Анатолий Солоницын (1934-1982 гг.) был одним из самых востребованных актёров кино и театра своего времени. У него были как главные, так и второстепенные роли. Увы, но он прожил недолгую жизнь, и известие о его кончине стало для общества невосполнимой утратой.
Семья А. Солоницына была известна со старых времён. Одним из предков актёра был летописец по имени Захар, создававший в 19-м веке многочисленные старинные предания и сказания. Отец актёра трудился на поприще журналиста в богородском издании «Горьковской правды». Вначале Алексей хотел назвать сына Отто, в честь Отто Юльевича Шмидта, одного из известнейших исследователей, но началась война с Германией, и имя пришлось сменить на Анатолия.
Вскоре семья переехала из Богородска в Саратов. Мальчик пошёл учиться в школу. Он увлекался советскими фильмами, русской классической литературой, а также хоккеем и футболом. Молодой человек имел хорошее физическое развитие, что побудило его вначале выбрать строительное училище. Он освоил профессию слесаря-инструментальщика, надеясь на престижность и доступность этой карьеры.
Несколько месяцев А. Солоницын работал слесарем в одной из советских организаций в Саратове, но потом его семья переехала в Киргизию, так как отца-журналиста направили именно туда. В Бишкеке Анатолий увлекается любительскими театральными постановками и очень скоро становится полноправным членом одного из молодёжных самодеятельных коллективов. Он занимался декламацией стихов и исполнением комических куплетов. Окружающие его люди вскоре поняли, что перед ними — настоящий талант, но желание Анатолия поступить учиться на артиста не одобрили.
Солоницын дважды поступал в ГИТИС, но ни первая, ни вторая попытка поступления успехом не увенчались. Тогда молодой человек поехал в Свердловск, где ему удалось поступить учиться в одну из местных художественных студий. Там он получил высокие оценки со стороны преподавателей и в 1960-м году сыграл уже несколько десятков ролей в местном театре. Позже Солоницыну посчастливилось работать во многих творческих коллективах СССР, в том числе и в театре имени Ленсовета, где он трудился четыре года. Вскоре успешный актёр был приглашён самим Андреем Тарковским на роль Гамлета в одноимённом спектакле. Эта работа вызвала неподдельный интерес у современного зрителя. Однако сам Солоницын был недоволен как ролью Гамлета, так и своей деятельностью в театре вообще: давая интервью, он всегда говорил, что театр (особенно роль Гамлета) отнимают эмоции и физические силы. Актёр был очень рад тому, что в конце 60-х годов ему удалось окончательно уйти в кинематограф и найти своего зрителя.
В качестве дебютной киноработы Анатолия Солоницына следует отметить его роль в детективе «Дело Курта Клаузевица». Эта роль была главной. Позже он сыграл иконописца в картине Мосфильма «Андрей Рублёв» режиссёра Андрея Тарковского. После этих съёмок Тарковский стал всячески поддерживать актёра. Режиссёр Глеб Панфилов взял Солоницына на роль комиссара Евстрюкова в фильме «В огне брода нет», а в 70-е годы фильмографию актёра пополнили такие картины как «Принц и нищий», «Гроссмейстер», «В лазоревой степи». Эти фильмы были сняты известными режиссёрами, сотрудничество с которыми Солоницын очень ценил. Вскоре он стал очень востребованным в кино: от предложений сниматься буквально не было отбоя. Из всех предложений актёр отдал предпочтение картине режиссёра Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Актёр всячески старался отвечать потребностям своего времени, регулярно занимаясь совершенствованием своих профессиональных навыков. Его главной мечтой стала роль Ф.М. Достоевского, которую он успешно сыграл в фильме режиссёра А. Захри. За роль великого писателя актёр удостоился премии на международном уровне. Далее он сыграл ещё несколько значимых ролей в картинах «Мужики!», «Сергей Иванович уходит на пенсию», «Из жизни отдыхающих» и «Хата-Батор».
После того как на эканы вышел фильм А. Тарковского «Солярис», Солоницын был назван любимым актёром этого режиссёра. Коллеги актёра согласились с таким мнением. В фильме «Солярис» Солоницын сыграл такую роль как астробиолог Сарториус. Успех картины в советское время был колоссальным. Далее сотрудничество с А.Тарковским продолжилось в фильме «Зеркало». Роль Прохожего вначале не была прописана в картине, и вписывали её в фильм с определёнными сложностями.
В 1979 году выходит кинокартина «Сталкер». Кроме Солоницына в нём сыграли А. Кайдановский, А. Фрейндлих, Н. Гринько. Что касается фильма «Пикник на обочине», он стал лауреатом фестиваля, регулярно проходящего в Каннах. В советской кинематографии наступила новая эра.
Вначале личная жизнь у актёра не складывалась. Он женился несколько раз, но все браки оказались неудачными. Его первой женой была Людмила, гримёр киностудии в Свердловске. С ней Солоницын не был счастлив потому, что всё время находился в разъездах, к тому же и общие дети у супругов также отсутствовали. Вторая жена актёра была профессиональной актрисой, с ней он прожил десять лет. В браке родилась дочь Лариса.
После развода со второй женой Солоницына полностью устраивали мимолётные связи. Однако со временем он встретил женщину, которая скрасила его жизнь — Светлану. В браке родился сын Алексей, тоже ставший актёром.
В 80-х годах Анатолий Солоницын принимал участие в съёмках очеедного фильма и после небольшой травмы обратился за помощью к врачам. У него нашли злокачественную опухоль лёгкого. Врачи прогнозировали актёру небольшой срок жизни: не более месяца. Всё это время он продолжал активно работать в кино. Незадолго до смерти Солоницына в свет выходят фильмы «Раскиданное гнездо» и «Остановился поезд». Поскольку ему посчастливилось стать очень известным актёром, после его смерти в 1982 году на его могиле (Ваганьковское кладбище) всегда можно было увидеть букеты цветов.
А. Солоницын признан как символ нового направления в советской кинематографии (конец 60-х, начало 80-х годов прошлого столетия).