Альфред Хичкок — британский и американский кинорежиссёр, продюсер и сценарист. До 1939 года работал в Великобритании, затем переехал в США. Большинство его фильмов относятся к жанру триллера.
Альфред Хичкок, будущий мастер триллеров и хоррора, появился на свет в августе 1899 года в небольшом населенном пункте Лейтонстоун, что на окраине Лондона. Альфред занимал третью строчку в списке детей в католической семье Уильяма Хичкока и Эммы Джейн Уилан. Отец зарабатывал на жизнь, работая в бакалее, в то время как мать уделяла все время дому и воспитанию детей.
Религиозные устои были основополагающими в их семье, и дети посещали колледж иезуитов. Здесь Альфред получил образование в основных дисциплинах, выделившись в изучении французского языка и музыкальных наук.
В 1914 году Хичкок начал обучение в Инженерно-навигационной школе Лондона, где он изучал навигационные дисциплины и механику в течение года. Параллельно с этим он посещал лекции по искусству в Университете Лондона. Однако, после смерти отца в возрасте 15 лет, Альфред был вынужден оставить учебу и начать работать, чтобы помочь финансово своей семье, оставшейся без основного кормильца. Он устроился работать в телеграфной компании, где прошел путь от сотрудника отдела продаж до редактора корпоративного издания, публикуя короткие рассказы.
В юности Хичкок был склонен к уединению и не стремился заводить друзей. Основным человеком в его жизни оставалась мать, которой он доверял больше всего. Вечера молодого Альфреда часто завершались долгими беседами с матерью, во время которых он делился событиями ушедшего дня.
В 1915 году Хичкок решил записаться в добровольцы и отправиться на фронт Первой мировой войны. Однако его излишний вес стал препятствием для участия в активных боевых действиях. В итоге его оставили в резерве, где он проходил подготовку в области подрывной деятельности.
В 1920 году Альфред Хичкок начал свою профессиональную деятельность, устроившись на работу электриком на киностудии, но вскоре перешел в отдел рекламы, где занимался разработкой дизайна титров и работал художником в кинокомпании Famous Players-Lasky.
На ранних этапах карьеры его основной обязанностью было создание титровых карточек с именами актеров. Однако благодаря своему таланту, Хичкок вскоре начал писать сценарии и помогать режиссерам в их работе.
Служение в компании Famous Players-Lasky оказалось решающим в его жизни, ведь в 1921 году здесь начала работать Альма Ревиль, которая впоследствии стала его женой и ближайшим соратником.
В 1922 году Альфред сделал свои первые шаги в качестве сорежиссера, сотрудничая с Хью Кройзом. Они начали работу над двумя фильмами: «Всегда говори своей жене» и «Номер 13», последний из которых, к сожалению, так и не был завершен.
Хичкок начал свою режиссерскую карьеру в 1925 году с романтической драмы «Сад наслаждения», а его первый триллер «Жилец» увидел свет в 1926 году. В 1929 году он выпустил «Шантаж», первый звуковой фильм в британской кинематографии. Фильм «Человек, который слишком много знал» (1934 год) принес ему широкую известность.
С началом Второй мировой войны производство фильмов в Британии остановилось, и Хичкок вместе с семьей переехал в Голливуд. Там он начал работать с известным продюсером Дэвидом Селзником, что не всегда складывалось гладко из-за вмешательства последнего в творческий процесс. Тем не менее, их сотрудничество привело к созданию фильма «Ребекка», который получил «Оскар» за лучший фильм года.
В 1948 году Хичкок выпустил свой первый цветной фильм «Веревка», заметно выделяющийся благодаря использованию холодных блондинок в качестве главных героинь, среди которых были такие звезды, как Марлен Дитрих, Грейс Келли, Ким Новак и Вера Майлз.
Пик его карьеры пришелся на 50-е годы, когда он снимал крупнобюджетные фильмы и работал на телевидении, создавая сериал «Альфред Хичкок представляет». В 1955 году он принял гражданство США, а его работы такие как «Окно во двор» и «Головокружение» вошли в золотой фонд мирового кинематографа. За этот период он также выпустил известные триллеры «Психо» и «Птицы», а также новеллу «Человек с Юга».
Несмотря на прохладный прием его поздних работ в США, во Франции Хичкок стал культовой фигурой. Французские критики и режиссеры, такие как Франсуа Трюффо и Клод Шаброль, восхищались его творчеством и даже подражали ему.
В фильме «Исступление» 1972 года Хичкок сделал камео, а его последний фильм «Семейный заговор» вышел в 1976 году. Через три года он получил премию Американского института киноискусства за вклад в кино. Хотя он никогда не получил «Оскар» как режиссер, Хичкок оставил неизгладимый след в истории кино.
Сэр Альфред Хичкок сам отмечал, что его кинематографические работы являются воплощением ужаса, при этом сам режиссер не присутствовал на публичных показах своих фильмов в кинотеатрах, поскольку испытывал страх перед мрачной атмосферой зала и ужасающими сценами на экране.
Несмотря на то что многие ассоциируют Хичкока исключительно с триллерами и ужасами, его творческий арсенал насчитывает 55 полнометражных фильмов, среди которых есть и комедийные работы. Это демонстрирует гибкость его таланта и способность выходить за рамки одного жанра.
Хичкок оставил после себя обширное наследие, включающее триллеры с психологической напряженностью и сложносоставленные сюжеты, которые часто включают политические и иронические нюансы. Его умение создавать психоделическую атмосферу в фильмах вызывало у зрителей чувство беспокойства и тревоги.
Фильм «Веревка» часто выделяют как одну из вершин его карьеры. Экзистенциальный триллер, изучающий психологию двух молодых убийц, оказал значительное влияние на многих современных режиссеров и стал классикой жанра.
