Анастасия Вяльцева — биография
Анастасия Вяльцева – известная русская эстрадная певица, артистка оперетты. В ее репертуаре были русские и цыганские романсы.
Русская Золушка, певица радости жизни, «несравненная», эти и другие эпитеты щедро раздавали Анастасии Вяльцевой ее многочисленные поклонники. Судьба ее поистине удивительна, ведь мало кому удается из обычной горничной превратиться в самую богатую, красивую и известную женщину России. Билеты на ее концерты раскупались с завидным постоянством, граммофонные записи в ее исполнении выходили невероятными тиражами, ее фото имелось в каждом престижном столичном салоне.
Детство
Родилась Анастасия Вяльцева 1(13 марта) 1871 года в слободе Алтухово Севского уезда Орловской губернии, в бедной крестьянской семье. Однако в селе она почти не жила. Отец умер, когда Настя была совсем маленькой, и мама увезла детей в Киев, где еще как-то можно было выжить.
Мама устроилась на работу в прачечную. Для восьмилетней Насти тоже нашлось занятие, мама договорилась, и девочка начала трудиться в мастерской дамского платья в качестве ученицы. Она постоянно что-то мыла, чистила, скребла, бегала в расположенную неподалеку лавку, и получала оплеухи от работниц мастерской с утра до вечера. В ее обязанности входило также подавать портнихам разогретый утюг.
Девочка прошла хорошую школу выживания и выносливости, научилась быть постоянно готовой ухватиться за соломинку, чтобы как-то изменить свою судьбу.
Перемены в жизни девочки наступили благодаря стараниям ее матери. Женщина нашла новую работу для одиннадцатилетней дочери – подгорничной в гостиницу на Крещатике. Тут Настя тоже оказалась в роли «старшего куда пошлют», но зато кроме зарплаты ей платили и чаевые.
Прошло два года, и в один прекрасный день Настя убирала комнату опереточной примы Вельской. Как обычно, девочка что-то напевала себе под нос, но артистка услышала ее пение, и сказала, что у Насти определенно есть талант, и ей нужно его развивать. Отметила Вельская и внешность Вяльцевой, и порекомендовала девочке идти в оперетту.
Утром следующего дня Настя пошла в театр, где ее принял антрепренер С Ленчевский. Немного подумал, и взял пятнадцатилетнюю девочку в свою труппу. Его имя сохранилось в истории исключительно благодаря его роли в биографии Вяльцевой.
Творческая карьера молодой артистки началась с труппы Ленчевского, потом она сотрудничала с разными опереточными труппами, постоянно отбывавшими на гастроли в провинцию. Анастасия стала членом балетной труппы Ленчевского, потом пела в его же вокальной труппе, затем стала хористкой Киевской опереточной антрепризы. У нее появились первые почитатели таланта, однако большого успеха достичь не удалось. Вяльцева не очень хорошо пела и танцевала, случалось, что молодую исполнительницу освистывали, а иногда даже забрасывали помидорами.
Творческий путь
В 1893-м девушку приняли в Малый Петербургский театр, она служила в опереточной труппе. Поначалу Вяльцева довольствовалась незначительными выходными ролями. Успех пришел неожиданно, когда Анастасию взяли в оперетту-мюзикл «Цыганские песни в лицах» режиссера Н.Куликова. В этой постановке задействовали многих известных артистов, в исполнении которых звучали популярные в те годы городские песни и модные романсы конца 19-го века. Эта постановка стала для Вяльцевой очень успешной. Ей доверили сыграть молодую цыганку -девушку Катю, малозначительную роль. Но в завершении постановки Анастасии нужно было спеть веселую песенку под названием «Захочу – полюблю».
Молодая, стройная барышня привлекательной внешности и с лучезарной улыбкой, получившей впоследствии название «вяльцевская», так легко и непринужденно спела эту незамысловатую композицию, что вызвала буквально шквал аплодисментов. Именно с этого вечера и начался взлет карьеры Анастасии Вяльцевой. Спустя годы этот романс не утратит своей актуальности, певица будет исполнять его почти на каждом своем концерте, иногда по несколько раз на «бис».
Судьба свела Настю с состоятельным петербургским адвокатом Николаем Холевым, он полюбил девушку всей душой и поддерживал ее материально. Вяльцева стала его воспитанницей, во всяком случае, так было принято считать в те времена. Благодаря щедрой помощи мецената, Анастасия получила возможность оплатить уроки вокала, которые ей давали самые дорогие педагоги в городе. Кроме этого, она занялась саморазвитием, много читала. Трудоспособность Вяльцевой вскоре дала великолепные результаты, прошло менее полутора лет, как она стала украшением всех музыкальных салонов и эстрадных вечеров. Она позиционировала себя, как исполнительницу романсов.
Дебютный сольный концерт певицы состоялся в 1897 году. Зрители готовы были носить Вяльцеву на руках, потому что она воспевала любовь, радость жизни. Слушая ее голос, публика уносилась в волшебный, беззаботный мир, где празднично звучат колокольчики на мчащихся тройках лошадей, где звенят гитары и пенится шампанское. Поклонники были очарованы легким, игривым, звонким голосом исполнительницы.
В 1902 году состоялись первые гастроли Вяльцевой по территории России. С этого самого года певица начнет гастролировать постоянно. На протяжении первых четырех лет Анастасия давала каждый год по сорок концертов, позже отправлялась в гастрольный тур только весной и осенью.
