Алексей Николаевич Плещеев

Алексей Плещеев — биография


Алексей Плещеев – русский поэт и прозаик, театральный и литературный критик, переводчик. Член кружка петрашевцев, снискавший огромное уважение среди революционно настроенной молодежи.

В середине 19-го века обрели популярность гимны, наполненный духом свободы и перемен. Одним из заметных авторов таких произведений стал Алексей Плещеев, который значительную часть своей жизни провел в ссылках. Помимо революционных текстов писатель создал множество сатирических рассказов, где высмеивались нерадивые, но жадные провинциальные чиновники.

Будучи известным журналистом и литературным критиком, Алексей Николаевич помогал публиковать работы Антона Чехова, Всеволода Гаршина, Семена Надсона и других талантливых авторов.

Детство и юность

Будущий писатель родился в Костроме 4 декабря 1825 года. Родители мальчика были потомственными дворянами и уважаемыми людьми. Отец служил при генерал-губернаторе Архангельска и Вологды чиновником по особо важным делам. Вскоре после рождения сына его перевели в Нижний Новгород и наделили чином губернского лесничего.

Отец Алеши скончался, когда ребенку было шесть лет. Вдова чиновника была вынуждена переехать в провинциальный городок Княгинин, расположенный неподалеку от Нижнего Новгорода. Уже в зрелом возрасте Плещеев написал стихотворение «Детство», посвященное этому городку.

Алексей Плещеев в молодости

До 13-летнего возраста юноша находился на домашнем обучении. Мама мечтала, что сын станет всесторонне развитым человеком и сделает достойную карьеру, как и его отец. Она старалась нанимать лучших педагогов, которые обучали Алешу литературе, иностранным языкам и точным наукам. Плещеев рос в окружении огромного количества книг, посвящая долгие часы чтению. Он восхищался творчеством Михаила Лермонтова и Иоганна Вольфганга Гете, произведения которого пытался переводить на русский язык.

В 1840-м мать определила Плещеева в военную школу Санкт-Петербурга, где воспитывали будущих гвардейцев. В этом учебном заведении упор делался на армейские дисциплины, а литература и история изучались лишь поверхностно. Для юного гуманитария это было невыносимо, и уже на первом году пребывания в школе он попросился домой. Мать отказала, и Алексей проучился еще три года. Будучи третьекурсником, парень получил положенное по выходным увольнение, а вернувшись был отчислен по болезни.

Плещеев стал готовиться к вступительным экзаменам в Петербургский университет. Успешно поступив на филологический факультет, юноша принялся сочинять стихи, до которых в военной школе дело не доходило. Здесь были написаны «Дездемоне», «Дачи», «Безотчетная грусть». Свои первые произведения Алексей показал Петру Плетневу, редактору «Современника». Обсуждая поэзию начинающего автора с филологом Яковом Гротом, Плетнев назвал его невероятно талантливым перспективным поэтом. Вскоре на страницах «Современника» появились сочинения Плещеева, а также переведенные им с немецкого произведения других авторов. Так началась творческая биография пока еще никому неизвестного молодого сочинителя.

Творчество

В середине 1840-х Алексей примкнул к литературному сообществу Санкт-Петербурга, посещая творческие встречи и философский кружок братьев Бекетовых. Там он близко познакомился с авторами Михаилом Салтыковым-Щедриным, Иваном Гончаровым и Федором Достоевским. С последним у Плещеева завязалась теплая дружба, и в 1848 году Федор Михайлович посвятил своему приятелю произведение «Белые ночи».

В это же время Плещеева увлекли социалистические идеи. Он зачитывался трудами Анри Сен-Симона и Шарля Фурье. Плещеев вместе с Достоевским вступил в кружок русского мыслителя Буташевича-Петрашевского, куда входило еще два десятка молодых авторов. Полностью погрузившись в литературу, молодой человек забросил университет. В 1845-м он был отчислен.

По чувствам братья мы с тобой

По чувствам братья мы с тобой,
Мы в искупленье верим оба,
И будем мы питать до гроба
Вражду к бичам страны родной.

Когда ж пробьет желанный час
И встанут спящие народы —
Святое воинство свободы
В своих рядах увидит нас.

Любовью к истине святой
В тебе, я знаю, сердце бьется,
И, верно, отзыв в нем найдется
На неподкупный голос мой.

