Алексей Франдетти — российский театральный и кино-режиссёр, актёр, художник, педагог и телеведущий. Также известен как автор стихотворных переводов. Занимает должность главного режиссёра театра «Ленком Марка Захарова».
Биография Алексея Борисовича Франдетти началась во времена Советского Союза. Он появился на свет в январе 1984 года в Ташкенте, который тогда являлся столицей Узбекской ССР.
С самых ранних лет Алексей проявлял необыкновенное воображение и талант к актерскому искусству, часто организовывая домашние представления для своих родителей. С возрастом его интересы расширились: он увлекся музыкой, спортом, кинематографом и литературой.
Еще будучи четырехлетним мальчиком, его родные увидели в нем потенциал стать известной творческой личностью. Поэтому его отправили в Москву, где он был принят в состав труппы Государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац. Алексей дебютировал на сцене в роли сына Чио-Чио-сан в опере «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, что стало значимым шагом в его карьере.
Спустя некоторое время, из-за необходимости получения образования, семья вернулась в Узбекистан. Там мальчик одновременно обучался в общеобразовательной школе и музыкальной школе, где начал осваивать игру на фортепиано и посещать танцевальные кружки.
Утвердившись в намерении посвятить себя искусству, Франдетти поступил в балетное училище и театральную студию Марка Вайля, где начал свои первые шаги на профессиональной сцене. В студенческие годы он также активно участвовал в постановках местного театра «Ильхом».
В начале 2000-х Алексей переехал в Москву, где начал обучение вокальному мастерству, стремясь проявить себя в актерском искусстве. Его привлекательная внешность и гармоничные пропорции тела способствовали поступлению в актерское отделение Московской школы-студии МХАТ.
В 2006 году Франдетти успешно завершил обучение во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова. После окончания института он, будучи хорошо подготовленным и многообещающим актером, активно начал строить свою карьеру, полагая, что его таланты будут востребованы в любом театре.
Профессиональный дебют Алексея Франдетти состоялся на сцене Государственного академического театра оперетты, где он блестяще выступил в мюзиклах «Маугли» и «Золушка». Эти роли позволили ему быстро добиться права на исполнение главных партий. Особенно запомнились зрителям его выступления в роли Ромео из «Ромео и Джульетта» и Фанфана из «Фанфан-Тюльпана», где он демонстрировал не только актерское мастерство, но и обаяние.
В последние годы 2000-х Алексей активно сотрудничал с Московским драматическим театром имени А.С. Пушкина и «Электротеатром Станиславского», где создал незабвенные образы Макса из «Одолжите тенора», Графа из «Письма счастья», Ипполита из «Федры» и Меркуцио из новой версии произведения Шекспира.
В 2010 году Франдетти подписал контракт с «Стейдж Энтертейнмент», компанией, специализирующейся на различных театральных продукциях. В течение 8 месяцев он исполнил роль главного антагониста в мюзикле «Zorro», который был представлен в Москве более 120 раз.
В 2013 году Алексей проявил себя как режиссер музыкальных спектаклей, начав с проекта «Пробуждение весны» в сотрудничестве с Кириллом Серебренниковым. Несмотря на непростой прием публики в «Гоголь-центре», он продолжил свою режиссуру, оставаясь верным «бродвейской» методике постановки спектаклей.
Работа над ошибками и принципиальный подход к подготовке спектаклей позволили ему к 2019 году поставить оперу «Сказка о царе Салтане» Николая Римского-Корсакова на сцене Большого театра.
В 2020 году, во время глобального распространения коронавируса, Франдетти и «Приют комедианта» представили инновационный «инстамюзикл» «Мой длинноногий деда», использовав «Инстаграм» для его трансляции. В 2021 году он возглавил проект «Нелегкий легкий жанр» на канале «Продвижение», где зрители узнали много нового о мюзиклах.