Статистикам удалось подсчитать, что в 1908-1912-м годах певица преодолела 175 тысяч верст, именно такое расстояние ее маршрутов во время гастролей по России. Это равно половине расстояния от Земли до ее спутника – Луны, или четыре с половиной оборота вокруг Земли по линии экватора. Просто немыслимое расстояние в те годы, когда не было самолетов, и путешествовать можно было только экипажем или поездом. Кстати, передвигалась Вяльцева именно на поезде, у нее имелся собственный вагон, отделку которого выполнили в соответствии с требованиями и вкусами исполнительницы.
«Певица радости жизни» — так звали ее многочисленные поклонники, и это утверждение полностью соответствовало действительности. Анастасия отказывалась от исполнения цыганских романсов со слезами, разочарованиями, страданиями и смертью. Такой репертуар больше импонировал Варваре Паниной. Вяльцева пела о любви, ее песенки и романсы наполнены жаждой свиданий и лобзаний, призывами сбросить оковы любви.
Анастасия пела «дай милый друг, на счастье руку», и протягивала свои руки в зал. Каждый из зрителей думал, что этот страстный порыв направлен ему, что именно для него призывно протянута рука прославленной певицы, что именно ему она улыбается завлекающе и радостно. И в ответ ей, в зале расцветали улыбки.
Ежегодно Вяльцева давала от двух до трех концертов в Петербурге. Она выступала со сцены зала Благородного собрания. За один вечер получала прибыль в сумме двадцати тысяч рублей, сумму, просто фантастическую, которую видели даже не все из знаменитостей с мировым именем. В те годы учитель получал среднюю зарплату в размере 35 рублей. Одна пластинка Анастасии Вяльцевой стоила шесть рублей, а всего она записала примерно сотню записей на граммофонных пластинках. К сожалению, не все они дошли до нашего времени, сохранились примерно 55 записей.
Концерты певицы не ограничивались по времени. Бывали случаи, что они затягивались далеко за полночь. Зритель вызывал певицу на «бис» невероятное количество раз, от 10 до 30. Случалось и такое, что зрители вообще не хотели отпускать исполнительницу, и по итогу оказывалось, что она дублировала свою сольную программу по несколько раз за вечер. Ее пытались образумить, говорили, что этого не нужно делать, что такая расточительность своих ресурсов полное безумие, и ничем хорошим не закончится. Пытались доказать, что певица себя просто убивает таким количеством исполнений на бис, что зритель – это настоящий тиран, причем насытить его невозможно. Но Вяльцева оставалась непреклонна, она считала, что люди заплатили свои деньги, и вправе требовать от нее максимальной отдачи. Именно это стало ее роковой ошибкой, и в итоге, погубило великолепную певицу.
Личная жизнь
Как ни странно, но счастье в личной жизни Анастасия Вяльцева обрела в Русско-японскую войну. В 1904-1905-м годах певица часть гонорара отдавала в пользу госпиталей, где лечили раненых.
Когда Анастасия узнала, что ранен ее любимый мужчина Василий Бискупский, офицер конной гвардии, то она временно прекратила выступления, уехала на Дальний Восток, устроилась в полевой госпиталь обычной сестрой милосердия, чтобы иметь возможность самой выхаживать любимого. Примерно в 1905-м влюбленные тайно поженились. Детей в этом браке не было.
Смерть
Осенью 1912-го у Анастасии диагностировали воспаление легких. Она лечилась, но до конца так и не выздоровела, так как впереди предстоял очередной гастрольный тур. Во время концерта в Курске певица потеряла сознание от упадка сил. Когда ее привели в чувство, Вяльцева заявила, что должна выйти на сцену, и закончить выступление.
После случившегося доктора настаивали, чтобы Анастасия отменила гастрольный тур, но певица их не послушалась, и дала еще около десятка концертов. После этого она больше на сцену не вышла.
Вскоре докторам удалось выяснить причину ее недомогания. Вначале 1913-го у Анастасии обнаружился рак крови. Даже сейчас, при более развитой медицине, этот диагноз звучит, как приговор, а в те годы и подавно. Врачи пытались спасти популярную исполнительницу, предложили сделать переливание крови. Нашелся и донор – муж Анастасии, Василий Бискупский. Однако эта попытка закончилась неудачей. На некоторое время Вяльцева почувствовала облегчение, но потом болезнь обострилась, и 4 (17) февраля 1913 года певица умерла. Ей шел 42-й год.
Провести в последний путь Анастасию Вяльцеву пришло невероятное количество поклонников. Многотысячная колонна прошла от дома № 84 на Мойке к Александро-Невской лавре. Ее похоронили на Никольском кладбище, часовню-усыпальницу создали в 1915 году.
Смерть Вяльцевой оплакивала вся Россия. Новости о состоянии здоровья певицы вывешивали в каждом газетном киоске. В газете «Раннее утро» появилась публикация, в которой сквозило изумление по этому поводу. Корреспонденты искренне недоумевали, кто такая Вяльцева, и почему к ней такое пристальное внимание. Говорили, что когда на грани смерти находился писатель Чехов, то никому в России и в голову не приходило следить, как прогрессирует его болезнь.
В другом издании — «Петербургская газета», напечатали ответ на вопрос, заданный коллегами. В нем говорилось, что произведения Чехова писались для немногих, а талант Вяльцевой служил всем…».