
- Маруся
- Разговор со счастьем
- Куплеты о пиве
- Купидон
- Черные подковы
- Любовь одна виновата
- До свиданья, лето
- Волшебник-недоучка
- Уходишь ты
- Куда уходит детство
- Если долго мучиться
- Песенка про меня
- Этот мир
- Ищу тебя
- Звёздный мост
- Мир без любимого
- Хэллоу, Америка!
- Дожди