Алексей Рыбников – советский и российский музыкант, композитор, прославившийся сильными рок-операми («Юнона и Авось», «Война и мир»), музыкой к множеству кинофильмов и мультфильмов («Остров сокровищ», «Волк и семеро козлят на новый лад»). Обладатель почетных премий и наград, лауреат Президентской премии. За пронзительные мелодии аудитория назвала композитора русским Моцартом.
Мальчик, которому суждено было стать выдающимся музыкантом, родился 17 июля 1945 года в Москве. Семья Алеши отличалась творческой стезей, но родословная наполнена и печальными событиями. Предки по материнской линии были офицерами царской армии. Дед-генерал был расстрелян в Первую мировую. Бабушка пыталась защитить кормильца семьи, но в наказание ей прострелили руки, а мать, которой было всего 5 лет, тоже приговорили к расстрелу, но чудом ей удалось выжить.
К счастью, выжил и Лев Самойлович, отец. Заболев туберкулезом, четырнадцатилетний мальчик несколько дней вынужден был провести в бараке, куда его поместили умирать. Каждый день рядом с напуганным Львом умирали другие больные, не выдержав такого психологического натиска, он предпринял попытку побега и предпочел умереть на воле.
Спасением для ребенка и будущего отца Алексея Рыбникова стал сельский священник, который сжалился над больным и дал кров в небольшом доме при церкви. Батюшка ухаживал за мальчиком, обучил пению церковных псалмов. Впоследствии именно от него юноша перенял основы игры на скрипке.
Условия, в которых проживала семья, были очень тяжелыми: десятиметровая коммунальная комната вмещала родителей, Алешу и его бабушку. Не стоит говорить о том, что свободного пространства, как и отдельного места, у ребенка не было. При этом каждая копейка была на счету в бюджете, несмотря на то что отец в то время был одним из лучших скрипачей оркестра Александра Цфасмана.
Творческим талантом была наделена и Александра Алексеевна, мама Рыбникова. Сама она говорила, что толчком к его развитию послужила именно постоянная нужда в деньгах. Женщина из подручных материалов мастерила шикарные шляпки и шали для богатых модниц.
Условия проживания были удручающими, но вопреки безденежью и трудностям, мама мечтала о большом будущем для своего сына. Предчувствие подсказывало ей, что он станет великим композитором. А папа, обладавший тонким музыкальным слухом, слышал за сыном музыкальные огрехи и промахи, поэтому его способности к музыке всерьез не рассматривал долгое время. Однако, ему пришлось уступить, потому как супруга долгое время присматривала для ребенка пианино. Непросто было найти место для громоздкого инструмента в маленькой комнате, поэтому пришлось пожертвовать мебелью и продать массивный буфет.
Обучившись игре, юноша решил поступать в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, но первая попытка потерпела настоящий крах: Алексею, сыгравшему несколько пьес, предложили воссоздать мелодии голосом. От неожиданности юноша растерялся и не смог ничего выдавить из себя. И если бы не мама, то Алексей, скорее всего, оставил бы эту затею. Но та была непреклонна и записала сына на платные занятия по сольфеджио. Через год интенсивных занятий, Рыбников успешно сдал экзамены и был зачислен на обучение.
С самого детства Алеша любил импровизировать в музыке, но отец не одобрял такого обращения с музыкой и говорил, что настоящее творчество не должно быть отсебятиной. Но все же виток композиторского таланта в мальчике был, и родитель не мог его не увидеть. Чтобы окончательно убедиться в этом обратились к Араму Хачатуряну, который прослушал сочинение Алексея «Кот в сапогах».
Вердикт именитого композитора был неожиданным для отца и вполне ожидаемым для мамы. Он утвердительно сказал, что Алеша наделен истинным талантом, не развивать который – страшная ошибка. С этого момента началась подготовка к поступлению в Московскую консерваторию, где впоследствии молодой человек обучался под чутким руководством Арама Ильича.
Первым серьезным произведением Алексея Львовича как начинающего композитора стала соната для фортепиано «Хороводы», сочиненная очень быстро еще на первом курсе обучения. Работу представили вниманию серьезных музыкальных критиков, которые сразу отметили нешаблонность стиля, умелое вплетение фольклорных нот в современное звучание.
