Алексей Коренев – советский режиссёр-комедиограф, сценарист и актёр, чьи работы прославились своим неповторимым юмором и талантом. Благодаря фильмам «По семейным обстоятельствам» и «Ловушка для одинокого мужчины» он приобрел широкую известность как мастер комедийного жанра. Вклад Алексея Коренева в советское кинематографическое искусство был отмечен заслуженным званием деятеля искусств Дагестанской АССР.
В 1927 году, в самом сердце столицы, появился на свет будущий великан советской кинематографии в семье, обладающей интеллектуальным блеском и купеческими традициями. Семейство Кореневых жило без материальных затруднений, далеко от тяжелого труда на заводских станках. Мария Алексеевна Коренева, девичья фамилия которой была Ремина, в молодости получила качественное образование и стала специалистом в области финансов. Её отец, открывший в Москве несколько торговых точек, мог бы стать ей отличным примером для подражания, если бы не его разрушительная склонность к алкоголю, приведшая к потере семейного достатка.
Отец Алексея, также занимавшийся финансами и руководивший финансовым отделом Мосгорсовнархоза, имел в своей родословной страницы, которые стало необходимо скрыть после революционных событий. В анналах его предков значились известные ярославские купеческие роды Соболевых.
Путь будущего кинорежиссёра с ранних лет стал извиваться творческими меандрами. В школьные годы его товарищем по классу стал Олег Ефремов. По окончании занятий мальчики сгорая страстью посещали драматический кружок, где с восторгом осваивали основы актёрского искусства и мечтали о кинематографе, возвышающем его в ранг высшего из искусств.
Несмотря на стремление родителей видеть сына в роли военно-морского инженера, молодой человек проявил редкое упорство, выбрав для себя дорогу режиссуры. Уже в старших классах он твёрдо решил, что его место за кинокамерой.
Поступление во ВГИК в начале 1950-х годов открыло Кореневу двери в мир большого кино. Среди его однокурсников оказались будущие знаменитости советской кинематографии: Сергей Параджанов, Александр Алов, Марлен Хуциев и Юрий Озеров, чьи имена впоследствии прочно вошли в золотой фонд отечественного кинематографа.
Кинематографическая деятельность Алексея Коренева взлетела к вершинам в середине 50-х годов прошлого столетия, когда он, занимая позицию ассистента режиссера, совершенствовал свое мастерство в тандеме с начинающим Эльдаром Рязановым. Их совместные усилия привели к созданию кинолент «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», ставших культовыми произведениями советского кино.
Коренев предстал перед зрителями в качестве независимого режиссера-постановщика в 1959 году, однако его первое творение, комедийная мелодрама «Черноморочка», столкнулась с резкой критикой. Критики обвинили фильм в «буржуазной легкомысленности», что привело к его изъятию из проката. Аналогичная судьба постигла и его следующее произведение, «Урок литературы», основанное на рассказе Виктории Токаревой, критики усмотрели в нем «вредную идеологию».
Тем не менее, в 1969 году Кореневу удалось вновь заявить о себе, представив публике картину «Адам и Хева», которая открыла актерский путь Фрунзику Мкртчяну и Екатерине Васильевой. Через год после этого успеха на экраны вышла его комедия «Вас вызывает Таймыр», где снялись Евгений Стеблов, Зиновий Гердт и Валентина Талызина, а также дебютировала дочь режиссера, Елена Коренева. Фильм, созданный на основе пьесы Александра Галича, встретил снисходительное отношение критиков, но был снят с проката вследствие эмиграции Галича.
Зенит славы Коренева пришелся на 1970-е годы с выходом его комедийной мелодрамы «Большая перемена», где он выступил не только как режиссер, но и в соавторстве с Георгием Садовниковым написал сценарий. Эта картина принесла известность многим молодым актерам, таким как Михаил Кононов, Светлана Крючкова, Евгений Леонов, Александр Збруев и Савелий Крамаров, укрепив их статус звезд советского кинематографа.
Дальнейшее творчество Коренева подарило зрителям фильмы «Три дня в Москве» и «По семейным обстоятельствам», где главные роли исполнили Станислав Садальский, Наталья Варлей, Галина Польских и Евгений Евстигнеев, закрепившие его статус выдающегося режиссера.
Однако 1980-е годы не принесли Кореневу работ, способных сравниться по популярности с «Большой переменой». И с наступлением 1990-х, на фоне кризиса киноиндустрии, его слава начала блекнуть. В этот период он снял лишь два фильма, «Ловушка для одинокого мужчины» и «Дура», ставшие его прощальным аккордом. В этих картинах снимались такие замечательные актеры, как Николай Караченцов, Вениамин Смехов, Юрий Яковлев, Анна Самохина и Лариса Удовиченко, подчеркивая талант Коренева как мастера режиссуры.
Алексей Коренев прожил жизнь, достойную самого захватывающего киноромана. Его первая встреча с Натальей Константиновой словно сценарий любовной истории, где режиссер и ассистентка режиссера встретились в кинематографической суете и объединили свои судьбы. Наталья, с ее обаянием и тонким вкусом в искусстве, стала для Коренева не просто женой, но и музой. Их совместная жизнь принесла в мир двух талантливых дочерей: Мария увлеклась графикой и обрела свой дом в Америке, а Елена последовала по стопам отца, обретя свое призвание в актерском искусстве.
Жизненный путь Коренева принял новый оборот с появлением в его жизни Светланы, которая подарила ему третью дочь, Александру. Музыкальный талант девочки раскрылся в мире классической музыки, где она стала известной пианисткой. Эта глава жизни Коренева была наполнена новыми вызовами и испытаниями. Возраст не стал помехой для его отцовской любви и заботы о младшей дочери. Саша, растущая в атмосфере творчества и искусства, видела в отце не только талантливого режиссера, но и человека, готового на все ради семьи.
Времена меняются, и наступил период, когда режиссура уже не могла обеспечить семью Коренева. Алексей Александрович, с честью выдержавший множество испытаний жизни, обратился к писательству и другим способам заработка, чтобы поддержать семью. Он показал, что даже в самые тяжелые времена не отказывается от своих принципов и готов идти на любые жертвы ради близких. Его жизнь наполнена яркими и трагическими моментами, но любовь к семье и творчеству всегда оставалась неизменной.
Сложности, с которыми столкнулся Коренев в последние годы своей жизни, отразились на его характере и отношении к миру. Столкновение с непониманием и невостребованностью в профессии, которой он посвятил всю свою жизнь, стало для него тяжелым ударом. Однако, несмотря на все, он оставался сильным духом человеком, готовым преодолевать жизненные барьеры ради тех, кого любил.
Судьба отца советских кинематографических шедевров настигла его в середине 1990-х годов, когда он столкнулся с двусторонним воспалением легких. Это заболевание стало результатом продажи прессы в холодных и сквозняках московских подземных переходах.
В возрасте 67 лет Алексей Александрович Коренев был госпитализирован с диагнозом пневмонии, однако неожиданно для всех причиной его кончины стал сердечный приступ.
Церемония прощания с режиссером состоялась на Ваганьковском кладбище, где его прах был опущен в семейную могилу, рядом с предками, история которых уходит корнями в глубокое прошлое.
Комментарии
На первом и последнем фото - актёр Владимир Коренев, исполнитель роли Ихтиандра в фильме "Человек-амфибия". А не режиссёр Алексей Коренев.