«Незнакомцы в поезде» (1951 год) — еще одно выдающееся достижение Хичкока. В этом нуар-фильме слились различные жанры, что делает его определение затруднительным. Режиссер вернулся к черно-белому изображению, что позволило ему полнее передать атмосферу мрака, безнадежности и страха, пронизывающую всю картину.
Родители Альфреда Хичкока воспитывали своих детей в строгом дисциплинарном духе. В одном из случаев за мелкую проказу отец запер маленького Альфреда в камере полицейского участка, оставив его в уверенности, что он останется там навсегда, хотя на самом деле освобождение последовало через десять минут. Этот инцидент оставил глубокий след в психике будущего режиссера, вызвав у него стойкую фобию оказаться в полицейском участке, что побудило его отказаться от вождения автомобиля на всю жизнь.
Эта тема преследования и несправедливого наказания нашла свое отражение во многих фильмах Хичкока. Хотя на первый взгляд он мог показаться приятным собеседником, его настоящее лицо часто обнаруживалось в ходе длительных бесед.
С юных лет Альфред проявлял интерес к темным сторонам человеческой психики, часами посещая заседания в лондонских судах и изучая ход самых страшных преступлений. Он также часто бывал в музее криминалистики, где его внимание привлекали экспонаты орудий пыток. Даже в зрелом возрасте Хичкок не терял интереса к мрачным темам, делясь с друзьями изобретенными им способами убийства или читая лекции о некрофилии.
К тому же, со временем у режиссера обнаружились и другие психические особенности, такие как редкая овофобия — боязнь предметов, напоминающих форму яйца, и патологическая тяга к чистоте, которая могла казаться окружающим сумасбродством.
Сэр Альфред Джозеф Хичкок отличался особым чувством юмора, которое многие находили специфическим и даже провокационным. Например, однажды он подарил актрисе, которая не переносила запах рыбы, несколько сотен копченых селедок. В детстве Мелани Гриффит, дочери актрисы Типпи Хедрен, Хичкок подарил на день рождения куклу в игрушечном гробу с лицом её матери, с которой у него были разногласия во время съемок.
Кроме того, Хичкок известен своими шутками на публике, например, подкладывал знакомым подушки, издававшие непристойные звуки, когда на них садились.
На одном из приемов в 1953 году гости Хичкока были шокированы увиденным меню, в котором были блюда под названиями «Жанна на углях», «свежеотрезанные дамские пальчики» и «фаршированные трупы в пикантном соусе».
Хичкок особенно строго относился к актрисам, которых не стеснялся доводить до нервного истощения. Он распространял неправдивые слухи, например, о том, что Ингрид Бергман, снимавшаяся в его фильме «Дурная слава», безумно влюблена в него. Вере Майлз, которая играла в «Не тот человек», он в течение нескольких месяцев отправлял безумные письма и букеты, которые она сжигала, не читая. Типпи Хедрен он даже преследовал, угрожая разрушить её карьеру и семью в случае отказа от взаимности.
Согласно биографам Хичкока, единственной, кто мог справиться с его эксцентричным поведением, была Грейс Келли. Она умело парировала его непристойные высказывания, отмечая, что слышала такое и раньше, благодаря своему образованию в религиозной школе.
Знаменитый американский кинорежиссер также известен как автор многочисленных детективных рассказов и повестей. Его захватывающие и порой жуткие рассказы, собранные в таких сборниках как «Убийства, в которые я влюблен», пользовались большой популярностью в Соединенных Штатах.
Серия книг и фильмов «Альфред Хичкок и три сыщика» также связана с именем этого выдающегося продюсера. В этих произведениях главные действующие лица — трое подростков-детективов, а сам Хичкок фигурирует как личность, записывающая их приключения. Несмотря на использование его имени и образа, сам Хичкок не принимал участия в написании данных книг.
В 2015 году Питер Акройд, известный журналист и автор научно-фантастических романов, выпустил биографию Альфреда Хичкока. Это произведение предоставляет глубокий взгляд на жизнь и творчество великого сценариста, раскрывая многие аспекты его карьеры и личной жизни.
Личная жизнь Альфреда Хичкока была тесно связана с Альмой Ревиль, его единственной женой, с которой он прожил 55 лет. Их брак можно описать скорее как союз двух профессионалов кинематографа, страстно увлеченных созданием триллеров, нежели как историю романтической любви. Альма, неприметная блондинка, работала в тесном творческом союзе с Альфредом и с легкостью улавливала его мысли и идеи.
Мнения биографов о Хичкоке расходятся, особенно когда речь заходит о его отношении к женщинам. Некоторые исследователи называют его женоненавистником, ссылаясь на его кинематографическое наследие, где множество красавиц становятся жертвами его фильмов, часто умирающих с особой жестокостью.
В семье Хичкоков была дочь Патриция. Отношения между отцом и дочерью не отличались особой теплотой или взаимопониманием. Альфред часто общался с ней, как и с другими, используя резкую и грубую лексику, что могло создавать впечатление его неспособности выражать чувства более тонко и нежно.
Патриция Хичкок выбрала путь актрисы, вышла замуж за Джозефа О’Коннелла и стала матерью трех дочерей. Несмотря на своё происхождение и особенности воспитания, она смогла найти свой путь в жизни, отойдя от тени своего знаменитого отца.
Альфред Хичкок скончался в апреле 1980 года в своем доме. Причиной смерти 80-летнего режиссера стала почечная недостаточность. Согласно его завещанию, тело было кремировано, а прах развеян над Тихим океаном.
В 1979 году королева Великобритании удостоила Хичкока звания дворянина. На голливудской Аллее славы находится его персональная звезда, увековечивающая вклад режиссера в киноискусство.