В 1967-м году Алексей вдохновился стихами о толпе, которая растоптала цветок, сочинил скрипичную балладу, ставшую его дипломной работой. А уже через два года «родилась» Первая соната, претворившей собой гармоничное сочетание русских и западных традиций. Это произведение встретили с овациями, а вот второе было названо чрезмерно авангардным, молодого Рыбникова разгромили в пух и прах. На фоне переживаний, у композитора развилась язва желудка – негативная критика стала полной неожиданностью.
Единственным человеком, сказавшим доброе слово, стал Арам Ильич. Хачатурян, по-дружески и одновременно как наставник, подбодрил композитора рассказом из личного опыта, когда заболел «композиторской язвой» после жесткой критики в адрес его первых музыкальных сочинений. Однако такая закалка пошла на пользу, и благодаря ей пришел опыт принимать правду и не бояться искать себя.
Окончив консерваторию и вдохновившись стихами Людвика Ашкенази, Рыбников сочинил свои дебютные романсы («Молитва», «Телефон»).
В ранней молодости композитор обзавелся семьей, поэтому необходимо было иметь постоянный доход. Алексей брался за любую работу: занимался со студентами, аккомпанировал на пианино в детских садиках, вел наставническую деятельность в учебном оркестре театрального вуза.
Середина 1960 годов связала творческую биографию Алексея Рыбникова одновременно с кинематографом и драматическим театром. Первые работы рассматривались исключительно как средство заработка. Но попробовав объединять музыку с драматургией, композитор понял, что это и станет делом всей его жизни.
Начали поступать заказы на музыкальное сопровождение кинолент, помимо того, что работа приносила удовольствие, появился и постоянный доход. Творчески развивающийся, Рыбников не на шутку увлекся роком, в результате чего ему в 1970 году предложили создать несколько композиций для фильма «Остров сокровищ».
Незадолго до этого официальное признание получила рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, именно она стала толчком для дальнейших смелых экспериментов. С этого момента композитором было создано множество произведений, которые послужили настоящим украшением для более чем сотни фильмов («Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку» и проч.)
Одновременно с этим Рыбников сочинил песни для «Голубой планеты», «Большого космического путешествия» и т.д.
Премьера первой в Советском союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» состоялась в 1976 году на сцене «Ленкома». Соавтором Рыбникова в этой работе стал Павел Грушко, а рекомендовал к постановке режиссер Марк Захаров. Рок-опера не сходила со сцены «Ленкома» в течение семнадцати сезонов. Актерами, исполнявшими главные роли, стали Александр Абдулов и Любовь Матюшина.
Чиновниками из Минкультуры это «революционное» действо было воспринято в штыки, жанр им был чужд, поэтому никакого интереса не вызвал. Систематические отказы не останавливали режиссера, и на двенадцатый раз попытка оказалась успешной, постановка наконец-то была одобрена. После премьеры жизнь Алексея Рыбникова поменялась коренным образом: он понял, что такое настоящий успех.
Сопричастен композитор и к фильму «Вам и не снилось», вышедшему на экраны в 1980 году. Работа над этим проектом подарила жизнь таким мелодиям, как «В парке», «Новый дом», «Роман и Катя». Исполнительницей главной песни «Последняя поэма» стала популярная в то время певица Ирина Отиева. Помимо фильмов, Алексей работал и с произведениями для детей (короткометражки, приключенческие комедии, мультфильмы). Вторая рок-опера «Юнона и Авось», созданная по поэме «Авось» Андрея Вознесенского, имела не менее трудный путь на сцену театра, чем первая. Снова разразился скандал, в центре которого оказался композитор, совместивший рок и православные молитвы. Но зрителя обмануть трудно, поэтому композиция «Я тебя никогда не забуду», которую исполнили Николай Караченцов и Елена Шанина, стала одной из самых любимых.
После длительной судебной тяжбы Рыбников все-таки добился того, что рок-опера отправилась в зарубежный гастрольный тур. Сам Пьер Карден способствовал тому, чтобы спектакль увидели парижане. В Британии чуть позже был снят фильм по «Юноне и Авось», увидеть который смогли жители пятидесяти стран мира.
Новым шедевром начала 1990 годов стала мистерия «Литургия оглашенных». Концерты собирали полные залы в России и Америке.
