Анатолий Васильевич Эфрос – известный Советский режиссер кино и театра, педагог. Деятель искусства РСФСР.
Середина двадцатого столетия ознаменовалась рождением в Советском Союзе целой плеяды блестящих кинорежиссеров. Среди них был и Анатолий Эфрос, которого поклонники знают благодаря узнаваемому стилю, своеобразному пониманию театра и собственному видению. Многочисленные критики неоднократно отмечали, что постановки, созданные этим мужчиной на театральных подмостках, весьма оригинальны и наполнены саморефлексией. С публикой творец неохотно делился своими стремлениями и не хотел идти на поводу у моды. Но при этом умел создавать что-то необычное, новое и совершенно не оставляющее равнодушным.
Анатолий родился в городе Харькове 3 июля 1925 года. Его родители по национальности, указанной в официальной биографии были евреями. Именно поэтому мальчик при рождении получил имя Натан Исаевич. Мама будущего кинорежиссера работал над переводами технической литературы, в то время как отец трудился инженером на авиазаводе. Во время Второй мировой войны семья переехала за Волгу в эвакуацию. В Перми, который на то время назывался Молотов, молодой человек вместе с отцом работал на производстве.
Нужно отметить, что в городе во время эвакуации находилось огромное количество творческих коллективов из Москвы. Также здесь была труппа театра имени Моссовета. Анатолий, который с детских лет увлекался театральным искусством и интересовался первыми постановками труппы МХАТ, также изучал книги Константина Станиславского. Парень использовал возможность и в 1943 году стал обучаться в студии Юрия Завадского. К слову, данное учебное заведение было открыто при театре Моссовета. Спустя время педагоги заметили, что молодому и талантливому ученику требуется нечто большее, чем обычная работа актера, а потому спустя год он уже учился на режиссерском факультете ГИТИСа, посещая занятия в мастерской Марии Кнебель, а также Николая Петрова.
После окончания высшего театрального учебного заведения Эфрос представил дебютную постановку, которой стал спектакль «Прага остается моей». Показ прошел в 1951 году на сцене Московского дворца железнодорожников и впечатлил зрителей. Спустя время Анатолий Васильевич поставил вторую пьесу под названием «Приезжайте в Звонковое». Ее премьера состоялась на сцене Московского драматического театра. После этого известный режиссер отправился в Рязань, где ему предложили место режиссера-постановщика в драматическом театре.
1954 год для Анатолия Эфроса ознаменовался возвращением в Москву, где он стал работать в Центральном детском театре. Вскоре после того как Эфрос устроился на работу, на место руководителя была назначена его бывший педагог Мария Кнебель. Благодаря этому талантливый режиссер получил карт-бланш, превратив практически забытый театр для детей в популярный коллектив, который ставил пьесы для любого возраста. Но прежде всего, режиссер делал в своей работе акцент на постановки, предназначенные для подросткового возраста. В своем репертуаре он брал произведения таких драматургов как Александр Хмелик и Виктор Розов.
В работе, кроме уже известных актеров принимали участие будущие звезды советского кинематографа. Среди них Олег Табаков, Олег Ефремов и Лев Дуров. Все они появились в пьесах «В поисках радости», а также «В добрый час!». Эфрос в своем творчестве шел по пути, предложенном Константином Сергеевичем Станиславским, борясь с «театральщиной». Анатолий Васильевич ставил спектакли, каждый из которых смотрелся в буквальном смысле на одном дыхании, удивляя своей искренностью и новизной.
В 1963 году известный режиссер переехал и стал работать в театре Ленинского Комсомола. В пятидесятых годах это пристанище актеров было в творческом запустении. Здесь Анатолий Эфрос вновь собрал вокруг себя целую плеяду будущих звезд, которыми стали Лев Дуров, Валентин Гафт, Ольга Яковлева и Александр Ширвиндт. Кроме пьес современных авторов «104 страницы про любовь», «В день свадьбы», «Снимается кино» и «Мой бедный Марат» режиссер также ставил произведения Михаила Булгакова и Антона Чехова.
В 1966 году на сцене известный режиссер показал чеховскую «Чайку», однако руководство назвало постановку неудачной, а спустя год ее и вовсе запретили. В тот же год Эфрос получил перевод в театр на Малой Бронной, где место руководителя занимал Андрей Гончаров. Стоит отметить, что часть труппы, с которой работал Анатолий Васильевич в «Ленкоме» осталось на прежнем месте, однако десять человек, среди которых Ольга Яковлева и Лев Дуров последовали за постановщиком.
На новой сцене режиссер вновь поставил Чехова, но на этот раз это была пьеса «Три сестры», к сожалению, также подверженная жесткой критике, а позже и запрету. Следующий спектакль Эфроса, которым стал «Обольститель Калабашкин» поставленный по пьесе Эдварда Радзинского также был запрещен. Александр Дунаев, занявший место нового художественного руководителя, решил помочь режиссеру и позволил мастеру своего дела проявлять талант, используя классический репертуар.
