Алла Иошпе – популярная эстрадная певица. Имеет звание Народной артистки России и Заслуженной артистки Узбекистана.
В 60-70-х годах прошлого века Алла Иошпе находилась на пике славы и любви поклонников. Без нее и ее постоянного спутника Стахана Рахимова не проходил ни один большой концерт. Но стоило певице только заикнуться о том, что ей нужно выехать на лечение в Израиль, ее сразу причислили к врагам народа. Она лишилась всех своих званий, все ее записи на телевидении размагнитили, убрали из продажи выпущенные раннее пластинки. Должно было пройти долгих десять лет, прежде чем ее имя снова зазвучало с прежней силой.
Алла Иошпе родилась на Украине 13 июня 1937 года. В ее жилах течет еврейская кровь, и это обстоятельство в будущем наложит большой отпечаток на ее биографию. Девочка родилась худенькой и болезненной, на ее ножке четко просматривалась венка, которая и стала впоследствии причиной всех ее несчастий. Алле исполнилось десять лет, она вместе с соседскими детьми бегала по кукурузному полю и вогнала в ступню занозу. Небольшая ранка вызвала серьезные проблемы в виде инфекции и сепсиса. Толку от отечественных препаратов было мало, а импортных на тот момент не было. Родителям пришлось продать все, что они имели, но и это не помогало. Доктора настаивали на ампутации, но мама даже не допускала такой мысли, она оббивала пороги чиновничьих кабинетов в надежде получить помощь, и молилась. Неизвестно, что помогло, может быть, Вселенная сжалилась над девочкой, но она начала поправляться.
Алла плохо передвигалась, поэтому до школы добиралась с маминой помощью. При ее диагнозе многие больные не поднимаются с постели, а мужественная девочка отлично училась, играла на гитаре и пела. В школе Алла преображалась, как будто сама обстановка действовала на нее положительно. К старшей сестре Фаине часто приходили друзья, они танцевали фокстрот. Алла смотрела на них с завистью, как ей хотелось тоже пуститься в танец, но нога болела постоянно.
Алла училась в школе для девочек, поэтому визит мальчиков из соседней школы стал настоящим событием. Девочка поднялась раньше всех, нарядилась в пальто старшей сестры Фаи и ушла в город. Она боялась вернуться домой – пальто наверняка отберут. В тот день она сделал первый маникюр, шутка ли, первый раз выйти на сцену.
Концерт удался на славу, к тому же подарил ей встречу с парнем, который спустя восемь лет станет ее мужем. Родные замечали, что сцена буквально преображает ее. Дома она всегда чувствовала себя больной и разбитой, но стоило выйти на публику, все хвори проходили сами собой.
Алла всегда мечтала о сцене, но после окончания школы подала документы в МГУ, на факультет психологии. На экзаменах девушка набрала 19 баллов, а проходной был 18. Но когда вывесили списки, ее фамилии там не было. Алла смело отправилась прямиком к ректору, и узнала, что «не прошла по конкурсу». Мужчина предложил ей снова сдать вступительные испытания, только на факультет филологии. Она снова блестяще их сдает, и становится студенткой этого вуза. Причиной такой несправедливости оказался «пятый пункт» ее биографии – еврейское происхождение. Иошпе успешно окончила МГУ и после защиты диссертации получила степень кандидата филологических наук.
В годы учебы в МГУ Иошпе участвовала в выступлениях агитбригады, солировала в университетском эстрадно-симфоническом ансамбле.
В 1960-м она оказалась в финале столичного конкурса самодеятельности, и готовилась выйти на сцену Колонного зала Дома Союзов. На ней было скромное платье, сшитое мамой из занавески, за отсутствием другой ткани.
Во время выступления она впервые попала на глаза Стахану Рахимову, который был в восторге от ее пения. Он увидел в ней родственную душу, понял, что она чувствует музыку так же, как и он. Они познакомились до выступления.
Стахан курил, а Алла подошла к нему и посоветовала бросить, ведь это плохо влияет на голосовые связки артиста.
Иошпе выступала в конце первого отделения, Рахимов — в конце второго. Молодой человек загадал, что если Алла не уйдет после своего выступления, и дождется его, то у них все сложится. Девушка не ушла, Стахан предложил провести ее домой, и всю дорогу они не умолкали, о многом хотелось поговорить.
Алла позвала Стахана на выступление своего коллектива, которое намечалось в кафе «Молодежное». Вечер начался с бутылки шампанского, которую молодой человек взял в долг. Для этого ему пришлось оставить в кафе свои часы в качестве залога.
Алла вышла на сцену со своим привычным репертуаром – композициями «Царевна-Несмеяна», «Купите фиалки». Потом она решила исполнить «Песню о Тбилиси». Рахимов буквально недавно побывал на гастролях в Тбилиси, и тоже знал эту композицию, но на грузинском. Он сам не заметил, как оказался на сцене во время исполнения второго куплета, и начал подпевать девушке. Зрители были так поражены, что даже не танцевали. Потом их несколько раз вызывали «на бис», и песни лились в исполнении только что созданного дуэта без всякой подготовки – певцам достаточно было чувствовать друг друга.