Через год был опубликован дебютный сборник стихов поэта. Самыми известными произведениями книги стали стихи «По чувствам братья мы с тобой» и «Вперед! Без страха и сомненья…». Позже эти сочинения превратятся в революционные гимны.

Стихи автора подхватила революционно настроенная молодежь. Поэзия Плещеева была сродни глотку свежего воздуха, ее называли «марсельезой» современного поколения. Критики, в том числе Николай Добролюбов, давали на творчество Алексея положительные рецензии. Маститые литераторы хвалили молодого сочинителя за четкие образы и общественную актуальность. Ложкой дегтя стало мнение некоторых критиков о том, что произведения Плещеева несколько однообразны и построены на однотипных сюжетах. В частности, об этом в 1846-м написало издание «Финский вестник».

Во время французской революции 1848 года Алексей Николаевич стал первым из русских поэтов, кто отреагировал на эти события, опубликовав стихотворение «Новый год». Дабы обойти цензуру, автор снабдил произведение подзаголовком «Кантата с итальянского». Свой очередной шедевр он направил Николаю Некрасову, занимавшему тогда должность редактора «Отечественных записок». Литератор уже был готов опубликовать материал, но цензоры все же заметили подвох и произведение не пропустили.

Алексей Плещеев

В этот же период Плещеев писал прозу, которая также выходила на страницах «Отечественных записок». Это были рассказы «Протекция. История бывалая», «Енотовая шуба. Рассказ не без морали» и «Шалость». Автор писал в лучших традициях Николая Гоголя, высмеивая глупость, жадность чиновников и простых обывателей.

Политические преследования

Алексей Николаевич стал одним из активистов петрашевцев. В своем доме он организовывал встречи единомышленников, где темой для обсуждения становились запрещенные российскими властями труды революционно настроенных философов. Весной 1849-го поэт прибыл в столицу, где разыскал «Письмо Белинского к Гоголю» и отослал его Федору Достоевскому. Послание содержало призыв к пробуждению в гражданах гордости и достоинства, которых так боялась действующая власть. Получив письмо, Федор Михайлович зачитал его на очередной встрече петрашевцев, о чем стало известно тайной полиции. Члены кружка и даже посетители подверглись слежке, в результате которой было арестовано более сорока человек. Император Николай I лично подписал секретное распоряжение о немедленной поимке и доставлении из Москвы поэта Плещеева. Литератор был задержан и помещен в тюремную камеру Петропавловской крепости.

Расследование, сопровождавшееся бесконечными допросами, длилось несколько месяцев. По версии следствия, арестованный поехал в Москву с одной лишь целью – найти и привезти петрашевцам запрещенное письмо. Сам же Алексей объяснял, что отправился в белокаменную в гости к любимой тетушке.

В конце 1849-го Плещееву и другим задержанным по делу был вынесен расстрельный приговор. Главными пунктами обвинения значились распространение революционных идей и запрещенной литературы. Арестантов доставили на Семеновский плац, где каждому лично зачитали смертный приговор, после чего объявили о его отмене.

Плещееву назначили четыре года каторжных работ, но вскоре вновь пересмотрели наказание. Его направили в Отдельный Оренбургский корпус города Уральск на службу рядовым солдатом. Весь этот срок поэт практически не имел возможности заниматься творчеством, поскольку отпуска ему были не положены. В своих воспоминаниях об этом периоде автор писал, что мертвая тишина бескрайних оренбургских степей была для него невыносимой.

Зато здесь он познакомился со ссыльными поэтами Михаилом Михайловым, Тарасом Шевченко, Алексеем Жемчужниковым и польским мятежником Сигизмундом Сераковским. Последний организовал революционный кружок, к которому вскоре присоединился Плещеев.

В середине 19-го века российская армия активно завоевывала среднеазиатские земли. В этих походах довелось участвовать и Алексею, который в 1953-м добровольцем отправился штурмовать крепость Ак Мечеть в Кокандском ханстве. Он хотел продвинуться по службе, и затея удалась: после завоевания крепости его сделали унтер-офицером, а вскоре и прапорщиком. Наконец Плещеева перевели на гражданскую службу: он стал коллежским регистратором в местной пограничной комиссии, а потом служил в канцелярии губернатора Оренбурга.