В том же году «Приют комедианта» представил новую версию мюзикла под названием «Дорогой мистер Смит», что вызвало значительный резонанс. А летом Алексей начал сотрудничество с известным дирижером Валерием Гергиевым и премьеру оперы «Бенвенуто Челлини» Гектора Берлиоза в Мариинском театре.
К концу года Франдетти присоединился к жюри проекта «Большой мюзикл» на телеканале «Культура» и поставил мюзикл «Онегин» в Театре на Таганке, который был тепло встречен московской публикой.
В периоды между сценическими выступлениями Алексей Франдетти активно снимался в кино и на телевидении. В первое десятилетие XXI века его фильмография значительно расширилась, включив в себя более двадцати художественных проектов. Среди наиболее значимых работ актера выделяются детектив Александра Бородянского и Константина Худякова «Тени Фаберже», историческая драма Павла Лунгина «Царь» и многосерийная сага Ольги Грековой и Сергея Данеляна «Институт благородных девиц». Эти работы не только расширили кругозор Франдетти как актера, но и принесли ему признание как выдающемуся исполнителю сложных и многогранных ролей.
2022 год оказался для Алексея Франдетти периодом значительных профессиональных достижений. Основным событием лета стало его назначение главным режиссером известного московского театра «Ленком Марка Захарова». Эту информацию официально подтвердил директор театра Марк Варшавер в июле.
После вступления в должность, Алексей провел серию интервью, в которых поделился своими творческими планами. Он обозначил намерение разработать стратегию развития театра на два следующих сезона и пригласил к сотрудничеству таких известных режиссеров, как Юрий Муравицкий и Марат Гацалов.
Одной из главных целей на 2023 год Франдетти поставил задачу создания хип-хоп-мюзикла «Маяковский». Для работы над музыкальной и текстовой составляющей проекта он привлек известного рэпера Басту, настоящее имя которого — Василий Вакуленко. Вакуленко, по мнению Франдетти, идеально подходил для реализации этого проекта, так как его творчество созвучно с личностью Владимира Маяковского. Сам Василий выразил удовольствие от возможности участвовать в таком амбициозном проекте, подчеркнув свое уважение к наследию великого русского поэта.
О личной жизни Алексея Франдетти известно не так много, поскольку он старается не афишировать детали своего быта. Известно, что у актера была жена Юлия, гражданка Соединенных Штатов. Вскоре после их свадьбы в семье родился сын по имени Марк.
Франдетти редко делится подробностями своей личной жизни, но в 2022 году он упомянул, что переживает развод. В то время как Юлия в 2021 году публиковала в своем блоге фотографии с новорожденным ребенком, официальной информации об отцовстве Алексея не появлялось в публичном доступе.
В настоящее время Алексей находится в отношениях с Юлией Дякиной. В ноябре 2023 года пара стала родителями дочери Софии. Несмотря на отсутствие информации о заключении официального брака, Юлия называет Алексея своим мужем.
Открывая 97-й сезон в театре, главный режиссер Алексей Франдетти поделился творческими планами, среди которых были постановки «Калиф-Аист» и комедия «Много шума из ничего».
В конце 2023 года на сцене «Приюта комедиантов» состоялась премьера его нового проекта — спектакля «Айсвилль». В этой детективной истории Франдетти провел параллели с современными скандинавскими сюжетами, а также со сказкой «Снегурочка».
В начале 2024 года стало известно, что в «Ленкоме» готовится музыкальное произведение «Кабаре Пушкин», основанное на пьесах «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери» и других. Спектакль был приурочен к 225-летию великого русского классика.
В марте 2024 года Франдетти дал интервью в ток-шоу «Мой герой», где рассказал о значимых событиях своей театральной жизни и поделился мыслями о своих проектах.
В июне того же года Франдетти объявил о своем уходе с должности главного режиссера «Ленкома». Он подчеркнул, что это решение было тщательно обдумано и не связано с какими-либо конфликтами. Франдетти заверил, что будет периодически возвращаться в стены театра. Следующим местом его работы стал Московский государственный театр Эстрады под художественным руководством Геннадия Хазанова.