Андрей Житинкин — российский режиссёр, киноактёр и писатель, награждённый званием народного артиста России.
Будущий мастер сценического искусства увидел свет 18 ноября 1960 года в городе Владимире. Его родители, работники Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических смол, Альберт Александрович и Анастасия Константиновна Житинкины, были соавторами патента на технологию переработки отходов производства полиуретана в пеноматериалы.
В детстве будущего артиста особенно привлекали книги. После окончания школы он отправился в столицу СССР, чтобы поступить на филологический факультет МГУ, но его путь неожиданно привел его к Щукинскому театральному училищу, где он успешно прошел конкурс на актерский факультет в мастерскую Людмилы Ставской.
Его однокурсники, включая Евгения Князева и Евгения Дворжецкого, давали ему прозвище Житуха и отмечали его удивительную целеустремленность и скромность. В годы учебы он вел здоровый образ жизни: не курил, не употреблял алкоголь и всегда был пунктуален.
Вместо общежития он предпочел арендовать комнату в коммунальной квартире на Пречистенке, в историческом доме, где когда-то проживал Сергей Есенин. Среди его соседей были такие личности, как аккомпаниатор солиста Большого театра Александра Огнивцева, ночной художник и мать поэта Эдуарда Асадова.
Сенсацией стало открытие однокурсниками того, что этот благонравный молодой человек позже станет новатором, введшим в российский театр нецензурную лексику и элементы обнаженности. Под руководством Евгения Симонова он смог трансформироваться из актера в режиссера.
В одном из интервью Андрей Альбертович гордо заявил, что он — единственный из последних шести учеников Евгения Рубеновича, кто после перестройки не эмигрировал, а остался в России и продолжил верность своей профессии.
В 1982 году Андрей Альбертович Житинкин дебютировал в кино, сыграв небольшую роль в комедии Александра Серого «Берегите мужчин». После окончания Щукинского училища ему досталась роль безымянного парня в приемной. В последующей кинокарьере Житинкин чаще всего появлялся во второстепенных и эпизодических ролях.
Важным моментом в его актерской биографии стало исполнение роли знаменитого режиссера Лукино Висконти в фильме Кирилла Мозгалевского «Искушение Дирка Богарда». Кинолента приоткрывает завесу творчества выдающихся деятелей европейского кино золотой эпохи.
В 2003 году Житинкин участвовал в комедийном сериале «Козленок в молоке», основанном на одноименном романе Юрия Полякова, написанном в 1995 году. Проект возглавили Владимир Нахабцев – младший, Кирилл Мозгалевский и Георгий Гаврилов.
Следующий значительный проект актера — детективный ТВ-сериал «Время жестоких», где он работал на съемочной площадке с такими известными актерами, как Владимир Конкин и Владимир Меньшов. Сюжет сериала основан на романе Эдуарда Хруцкого «Бесшумная смерть».
Не смотря на насыщенный график, Житинкин также принимал участие в кинопроизводстве. В 2006 году он выступил в роли режиссера и сценариста фильма-спектакля «Псих», основанного на романе Александра Минчина. Главную роль в этом проекте исполнил Сергей Безруков.
Сын инженеров-химиков, Андрей Альбертович Житинкин, заслужил признание, участвуя в создании документальных фильмов о ведущих актёрах и культовых кинокартинах советского кинематографа. Также он адаптировал для телевидения свои театральные постановки, каждая из которых становилась настоящей сенсацией.
Житинкин первым в России осмелился поставить на сцену «Калигулу» Альбера Камю и произведения Михаила Волохова, вдохновляя на сцене таких звёзд, как Дмитрий Дюжев и Даниил Страхов, а также раскрывая новые грани таланта уже признанных мастеров, например, Элины Быстрицкой и Татьяны Бестаевой.
Он находил нестандартные сценические решения для артистов старшего возраста, помогая им оставаться в игре, несмотря на возрастные ограничения. Примером служит ситуация с Людмилой Касаткиной, которой Житинкин предложил отбивать чечетку в спектакле «Школа любви» в театре Российской армии, когда она забывала текст.
Людмила Гурченко стала одной из самых близких актрис для Житинкина. Он был единственным театральным режиссером, с которым она работала более одного раза. В 2017 году Житинкин выпустил моноспектакль «Людмила Гурченко Живая» по пьесе Михаила Волохова в её память, костюмы для которого создал известный модельер Вячеслав Зайцев.
В 2019 году в Санкт-Петербургском театре музкомедии прошла премьера мюзикла «Бал воров», поставленного Житинкиным по пьесе Жана Ануя. К 75-летию Великой Победы он готовил шоу «Большая тройка» в Малом театре о переговорах лидеров трёх великих держав в Ялте.
В 2020 году пандемия коронавируса отсрочила премьеру до осени, и, к сожалению, Борис Клюев, долженствовавший играть роль американского лидера, умер до дебюта. Владимир Носик принял его место в этой роли.
В 2021 году Житинкин выразил уверенность в возрастающей значимости театра как средства живого общения в постпандемическую эпоху. В 2022 году он опубликовал автобиографическую книгу «Приключения режиссера», рассказывающую о тонкостях театрального ремесла и процессе создания спектаклей.
Житинкину приписывали нетрадиционную ориентацию из-за его уважения к таким личностям, как Вацлав Нижинский и Виталий Вульф, однако его личная жизнь говорит о другом. Режиссер женат на Жанне, и он носит обручальное кольцо, что подтверждает глубину и значимость его семейных уз.
Празднование 60-летия Житинкина стало значимым событием в культурной жизни столицы. Телеканал «Культура» выдал особенный выпуск программы «Линия жизни», посвященной его жизни и творчеству. В программе Житинкин поделился воспоминаниями о работе с такими великими актерами, как Ольга Аросева, Людмила Касаткина и Борис Клюев, которые оставили заметный след в его карьере. Эти имена связаны с многими успешными проектами, включая знаменитый спектакль «Маскарад», где сцена оживала под чутким руководством Житинкина.
Творческая деятельность Андрея Альбертовича Житинкина не знает перерывов. В мае 2023 года он представил новую театральную постановку, посвященную Дню Победы. Спектакль, получивший название «Летят журавли», основан на произведении Виктора Розова «Вечно живые», которое ранее было адаптировано в знаменитом фильме Михаила Калатозова.
Андрей Альбертович стремился показать влияние войны на человеческую психику, делая акцент на внутренних переживаниях персонажей, вместо традиционных боевых действий. Сцена была оформлена таким образом, что за спинами актеров проигрывалась военная хроника, усиливая драматизм происходящего и делая постановку особенно мемориальной.
Главную роль в спектакле исполнила Варвара Шаталова, которая в своем дебюте смогла убедительно передать эволюцию своей героини от начала до конца военного лихолетья.
В октябре того же года Андрей Альбертович дал интервью популярному телеведущему Татьяне Устиновой в рамках её авторского ток-шоу «Мой герой». В беседе режиссёр поделился уникальными методами работы с актерами, раскрывая, как внушить им здоровое любопытство к роли и как можно создать постановку на тему балета, не используя классические балетные элементы. Этот подход продемонстрировал его нестандартное видение и мастерство в театральной режиссуре.