В 1999 году в Большом Ржевском переулке Москвы состоялось открытие Театра Алексея Рыбникова. Его официальный сайт содержит подробную информацию о концертах, гастрольных турах и предстоящих постановках.
С наступлением двухтысячных популярность Рыбникова не угасла: музыкальные произведения увеличились в количестве. Началось работа не только над фильмами, но и сериалами в команде с Тиграном Кеосаяном, Станиславом Говорухиным и Владимиром Хотиненко.
В начале 2000 годов Рыбников представил на судейство зрителей спектакль «Маэстро Массимо», в котором фрагментарно представлена трагическая судьба русского композитора XVIII века Максима Березовского. В 2005 году вышла пронзительная симфония «Воскрешение мертвых».
Одной из последних рок-опер стала «Война и мир», основанная на бессмертном романе-эпопее Л.Н.Толстого. постановка получила массу положительных откликов и пролила новый взгляд на судьбы известных всем героев.
Удивительно, но с течением времени «Юнона и Авось» все так же популярна, как и после выхода. В 2017 году на сцене «Ленкома» состоялась юбилейная постановка. Зрителям открылось действие в в 1500 раз, и как обычно, актеров и музыкантов провожали стоя.
Также композитор вернул к жизни мистерию «Литургия оглашенных», вышедшую на сцену двадцать пять лет назад. Философская и духовная тема стала звучать более глубоко, и в результате получился замечательный фильм, режиссером которого стал сам Алексей. Зрители увидели картину в 2018 году.
Работа над оперой по мотивам романа Л.Н. Толстого велась очень кропотливо. Спектакль обещал получиться зрелищным и красивым. Андрей Болконский, главный герой, не раз стоит на перепутье, не раз сталкивается со сложным выбором, не раз разочаровывается, но именно этим и влюбляет в себя благодарного зрителя. Премьера спектакля случилась в 2021году в театре Et Cetera.
Алексей Рыбников – тот композитор, который постоянно переслушивает свои произведения. Но не потому, что является самовлюбленным, а по причине желания продолжить своим творениям жизни. Отдельные мелодии он наделяет современными мотивами и обработкой, даря им новое звучание.
В связи с неожиданным уходом из жизни Александра Градского композитор стал руководить театром «Градский Холл».
Личная Алексея Львовича никогда не привлекала внимание желтой прессы, потому что мужчину можно назвать настоящим семьянином. Правда, за его плечами два брака, и обе жены – Татьяны. С первой женой Рыбников познакомился совсем молодым, и довольно быстро у пары появились дети. Тогда композитор был еще не столь популярен, поэтому приходилось изрядно потрудиться, чтобы содержать семью в достатке. В 2002 году Алексей женился во второй раз.
Дочка, Анна Рыбникова, — молодой кинорежиссер. Именно ей было доверено первое исполнение роли Кончиты из «Юноны и Авось» в 1980 году. Тогда девочке было всего лишь 13 лет. Именно ее игру считают эталоном все актрисы, работавшие над исполнением данной роли.
Сын унаследовал талант от отца: пишет музыку для эстрады, мультфильмов, кинолент, ведет активное сотрудничество с музыкантами Западных стран.
Алексей Рыбников – не только замечательный отец, но и состоявшийся «богатый» дедушка: сейчас у него четверо внуков. Старший из которых уже окончил университет.
Свое семидесяти пятилетие композитор отмечал не только в кругу близких и друзей. Его поздравили важные политические деятели, президент РФ и Беларуси, мэр Москвы. Все они отметили существенный вклад в развитие отечественной музыки и участие в становлении подрастающего поколения.
Алексей Львович трудится не покладая рук и сейчас. В 2022 он стал сопредседателем Совета Российского музыкального союза.
Как говорит сам Алексей Львович, чтобы создать музыку, необходимы комфортные условия, главным из которых является душевная гармония. Композитор имеет личный домик в горах Турции, поэтому в последнее время именно там проводит достаточно много времени в тишине, покое и уюте.
Социальные сети чужды мэтру, поэтому новости о нем можно узнать из интервью, которые он охотно дает проверенным изданиям.
Лучшим подарком на 8 марта в 2023 году для женщин – зрительниц Первого канала — стал творческий вечер композитора, получивший символическое название «Через тернии к звездам»: звучала музыка из любимых фильмов и спектаклей.