Анри Матисс — биография


Анри Матисс – известный французский художник, скульптор, лидер течения «фовизм». Прославился своими постоянными поисками передачи эмоций с помощью цвета и формы.

Каждый талантливый художник находится в постоянном поиске себя, личностного стиля, и это – необходимое условие для его развития. Рано или поздно все великие живописцы находили собственные уникальные приемы и методы, характеризующие только им присущую манеру. Ими руководило сформировавшееся личностное понимание роли живописи и собственное восприятие окружающего мира. Однако в каждом из правил есть исключения, служащие лишь подтверждением этого правила. Одно из таких исключений – художник Анри Матисс. Его творчество не вмещается в узкие рамки какого-то определенного направления, он нарушал ограничения, устремлялся в те неведомые дали, которые до него никто не покорял. Вся жизнь знаменитого художника – безостановочный поиск, стремление максимально эффектно и гармонично выразительно изобразить на полотне свое видение мира. Он менял свои инструменты, приемы, менялся сам. Анри Матисс перепробовал себя в самых различных направлениях, и в каждом из них оставил свой яркий след.

Детство

Будущий знаменитый художник родился в небольшом городке Ле-Като-Камбрези на севере Франции 31 декабря 1869 года. Полное имя живописца – Анри Эмиль Бенуа Матисс. Его отец – Эмиль Ипполит Матисс, богатый торговец зерном, надеялся, что первенец в будущем возглавит семейное дело. Однако этим мечтам сбыться не удалось, возможно, мальчику по наследству достались материнские гены. В свободное время Элоиза Анна Жерар расписывала керамические поделки, ей нравилось экспериментировать, каждый раз придумывать новые рисунки и образы. Через три года в семье родился еще один сын – Эмиль Огюст.

Анри получил хорошее образование, сразу окончил школу, потом лицей. После этого отправился в Париж, поступил в Школу юридических наук, где занялся изучением юриспруденции. Отец возражал против отъезда сына, но строптивый Анри поступил по-своему.

Анри Матисс в молодости

В 1888 году он закончил это учебное учреждение, получил право трудиться по специальности. Молодой человек возвращается в Сен-Кантен, и начинает свою трудовую биографию с должности клерка у присяжного поверенного.

Возможно, Матисс так и служил бы рядовым клерком, если бы судьбе не угодно было вмешаться в его жизнь. В 1889 году Анри сделали операцию, удалили аппендицит. После этого он долго восстанавливался, и чтобы сын совсем не заскучал в больнице, мама принесла ему все, что нужно для рисования. Матисс принялся рьяно копировать открытки, и нужно отметить, у него это неплохо получалось. Спустя два месяца, после окончания лечения, молодой человек понял, чем хочет заниматься в жизни.

Живопись

Новое занятие так увлекло Анри, что он начал посещать занятия в школе рисунка Кантен де ля Тур, где учили чертежников для текстильной промышленности. Ему пришлось нелегко, так как отец был категорически против выбора сына. В 1891-м Матисс оставил занятие юриспруденцией, отправился в Париж, стал студентом Академии Жюлиана. Его наставником стал Виллиам Бугро, известный мастер салонного искусства. Анри активно готовился сдавать экзамены в Школу изящных искусств, но поступить ему никак не удавалось.

Художник Анри Матисс пишет картину

В 1893-м Матисс продолжил обучение в Школе декоративных искусств, где встретил юного Альбера Марке, впоследствии тоже известного художника. Спустя два года они оба справятся со вступительными экзаменами в Школе изящных искусств, и поступят на обучение к Гюставу Моро.

Вначале своего творческого пути Матисс интересовался современным искусством, позже к нему добавилось новое направление – японское. Моро принадлежал к ярым поклонникам символизма, поэтому его ученики много времени проводили в Лувре, учились «игре цвета». Анри пытался наследовать классиков живописи, копировал известные полотна. Наставник учил учеников «мечтать о цвете», и именно с того самого времени Анри стал одержим поиском подходящего оттенка, чтобы в точности передать эмоции.