Находясь в ссылке, поэт встретил любовь и женился. Избранницей стала Еликонида Руднева, чей отец служил надзирателем на Илецком соляном прииске. Судя по автобиографическим запискам, личная жизнь литератора сложилась удачно. В браке с Рудневой он был счастлив, писал ей трогательные письма с признаниями в искренней любви. Супруга подарила Плещееву троих детей, но семейное счастье оказалось не долгим: через семь лет женщина скончалась.

Под конец 1850-х у Плещеева вновь появилась возможность заниматься творчеством. Произведения автора и его переводы публиковались в издании «Русский вестник», главным редактором которого был Михаил Катков. Часть стихотворений была опубликована Некрасовым в журнале «Современник». В эти же годы был издан второй сборник сочинений автора, эпиграфом к которому стали строки из произведения немецкого литератора Генриха Гейне.

Переезд в Москву

Вскоре Плещеев получил долгожданное разрешение перебраться в Москву, при этом он оставался под строжайшим контролем властей. В 1959-м поэт начал сотрудничать с изданием «Московский вестник», где публиковались его поэзия и проза. Поскольку поэт стал пайщиком газеты и имел некоторое влияние, по его протекции стали печататься произведения Николая Чернышевского, Михаила Салтыкова-Щедрина, Ивана Тургенева. Нередко в «Московском вестнике» выходили рецензии Плещеева на литературные произведения других авторов.

В мыслях Алексей Николаевич давно вынашивал идею создания собственного журнала. Совместно с Михаилом Михайловым он попытался открыть издание «Иностранное обозрение», а потом предложил Салтыкову-Щедрину основать «Русскую правду». Ни в том, ни в другом случае задумка успехом не увенчалась: поэта считали политически неблагонадежным. За Плещеевым продолжала следить тайная полиция, считавшая его причастным к революционным сообществам и финансированию подпольных типографий.

Писатель создал несколько трудов, посвященных либеральным реформам Александра II, затронувших землеустроение, судебную и образовательную системы. Литератор высказал неодобрение отмене крепостного права: он считал, что это решение толкнуло самые незащищенные слои населения под «чиновничий грабеж».

В поэзии этих лет звучал призыв автора к революции, как это произошло во Франции. Плещеев горячо выступал в поддержку студенческих бунтов: революционной молодежи он посвятил свое стихотворение «Лжеучителям». На создание этого произведения его подтолкнуло выступление московского профессора Бориса Чичерина, который призывал искоренять «анархию умов».

Огромное влияние на лирические работы того периода оказал Николай Некрасов, который в своих произведениях часто обращался к теме простого народа. Так, в «Сельской песне» Алексей Николаевич заострил внимание на животрепещущей проблеме образованности крестьян.

Сельская песня

Не осталась без внимания и пейзажная лирика: автор посвятил ей такие стихи, как «Тучи», «Опять весной в окно мое пахнуло», «Скучная картина».

Сельская песня

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Параллельно Плещеев продолжал сочинять прозу. Его рассказы, повести и новеллы были посвящены городским и сельским беднякам, страдающих от самоуправства алчных помещиков. Эти сочинения вышли в 1860-м отдельным сборником, получившим название «Повести и рассказы А. Плещеева». Литературные критики признали высокую значимость тем, поднятых писателем, но упрекнули его в несколько старомодных взглядах.

Многие считали поэта человеком с нечеткой политической позицией. Действительно, пытаясь разобраться со своим ощущением происходящего, Плещеев часто высказывал абсолютно противоположные мнения.

Личная жизнь

Плохое финансовое положение вынудило Алексея Николаевича стать госслужащим: в 1864-м он устроился на должность ревизора в Московскую контрольную палату. У литератора начался творческий кризис: умерли единомышленники Добролюбов, Михайлов, Чернышевский, закрылись журналы «Современник», «Эпоха», «Русское слово», издававшие его работы. Тогда поэту казалось, что с литературной карьерой покончено.

В 1866-м Плещеев вновь связал себя узами брака. Второй женой поэта стала добрая женщина по имени Екатерина, которую он так и не смог полюбить всем сердцем. В его душе все еще не угасли чувства к Еликониде, ушедшей в мир иной так внезапно. Новая супруга еще до свадьбы родила Алексею дочь Любу.