Прошло немного времени, и дуэт Иошпе-Рахимов выступил с первыми сольными концертами. Они отправились в гастрольный тур по СССР, дебютировали в Сибири, где их встречали очень тепло.
Их дуэт быстро полюбился зрителям, выступления следовали одно за другим, записи на радио стали регулярными. Артисты сами решали, куда отправиться на гастроли, концерты давали в тех городах, которые выбирали сами. Это было настоящей роскошью в СССР. Алла и Стахан объездили со своими песнями половину земного шара. Они выступали даже в Австралии, где пели английские, русские и греческие песни.
В Советском Союзе певцы представляли программу под названием «Песни народов мира», состоящую из немецких, французских, итальянских, африканских композиций. Перед концертом в «Лужниках» Алла поинтересовалась у Бори Брунова, бывшего в те годы директором Росконцерта, можно ли спеть еврейскую «Хаву нагилу». Директор разрешил, но после исполнения этой композиции, артисты были наказаны отменой всех гастролей и концертов, как нарушители трудовой дисциплины. Причиной послужила Семидневная война, начавшаяся в то время.
Затем последовал запрет на исполнение песен, сочиненных самой Иошпе. Они должны были исполнять композиции, предоставленные им Союзом композиторов.
В 70-е годы состояние здоровья Аллы Иошпе сильно ухудшилось. Боли в ноге не проходили, операции, проведенные советскими специалистами, не приносили облегчения. Певица решилась на лечение в Израиле, обратилась в советское посольство за разрешением на выезд с целью лечения, но получила категорический отказ. В 1979-м она подала документы на выезд, и в этом было отказано. Власти мотивировали тем, что их дуэт важен для СССР.
Вскоре после этого последовали репрессии. Дуэт не пускали на гастроли, отменили выступления на ТВ и радио, уничтожили все записи их концертов, сделанные ранее. Стахана замучили собеседованиями «кэгэбисты», предлагавшие ему отказаться от еврейской жены, Алле советовали то же самое. Пострадала и дочь Татьяна, ее выгнали из университета и исключили из членов ВЛКСМ.
Настоящей поддержкой стали звонки от неизвестных людей, раздававшиеся в их квартире время от времени. Алла продолжала писать стихи, засела за создание книги. На протяжении десяти лет дуэт не выпускали на сцену, Рахимов старался найти хоть какую-то работу, чтобы кормить родных. Каждые 6 месяцев они упорно подавали документы на выезд.
Надеясь на отъезд, супруги продали имущество, все, вплоть до мебели. Кроватью им служили книжные полки. Они так внезапно исчезли с эфира и экрана, что все заговорили об их эмиграции в Израиль, о бедственном положении и о том, что Стахан стал простым торговцем пловом.
От певцов отказалось много знакомых, но настоящие друзья в беде не бросили. Двери дома Аллы и Стахана были открыты для них всегда, гости приносили с собой вкусняшки, и просто еду. Каждая из этих посиделок превращалась в домашний концерт. С годами певцы стали называть себя семейным театром «Музыка в отказе». Раз в месяц в их квартире собиралось от 60 до 70 человек, супруги пели, а милиция дежурила под окнами.
В их доме можно было встретить пианиста Владимира Фельцмана, альтиста Лешу Дьячкова и его жену Фиру, профессора Александра Лернера, актера Савелия Крамарова, который тоже никак не мог уехать.
Супруги посылали множество писем в периодические издания с просьбой разрешить выступления, им ведь нужно было за что-то жить. Вскоре это принесло свои плоды, получено разрешение петь в отдаленных райцентрах. Молва об их концертах распространилась быстро, в залах не было ни одного свободного места.
В годы перестройки дела у дуэта начали налаживаться, у них появилась возможность начать все сначала. Теперь им разрешали выступать не только на периферии, но и в крупных городах, а также за рубежом. Их репертуар пополнился еврейскими песнями, которые они с удовольствием пели в Америке, где жили на протяжении трех лет.
В 2002-м Стахану и Алле присвоили звание Народные артисты РФ. Ежегодно в декабре проходит их концерт в Москве, который певцы посвящают празднику евреев – Хануке. Алла стала автором четырех книг, сборников ее поэзий и рассказов.
Первым мужем Аллы стал молодой человек по имени Владимир, которого она встретила во время первого выступления в школе. Они жили у его родителей, по соседству с Аланом Чумаком. Муж стал ее надежной опорой и поддержкой во всем, отцом ее единственной дочери Татьяны. Дочь выучилась на врача, родила сына Костю, проживающего в настоящее время в Лондоне.
После встречи со Стаханом, Алла поняла, что это судьба. Вскоре они стали жить вместе на Васильевском острове. Владимир очень страдал, когда Алла забрала дочь и отправилась к любимому, но возражать не стал, и певица ему благодарна за понимание. У Стахана в первом браке родилась дочь Лола. Совместных детей у Аллы и Стахана не было.
Комментарии
Классный дует!
Очень нравится!
Прекрасные люди Здоровья им!
Конечно. Только плохо, что у этой пары нет детей. Она поймёт это в глубокой старости, если доживёт.
Милая возвышенная одухотворенная по своему неповторимая