К концу шестидесятых годов Эфрос поставил свои театральные шедевры: «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Месяц в деревне», «Дон Жуан» и «Веранда в лесу». К слову в последней блистали Георгий Мартынюк и Ольга Остроумова. В этот период о театре Эфроса многие говорили как о театральной школе и своеобразном феномене. Анатолий Васильевич в те годы стал работать преподавателем в ГИТИСе, а также написал книги «Репетиция – любовь моя», «Продолжение театрального рассказа» и «Профессия: режиссер». В некоторых из них он описывал факты своей биографии, а также делился опытом режиссера и сценическими находками. Сегодня в архивах есть огромное количество фотографий того периода.
1979 год в профессиональной карьере Анатолия Эфроса ознаменовался творческим кризисом, который начался после провальной постановки по роману Николая Гоголя «Мертвые души», которая называлась «Дороги». Новая версия, которая была создана по произведению «Три сестры», также не нашла признания. Премьера прошла в 1982 году. Спустя два года режиссер уволился из театра по инициативе дирекции театра на Малой Бронной.
В тот же период в Театре на Таганке появилась необходимость сменить Юрия Любимова, который у властей оказался в опале. Именно Эфроса рекомендовал Горком партии, и он это предложение принял, даже не увидев в этом подвох. Смену руководства любимовская труппа восприняла в штыки, так как считали, что Анатолия Васильевича назначали те же, кто до этого лишил их руководителя места в театре и гражданства Советского Союза.
В то же время Юрий Петрович, находясь за границей из-за конфликта с властью, общаясь с зарубежной прессой, заявил, что Эфрос предатель. Новому режиссеру актеры устроили травлю. Они резали его одежду, срывали репетиции и прокалывали шины в автомобиле. Вениамин Смехов и Леонид Филатов, а также другие артисты и вовсе покинули «Таганку», сменив ее на «Современник». Знаменитого режиссера и постановщика это не становило. Он все также усердно трудился, создавая яркие спектакли, и пытаясь изменить мнение о себе у оставшихся актеров.
Первые постановки, среди которых «У войны не женское лицо», «На дне» и «Вишневый сад» из-за равнодушия исполнителей провалились. Тем не менее, режиссер, несмотря на сложную обстановку, уходить не собирался, так как было некуда.
Анатолий Эфрос, кроме работы в театре, также трудился над телевизионными версиями лучших постановок. К тому же мужчина снимал художественные фильмы. Именно благодаря ему в разное время появились такие телеспектакли как «Страницы журнала Печорина», «Борис Годунов», «Таня» и многие другие. У последующего поколения театралов появилась возможность наслаждаться творчеством великого режиссера, а также увидеть спектакли, которые в 60-70 годы собирали в зале настоящий аншлаг.
В истории кинематографа известный режиссер снял пять кинолент: «Високосный год», «Шумный день», «Фантазия», «Двое в степи» и «В четверг и больше никогда». Последняя из картин вышла в 1977 году и стала последней в профессиональной карьере великого мастера. В актерском составе как обычно блистали его любимые: Олег Даль, Любовь Доброженская, Вера Глаголева и Иннокентий Смоктуновский. Музыка для телевизионной драмы была создана Дмитрием Шостаковичем.
Личная жизнь, так же как и профессиональная, у Анатолия Эфроса подчинялась творчеству. Режиссер женился еще в пятидесятых годах на Наталье Крымовой, которая в тот период только начинала свою профессиональную карьеру, будучи театральным критиком. Сын, которого назвали Дмитрием, у молодых супругов родился в 1954 году. В 1976 молодой человек стал выпускником школы-студии МХАТ, где обучался на постановочном факультете. В девяностые годы наследник известного режиссера стал заниматься живописью.
Стоит отметить, что мастеру своего дела приписывали романтические отношения с Ольгой Яковлевой, известной в тот период артисткой. У режиссера и его музы были теплые отношения, но о том, перешагнули ли они черту, знают только они. Ольга на то время также была не свободна, так как еще в восемнадцать лет вышла официально замуж за Игоря Нетто, футболиста и звезду пятидесятых годов. Девушка жила с супругом до момента его смерти.
В последние годы Анатолий Эфрос переживал сильное эмоциональное напряжение. Все дело в конфликте с актерами и руководством «Таганки». Ситуация стресса, которая продлилась три года напомнила о себе и у режиссера диагностировали сердечную недостаточность.
В январе 1987 года у Анатолия Васильевича случился инфаркт, который в итоге привел к его смерти. Могила известного режиссера находится на Кунцевском кладбище. Сегодня театральные деятели и друзья уверены, что роковой ошибкой в жизни режиссера стал его переход в театр на Таганке.