«Отечественные записки»

Вскоре редактор «Отечественных записок» Некрасов предложил Плещееву должность секретаря издания. Поэт дал согласие и отправился в Петербург на новое место работы.

Через некоторое время редактор «Вестника Европы» Стасюлевич пригласил автора делать переводы с французского и немецкого языков. Помимо этого, произведения писателя публиковала газета «Биржевые ведомости».

В 1870-м Плещеев вошел в экзаменационную комиссию Московского объединения Императорских театров, которая отбирала абитуриентов театральных училищ. Кроме того, деятель вошел в Артистический кружок, члены которого были сторонниками организации в России частных театров. После встречи кружка со студентами поэт сочинил произведение «Тосты». Алексей Николаевич сотрудничал с Обществом оперных композиторов и драматических писателей.

Ряд стихотворений Плещеев посвятил своим единомышленникам и друзьям. В честь Виссариона Белинского в 1877-м он создал произведение «Я тихо шел по улице безлюдной…», а через пять лет в журнал «Устои» опубликовал его сочинение «Памяти Н. А. Некрасова».

Когда Некрасова не стало, редакцию «Отечественных записок» возглавил Алексей Плещеев. Отбор произведений для издания занимал много времени и сил, но творчеством автор заниматься не прекратил. С 1870-х поэт начал издавать собственные детские стихи. Первой его книгой для малышей стал сборник стихотворений «Подснежники». Более десяти сочинений из этой книги стали основой цикла Петра Чайковского «Шестнадцать песен для детей».

Март 1881 года выдался неспокойным: был убит Александр II, после чего революционеров стали неистово преследовать и подвергать жестким репрессиям. Гонения не обошли стороной и коллектив «Отечественных записок»: многие сотрудники были арестованы и заключены под стражу. На фоне этих событий Алексей Николаевич сочинил произведение «Без надежд и ожиданий…».

Через три года «Отечественные записки» и вовсе закрыли – вышло специальное постановление правительства. Издание признали вредным для общества, так как по мнению властей оно распространяло мятежные идеи среди граждан. Стабилизировавшееся было финансовое положение автора после этого вновь ухудшилось. Ему даже пришлось заложить доставшееся по наследству имение в родном Княгинине. Цензура свирепствовала, и работы писателя больше не публиковал ни один солидный журнал. Изредка Плещеев печатался в таких малотиражных изданиях, как «Театральный мирок» и «Еженедельное обозрение».

В начале 1880-х известный в те годы автор Анна Евреинова открыла новое литературное издание «Северный вестник». В отдел беллетристики требовался редактор, и женщина без сомнений пригласила на эту должность опытного Плещеева. Позже на страницах «Северного вестника» стали выходить его переводы стихов Томаса Мура и отрывки из собственного сочинения «Публика и писатели в Англии в XVIII веке». Редактор оказывал поддержку и молодым литераторам, которые только начинали свой творческий путь. С его помощью свет увидели ранние произведения Всеволода Гаршина и Семена Надсона.

Сорокалетний юбилей творческой жизни писатель отметил в 1866 году. По этому случаю автор пригласил гостей, среди которых были как его горячие сторонники, так и ярые критики. В письме другу Александру Гацискому юбиляр сообщил, что на мероприятии побывало более ста человек «из разных лагерей», но особая поддержка была со стороны молодого поколения. Алексей Николаевич поведал приятелю, что удовлетворен настолько, что «теперь и умирать не страшно». Один из гостей передал хозяину торжества анонимное послание от редактора запрещенного журнала «Отголоски революции», в котором поэта называли наставником революционеров.

В 1887-м состоялась встреча писателя с Антоном Павловичем Чеховым. Современники автора вспоминали, что Чехов произвел на Плещеева неизгладимое впечатление – он буквально был пленен очарованием молодого писателя. Авторы договорились о сотрудничестве, и вскоре на страницах «Северного вестника» появилась специально написанная Чеховым повесть «Степь». Под магнетическое воздействие Антона Павловича попали далеко не все: со стороны редактора научного и критического отделов Михайловского прозвучали слова критики о том, что писатель невнятен и мысли его будут непонятны читателю. К протесту присоединились и другие сотрудники, которые позже уволились из журнала.

В 1890-м остановила финансирование издания, и Плещеев был вынужден покинуть «Северный вестник».