«Бутылка схидама»

Раннее творчество Матисса характеризуется своеобразной смесью, состоящей из учений Гюстава Моро и элементов, используемых другими мастерами живописи. К примеру, полотно «Бутылка схидама» получилось очень неоднозначным. Темными тонами живописец подражает Шардену, широкими мазками и смесью черного и серебристого наследует Мане. Спустя некоторое время Анри скажет, что он чисто интуитивно воспринимал экспрессивную сторону цвета. Если он выполнял рисунок осеннего пейзажа, то никогда не вспоминал, какими цветами лучше изобразить это время года, он руководствовался исключительно ощущениями, наблюдениями и собственным опытом.

Достаточно скоро классики начали навевать на художника тоску, он заинтересовался импрессионистами, в первую очередь Винсентом Ван Гогом. Ранние работы Матисса еще характерны тусклостью цвета, но с каждым разом они становились все более сочными. Увлечение импрессионизмом закончилось поисками собственного неповторимого стиля. Первые картины начинающий живописец демонстрировал уже в 1896 году.

Он организовал свою первую персональную выставку, которая, однако, не впечатлила ценителей искусства. Матисс принял решение уехать из Парижа куда-нибудь к северу страны. Там он впервые попробовал новую технику – точечный мазок. Как раз тогда и появилась его первая картина, признанная настоящим шедевром – «Роскошь, покой и наслаждение». Однако эта манера письма родной ему так и не стала.

«Роскошь, покой и наслаждение»

Настоящий революционный переворот в творческой биографии Матисса датируется 1905-м годом. Анри и его единомышленники создали совершенно новое направление в живописи, названное «фовизмом». Фовизм характеризовался буйством красок, которое потрясало любого ценителя искусства. Осенью того же года состоялась выставка, на которой Матисс выставил два своих полотна – «Открытое окно» и «Женщина в шляпе».

Художники испытали на себе мощную волну негодования, посетителям выставки казалось невозможным это пренебрежение традиций изобразительного искусства. Художников-основателей этого стиля прозвали фовистами, т.е. дикарями.

«Открытое окно»
«Женщина в шляпе»
«Радость жизни»

Несмотря на негативные оценки и осуждение, Матисс приобрел некоторую популярность, а вместе с ней и приличный доход. Картины пользовались спросом у поклонников его творчества, их быстро раскупали. К примеру, «Женщина в шляпе» так понравилась американской писательнице Гертруде Стайн, что она купила ее еще во время выставки. Картина «Радость жизни», созданная в 1906 году, оказалась в коллекции именитого знатока живописи Лео Стайна.

Спустя некоторое время в жизни Матисса произошло неординарное событие, он встретил Пабло Пикассо, тогда еще никому не известного художника. Они быстро подружились, и эту дружбу сохраняли на протяжении всей своей жизни, соревнуясь друг с другом в мастерстве. Пикассо считал, что если кто-то из них умрет, то для другого потеря станет невосполнимой. Второму просто не с кем станет обсудить множество творческих вопросов.

«Танец»

Самые известные картины в творческом наследии художника – «Музыка» и «Танец». Он написал их специально для русского мецената Сергея Щукина, который украсил ими свой московский дом. Создавая эскизы этих полотен, Анри хотел придумать что-то такое, чтобы при виде его работ человек чувствовал покой и облегчение. Важно то, что следить за ходом монтажа Матисс вызвался сам. Он приехал в Москву, где был встречен с благоговением и восторгом. Сам же Анри восхищенно рассматривал старинные иконы в доме Щукина, и не переставал удивляться простоте россиян.

Российский меценат не поскупился с гонораром, получив который, художник смог позволить себе путешествие. Он побывал в Алжире, насладился прелестями Востока, а по возвращению домой сразу принялся за новое полотно. Вскоре он представил новую картину под названием «Голубая обнаженная». Неизгладимые впечатления, полученные от поездки, отразились на его творчестве – появление новых элементов, создание гравюр на дереве и керамике, а также литографий.

«Голубая женщина»

Очарованный Востоком, Анри продолжал свои путешествия. Побывал в Африке, в частности, в Марокко. После этого посетил Америку и Европу. Именно тогда из его творчества постепенно уходили характерные черты фовизма, в нем появилась тонкость, какая-то особенная глубина, связь с природой.

В годы Второй мировой войны Матисс заболел. Доктора диагностировали у него онкологию, сделали операцию. Художник лишился возможности передвигаться. Однако творческая душа требовала реализации, и он начал работать в новом направлении – декупаж. Художник теперь не писал картины, он составлял их, используя кусочки окрашенной бумаги.

