Алексей Айги — российский композитор, скрипач, руководитель ансамбля 4’33″.
Алексей Геннадьевич Айги родился 11 июля 1971 года в Москве, в семье известного поэта Геннадия Айги, что определило его раннее погружение в атмосферу творческой среды. Его детство прошло среди представителей художественной интеллигенции; картины, написанные друзьями отца, хранились прямо под кроватью, поскольку для них не находилось места на стенах. Это окружение вдохновило Алексея попробовать себя в искусстве – сначала в изобразительном, но вскоре его интерес к этому увлечению угас.
Родители Алексея развелись, когда он был еще маленьким, и большую часть времени его воспитанием занималась мать, в то время как с отцом он встречался только по выходным. Именно по её инициативе Алексей вместе со своим старшим братом оказался в музыкальной школе. Примечательно, что на вступительном прослушивании у будущего композитора не увидели выдающихся музыкальных данных, но его все же приняли — больше как сопровождающего для брата.
Изначально игра на скрипке не вызывала у Алексея особого энтузиазма, а в подростковом возрасте даже начала раздражать. На фоне этого у него появился искренний интерес к рок-музыке, и мать пошла на хитрость, чтобы мотивировать сына поступить в музыкальное училище имени Михаила Ипполитова-Иванова. Она убедила его, что там он сможет найти единомышленников и создать собственный ансамбль.
Так и случилось: вскоре Алексей стал участником студенческой группы «До мажор». В этом коллективе он начал сочинять свои первые мелодии и проявил склонность к музыкальным экспериментам. Однако первое публичное выступление группы закончилось скандалом – из-за неподобающего поведения музыкантов их удалили со сцены, так что Алексей так и не смог доиграть свое произведение до конца.
Завершив обучение в музыкальном училище, Айги устроился в оркестр Театра имени К. С. Станиславского, где проработал около года. Но за это время он окончательно осознал, что традиционная классическая музыка его не привлекает. Алексей всерьез задумался о создании собственного коллектива, чтобы реализовать свои творческие идеи и исследовать новые музыкальные формы.
Первые значимые шаги на пути к популярности Алексей Айги сделал в 1994 году, когда основал ансамбль «4’33”», название которого является отсылкой к знаменитой пьесе Джона Кейджа, где пианист на протяжении нескольких минут не играет ни одной ноты. Изначально музыканты решили исполнять произведения английских минималистов, но вскоре их репертуар расширился, и ансамбль стал представлять музыку различных композиторов.
Время создания коллектива пришлось на непростые 90-е годы, когда возможностей для выступлений было немного. Ансамбль выступал в клубах и на выставках, часто безвозмездно. Однако для Алексея важнее всего была сама возможность играть перед аудиторией, которая порой состояла всего из пяти человек. Тем не менее, эти скромные выступления дали музыкантам шанс почувствовать сцены и привлечь первых поклонников.
В 1996 году ансамбль впервые отправился на гастроли, выступив в рамках фестиваля «Европейские дни в Самаре». Год спустя коллектив представил свой первый альбом под названием *Falls*, где преобладали оригинальные композиции самого Алексея. Эти работы обратили внимание на талантливого композитора, и судьба подарила ему важное знакомство.
По счастливой случайности на творчество Айги обратил внимание начинающий режиссер Валерий Тодоровский, которому записи Алексея предложил послушать его ассистент. Режиссер попросил музыканта создать саундтрек к своей драме «Страна глухих», которая впоследствии стала настоящим хитом. Музыка Айги получила широкое признание и принесла композитору престижную награду «Золотой овен».
С этого момента внимание критиков и широкой аудитории было приковано к Алексею. Его стали приглашать на интервью, а также все чаще поступали заказы на создание музыки для кино. Среди его знаковых работ этого периода выделяются треки «Грусть глубины» и «Убийца поневоле», написанные для популярного сериала «Каменская». При этом Айги продолжал активно выступать с ансамблем, регулярно пополняя дискографию новыми студийными и концертными альбомами.
В середине 2000-х Алексей принял решение переехать во Францию. Одной из причин стало ограниченное поле для творческого самовыражения в российском кинематографе, где музыка нередко рассматривалась как второстепенный элемент. Сотрудничество с французскими режиссерами позволило Айги расширить свое портфолио, создав музыкальное сопровождение к таким фильмам, как «Я думаю о тебе», «Большое алиби» и «Не могу отказать».
Несмотря на переезд, Айги продолжал получать предложения и от российских кинематографистов, что сделало его жизнь распределенной между двумя странами. Композитор создавал музыку для отечественных сериалов, таких как «Черные кошки», «Красная королева» и «Доктор Рихтер». В 2018 году его музыка звучала в фильме «Пилигрим», где главные роли исполнили Игорь Петренко, Анна Банщикова и Ирина Рахманова.
Алексей Айги не скрывает подробностей своей личной жизни. В 1998 году он познакомился с француженкой по имени Клод, с которой вскоре заключил брак. Клод не связана с музыкальной сферой, однако у неё есть академическое образование в области искусствоведения, и она успешно работает журналистом. Вместе супруги воспитывают сына, которого назвали Иваном.
В 2020 году Алексей Айги был вынужден приостановить концертную деятельность из-за пандемии коронавируса. Однако он решил использовать освободившееся время с пользой и запустил на краудфандинговой платформе «Планета» сбор средств на выпуск нового альбома под названием «Алкоголь». Эта инициатива нашла отклик среди его поклонников, и проект получил необходимую поддержку.
Сегодня Алексей продолжает активно творить, радуя своих слушателей новыми музыкальными произведениями. Чтобы поддерживать контакт с аудиторией, он ведет страницу в «Инстаграме», где делится фотографиями и рассказывает о последних новостях, чем поддерживает живую связь с поклонниками.