Поэт вновь остался без денег, лишившись стабильного места работы. Он перебивался переводами и биографическими публикациями для мелких изданий. Журналистика не доставляла автору морального удовлетворения, о чем он не раз сокрушался в письмах Антону Чехову.

Однако уже через несколько месяцев в жизни литератора началась белая полоса. Скончался его дальний родственник – миллионер и тезка Алексей Павлович Плещеев. Богатый дядюшка оставил поэту два миллиона рублей, просторное имение и тысячи гектаров плодородной земли. Писатель уехал во Францию, где поселился в фешенебельном парижском отеле «Mirabeau». Здесь наследник стал щедрым благотворителем, учредившим фонды Белинского и Чернышевского, которые занимались выплатой стипендий талантливым, но бедным студентам. Также литератор оказал денежную поддержку изданию «Русское богатство» и профинансировал заграничные путешествия своим приятелям.

Как свидетельствовали современники поэта, несметное богатство он принял с благородным равнодушием, оставаясь добрым, щедрым и отзывчивым человеком.

Смерть

Под конец жизни Алексей Плещеев объездил едва ли не всю Европу. Особенно ему понравились путешествия в Германию и Швейцарию, но больше всего поэт полюбил Париж.

Памятник Алексею Плещееву

Болезнь литератора началась с резкой худобы, которую подметили друзья на одном из организованных им вечеров. Вскоре отнялись левые нога и рука, и автор уже не мог передвигаться самостоятельно. Доктора запретили Плещееву возвращаться в холодную Россию с ее сырым климатом. Он часто писал письма Чехову, в которых жаловался на быструю утомляемость и общее самочувствие. Писатель проходил лечение в Ницце, куда отправлялся несколько раз в год. В одну из таких поездок Алексей Николаевич скончался от апоплексического удара. Это случилось 8 октября 1893 года, когда творцу было 68 лет.

После смерти поэта было решено перевезти его тело на родину. Похоронили Плещеева на столичном Новодевичьем кладбище.