Анри Матисс

Анри Матисс закончил свою творческую карьеру очень достойно. Он воплотил в жизнь масштабный проект – оформил женский монастырь в Вансе. Есть версия, что Матисса просили заняться исключительно редактированием витражных набросков, но он проявил небывалый энтузиазм, и выдал полный проект работ. Именно этот проект сам Матисс считал лучшей работой в своей творческой жизни, своеобразным знаком, посланным судьбой на закате лет.

Личная жизнь

На протяжении своей жизни Анри Матисс питал нежные чувства к трем женщинам. В 1894-м он познал радость отцовства. От отношений с моделью Каролиной Жобло родилась дочь Маргарита. Однако браком эти отношения не закончились.

Официальная жена талантливого живописца – Амели Парейр, которую он впервые встретил на свадьбе у своего друга. Девушка была подружкой невесты, а Матисса по счастливой случайности усадили рядом с ней. Амели влюбилась в художника буквально с первого взгляда. Нужно признать, что и он заинтересовался хорошенькой девушкой, и не оставлял ее без своего внимания. Амели стала первой среди всех близких людей живописца, кто не сомневался в его таланте.

Анри Матисс с женой Амели Парейр

Перед тем, как вести возлюбленную под венец, Анри честно признался ей, что на первом месте у него не личная жизнь, а исключительно работа. Даже в медовый месяц молодожены отправились не просто насладиться обществом друг друга, а с конкретной целью. Они побывали в Лондоне, где Матисс пристально изучал творчество Уильяма Тернера.

Вскоре супруга подарила художнику двух сыновей – Жана-Жерара и Пьера. К тому времени в их семье уже воспитывалась дочь Анри – Маргарита. На протяжении долгих лет супруга и дочь художника были его главными музами и моделями. Именно Амели художник посвятил одно из своих знаменитых полотен – «Зеленая полоса», созданное в 1905-м году.

Тогдашние ценители искусства назвали этот портрет «уродливым». По их мнению, полотно получилось слишком насыщенным яркими красками и откровенной правдивостью.

Анри Матисс с семьей

В 30-х годах прошлого века к Анри Матиссу пришла настоящая популярность, и он уже никак не мог обойтись без помощника. К тому времени художник с семьей поселился в Ницце. Однажды в их дом пришла симпатичная эмигрантка из России, Лидия Делекторская, которую живописец взял своим секретарем. Жене казалось, что девушка не представляет собой никакой опасности для их брака, Анри никогда не интересовался блондинками, предпочитал черноволосых дам. Однако все изменилось в мгновение ока. Однажды художник случайно увидел девушку в спальне супруги, и начал писать ее портрет.

Анри Матисс пишет портрет Лидии Делекторской

Спустя некоторое время последовал развод супругов, инициатором которого стала Амели. Лидия быстро заняла ее место, однако официального оформления отношений не последовало. Известно только, что Лидия – последняя муза талантливого живописца, а все остальное не афишировалось. Что связывало этих двоих – любовь или исключительно совместная работа, так и осталось тайной. Матисс создал целую серию картин и рисунков с изображением Лидии, но самой выдающейся его работой стала «Одалиска. Голубая гармония».

Смерть

1 ноября 1954 года у знаменитого художника случился микроинсульт. Его сердце перестало биться через два дня – 3 ноября.

Могила Анри Матисс

Есть легенда, что накануне смерти Лилия зашла к Анри в спальню, и сказала, что в другой раз он попросил бы у нее карандаш и бумагу, на что Матисс, улыбнувшись, произнес: «Давайте карандаш и бумагу».

Память

  • Имя Анри Матисса присвоено кратеру на Меркурии. В честь художника назвали одного из персонажей в картинах о Джеймсе Бонде. В нескольких картинах Матисс появился в эпизоде. В ленте «Полночь в Париже» его образ воплотил на экране Ив-Антуан Спото, в фильме «Прожить жизнь с Пикассо» художника сыграл актер Джосс Акленд.
  • Одно из полотен художника под названием «Les coucous, tapis bleu et rose», созданное им в 1911 году, приобрел частный коллекционер в 2009 году. Торги проводил аукционный дом Кристис. Картина обошлась ценителю искусства в 32 миллиона евро.

Избранные картины

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии