Антонио Страдивари – известнейший итальянский скрипичный мастер, создавший за долгую жизнь более тысячи инструментов. Его шедевры хранятся в крупнейших галереях мира, а если попадают на аукцион, их стоимость исчисляется миллионами долларов.
Имя Антонио Страдивари известно даже тем, кто далек от мира искусства. Великий скрипичный мастер создал огромное количество смычковых музыкальных инструментов, около 600 из которых сохранились до наших дней.
Известно, что биография Страдивари началась в 1644 году, а вот месяц и день его рождения остаются загадкой. Детские годы будущего мастера прошли в Ломбардии, а именно в городке Кремона.
О раннем периоде жизни Антонио сведений крайне мало по простой причине – в те годы документы часто уничтожались из-за постоянно бушевавших эпидемий. Предположительно, у отца мальчика Алессандро и матери Анны кроме него было еще трое детей.
Родители хотели, чтобы сын получил какую-нибудь полезную специальность, чтобы в будущем он мог достойно зарабатывать. Денег в семье не хватало, поэтому маленького Страдивари отдали в бесплатные ученики к уже известному тогда скрипичному мастеру Николо Амати. Поначалу юноша выполнял черновую работу и несложные поручения, но потом Амати сделал его самым приближенным учеником.
Есть еще одна версия о том, где будущий гений постигал азы сотворения смычковых. Предполагается, что первым учителем Антонио был не Амати, а другой знаменитый мастер – Франческо Руджери. Историки эту теорию отвергать не решаются, ведь в некоторых сохранившихся инструментах Страдивари четко прослеживается «почерк» Руджери.
Некоторые искусствоведы полагают, что в подростковом возрасте Антонио столярничал и занимался резкой по дереву, украшая музыкальные инструменты состоятельных горожан. По этой версии после обучения у мастера Франческо Пескароли, молодой человек поступил в профессиональное учебное заведение.
Первые изготовленные Страдивари скрипки датируются 1660-ми годами, когда юноше было 16-18 лет. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней этикетки с его именем.
У начинающего скрипичного мастера был конкурент – Андреа Гварнери, входивший в число подопечных Амати. Но постепенно Страдивари стал профессионалом такого уровня, что оставил далеко позади всех своих соперников.
Экспериментировать со скрипками Антонио начал в 1660 году. Освоив основные секреты своих талантливых соотечественников, он стал искать собственные пропорции для создания изящных образцов. Однажды молодой человек пришел к тому, что полностью отказался от стиля Амати, начав делать скрипки по собственной уникальной методике.
Для производства инструментов нужны были деньги, и немалые. Страдивари искал состоятельных клиентов, первым из которых стал известный в Кремоне банкир. А созданный для Якова II комплект инструментов сделал талантливого юношу настоящей городской знаменитостью.
В начале 1680-х Антонио продал большую партию смычковых герцогу Казимо III де Медичи. Изящные скрипки, альты и виолончели были высоко оценены в аристократических кругах, и вскоре работы автора стали невероятно востребованными.
В стремлении сделать свои творения уникальными, Страдивари использовал темный лак и удлинял деки, отчего звук его инструментов резонировал по-новому. К концу 17-го века мастер придумал новый ход – укоротил скрипку путем добавления внутреннего изгиба в форме разорванного круга.
Помимо скрипок, Антонио изготавливал арфы, мандолины и гитары. Однако прославился он в основном, как скрипичный мастер. Изготовленные итальянцем для «королевского квинтета» инструменты принесли ему солидную прибыль, позволившую спокойно продолжить творческую работу.
В начале 18 столетия слава Антонио Страдивари вышла далеко за пределы маленькой Кремоны. Дела шли хорошо, и создатель смог открыть собственную лавку инструментов. Каждое свое творение мастер наделял душой и образными названиями – «Дельфин», «Добрые времена» и т.д.
Тогда как его коллега Андреа Гварнери делал инструменты для храмов, Страдивари создавал скрипки по заказу представителей элиты общества. Клеймо гениального творца хорошо знали ценители искусства из разных городов Европы.
Сохранились документальные свидетельства того, что к производству своих инструментов мастер привлекал наследников. Они занимались созданием сырых заготовок и шлифовкой лаковых поверхностей.
Антонио не брал учеников – то ли из ревности к профессии, то ли по причине большой загруженности. Единственным человеком, который мог назвать Страдивари наставником, стал Карло Бергонци. Преемник гения добился грандиозных успехов в скрипичном деле, став знаменитым в 1730-х годах.
Шедевры, изготовленные Страдивари, сейчас бережно хранятся в крупнейших музеях и у частных коллекционеров. Удивительно, но с течением времени инструменты гения не только не портятся, но становятся с каждым годом более ценными.
Скрипка «Восход солнца» находится в музее редких вещей в Вене, а «Спящую красавицу» как зеницу ока хранит компания «Landeskreditbank Baden Württemburg». Любимым инструментом Никколо Паганини была «LeBrun», путешествовавшая с ним по всему миру.
Стоимость произведений итальянца поражает воображение. На одном из аукционов его скрипка «Леди Блант» ушла с молотка почти за 16 миллионов долларов. Ценители искусства уверены, что шедевры Страдивари предназначены только для истинных гениев, обладающих природным талантом.
В Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ помимо других шедевров хранятся творения Антонио Страдивари:
Известно, что итальянский мастер был женат дважды. Первой избранницей стала молодая вдова Франческа Феррабоши, с которой Антонио в 1667 году поселился в собственном доме с мастерской. Просторный особняк «Casadel Pescatore», граничивший с резиденцией Амати, стал домом для пятерых детей мастера. Согласно сохранившимся церковным книгам, шестой отпрыск Страдивари скончался, не прожив и недели.
В 1680 годах семейство перебралось в резиденцию «Piazza Roma», за которую итальянец выложил порядка семи тысяч лир. В тот период он уже был состоятельным мастером и мог позволить себе дорогие покупки. Здесь Антонио развернул мастерскую, занявшую весь огромный чердак.
Когда супруга гения скончалась, он женился на итальянке по имени Антония Мария Замбелли. Об этой женщине практически ничего не известно, поэтому при создании кинокартин и книг авторам приходится прибегать к художественному вымыслу.
В новой семье родилось еще пятеро детей, ставших впоследствии равноправными наследниками Страдивари. Так вышло, что ни один из отпрысков не продолжил дело знаменитого отца.
В эпоху постоянно вспыхивающих эпидемий и слаборазвитой медицины человеческая жизнь была обычно короткой. Антонио Страдивари сумел достичь 90-летнего возраста, став долгожителем по меркам тех лет. Несмотря на множество возрастных проблем со здоровьем, маэстро творил до самого последнего дня своей жизни. Скончался великий итальянец 18 декабря 1737 года.
Последним пристанищем скрипичного мастера стала родовая усыпальница в родном городе Кремона. Проститься с гением пришли родственники и несколько десятков друзей семьи.
Комментарии
да
...обрушилось наследство и перестал сын заниматься!
Аналогичное поведение людей всех времён.
Наследство сыну навредило.