Список стихов

  • Дездемоне
  • «Меж тем как шум рукоплесканья…»
  • Безотчетная грусть
  • Дачи
  • Дума
  • «Люблю стремиться я мечтою…»
  • Могила
  • На память
  • «После грома, после бури…»
  • Прощальная песня
  • Челнок
  • Старик за фортепиано
  • Бал
  • «Выйдем на берег; там волны…»
  • «Доброй ночи!» — ты сказала…»
  • «Когда я в зале многолюдном…»
  • Любовь певца
  • На зов друзей
  • «Снова я, раздумья полный…»
  • Сосед
  • Странник
  • «Я слышу, знакомые звуки…»
  • «Вперед! без страха и сомненья…»
  • Встреча
  • Звуки
  • «К чему мечтать о том, что после будет…»
  • На мотив одного французского поэта
  • Напев
  • «По чувствам братья мы с тобой…»
  • Поэту
  • Прости
  • «Случайно мы сошлися с вами…»
  • Сон
  • «Страдал он в жизни много, много…»
  • «Как испанская мушка, тоска…»
  • Новый год
  • «Ещё один великий голос смолк…»
  • Весна
  • Перед отъездом
  • При посылке Рафаэлевой Мадонны
  • После чтения газет
  • «Перед тобой лежит широкий новый путь…»
  • В степи
  • Листок из дневника
  • «Не говорите, что напрасно…»
  • «О, если б знали вы, друзья моей весны…»
  • Раздумье
  • «Есть дни: ни злоба, ни любовь…»
  • Зимнее катанье
  • «Когда твой кроткий, ясный взор…»
  • С. Ф. Дурову
  • «Тобой лишь ясны дни мои…»
  • «Ты мне мила, пора заката!…»
  • «Была пора: своих сынов…»
  • «Дети века все больные…»
  • «Знакомые звуки, чудесные звуки!…»
  • «Когда возвратился я в город родной…»
  • «Когда мне встретится истерзанный борьбою…»
  • «Много злых и глупых шуток…»
  • Мой знакомый
  • Мой садик
  • «О нет, не всякому дано…»
  • «Он шел безропотно тернистою дорогой…»
  • Посвящение
  • Птичка
  • Сердцу
  • Странник
  • Счастливец
  • «Трудились бедные вы, отдыху не зная…»
  • «Ты помнишь: поникшие ивы…»
  • «Ты хочешь песен, — не пою…»
  • Цветок
  • «Что за детская головка…»
  • Лунной ночью
  • Опустевший дом
  • Призраки
  • «Пью за славного артиста…»
  • Декабрист
  • «Если в час, когда зажгутся звезды…»
  • На улице
  • «Нет отдыха, мой друг, на жизненном пути…»
  • «Скучная картина!…»
  • «Я у матушки выросла в холе…»
  • «Блажен не ведавший труда…»
  • Больной
  • Весна
  • Дети
  • «Друзья свободного искусства…»
  • «Завидно мне смотреть на мудрецов…»
  • Мольба
  • «Нет! лучше гибель без возврата…»
  • Нищие
  • Новый год
  • «О, не забудь, что ты должник…»
  • «О, юность, юность, где же ты…» («Современник», 1862, апрель)
  • Облака
  • Памяти К. С. Аксакова
  • «Перед ветхою избенкой…»
  • Поэту
  • «Бледный луч луны пробился…»
  • В лесу. Из Гейне («Современник», 1863, январь-февраль)
  • «Всю-то, всю мою дорожку…» («Современник», 1863, январь-февраль)
  • Две дороги
  • «Запах розы и жасмина…»
  • «И вот шатер свой голубой…»
  • К юности
  • Лжеучителям
  • «Люблю я под вечер тропинкою лесною…»
  • «На сердце злоба накипела…»
  • «Ночь пролетала над миром…»
  • Ночью
  • Она и он
  • «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»
  • Отчизна
  • «Природа-мать! К тебе иду…»
  • Родное
  • Советы мудрецов
  • «Солнце горы золотило…»
  • «В суде он слушал приговор…»
  • Весна
  • «Зачем при звуках этих песен…»
  • Ипохондрия
  • Осень
  • Тучи
  • Умирающий
  • «Честные люди, дорогой тернистою…»
  • «Что год, то новая утрата…»
  • «Что ты поникла, зеленая ивушка?…»
  • Гости
  • «Если хочешь ты, чтоб мирно…»
  • «Смотрю на неё и любуюсь…»
  • Памяти Е. А. Плещеевой
  • «Быстро тают снега, побежали ручьи…»
  • «Когда увижу я нежданно погребенье…»
  • Славянским гостям
  • «Где ты, пора веселых встреч…»
  • «Жаль мне тех, чья гибнет сила…»
  • «Когда тебе молчанием суровым…»
  • Облака
  • Слова для музыки
  • Старики
  • «Тяжелая, мучительная дума…»
  • «Иль те дни ещё далеки…»
  • Ожидание
  • «Блаженны вы, кому дано…»
  • Весенней ночью
  • «Он в белом гробике своем…»
  • Тосты
  • В бурю
  • Весна
  • Детство
  • Зимний вечер
  • Из жизни
  • Могила труженика
  • «Нет мне от лютого горя покоя…»
  • «Теплый день весенний…»
  • На берегу
  • Ночью
  • Воспоминание
  • Завтра
  • На даче
  • Ненастье
  • Старик
  • «Я тихо шел по улице безлюдной…»
  • Бабушка и внучек
  • «Расстался я с обманчивыми снами…»
  • «Тебе обязан я спасеньем…»
  • «Огни погасли в доме…»
  • Памяти Пушкина
  • Песня изгнанника
  • «Без надежд и ожиданий…»
  • «Бурлила мутная река…»
  • Из старых песен
  • «Ты жаждал правды, жаждал света…»
  • Былое
  • Последняя середа
  • 1-е января 1884 г.
  • К портрету певицы
  • «Как часто образ дорогой…»
  • На закате
  • Слова для музыки
  • В альбом Антону Рубинштейну
  • Ёлка
  • На похоронах Всеволода Гаршина
  • «Так тяжело, так горько мне и больно…»
  • «Как в дни ненастья солнца луч…»
  • «Кто ты, красавица, с цветами полевыми…»
  • Упрек
  • «Это пламенное солнце…»

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • Это Вам не презервативы во 2 классе изучать..., а "Травка зеленеет,
    Солнышко блестит;
    Ласточка в весною
    В сени к нам летит"

    • А Вы видимо вообще в школе не изучали ничего, кроме през...

  • сохранился ли домик Плещеева в Ружейном переулке в Москве