Антонио Лучо Вивальди

Антонио Вивальди — биография


Антонио Вивальди – талантливый скрипач, композитор, дирижер, священнослужитель и педагог. Он создал более 90 опер и 500 роскошных концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях Вивальди практически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям.

Детские и юношеские годы

Будущий скрипач родился в Венецианской республике 4 марта 1678 года в семье Джованни и Камиллы Вивальди. Его отец родился в Брешии, но когда ему исполнилось 10 лет, мать решила переселиться в Венецию. Джованни был музыкантом и цирюльником. Такое странное сочетание в те времена было обычным явлением – в обязанности цирюльника входило не только подстригание и бритье клиентов, но также их музыкальное развлечение.

Вивальди-старший умело совмещал парикмахерское мастерство с игрой на любимой скрипке. Он даже играл в оркестре при соборе Св. Марка. В дополнение его имя значится в перечне родоначальников местного музыкального общества и на обложке оперы за 1689 год.

Антонио Вивальди

Руководил упомянутым обществом автор опер и композитор Джованни Легренци. Исходя из вышеуказанных фактов, исследователи биографии Антонио Вивальди пришли к заключению, что талант и любовь к музыке он унаследовал от отца. Последний передал сыну мастерство игры на скрипке и безупречный слух. По одной из версий, юный Антонио даже изучал музыкальное искусство под руководством Джованни Легренци.

Точная дата рождения Вивальди была установлена по особым обстоятельствам. Мальчик был недоношенным, так как родился на седьмом месяце, и принимавшая роды акушерка посоветовала немедленно крестить малыша на случай его быстрой кончины. Именно поэтому младенца окрестили в течение двух часов после рождения, что отображено в церковной книге.

Существует легенда, что в тот день в Венеции было землетрясение, и это событие спровоцировало преждевременные роды. Мать пообещала, что если сын будет жить, то станет священником. Антонио сумел выжить, но отличался хрупким телосложением и слабым здоровьем.

Мальчик страдал от астмы, а потому не мог свободно передвигаться и играть на духовых инструментах. При таких ограничениях скрипка стала для Антонио настоящей отрадой. Уже в десятилетнем возрасте Вивальди начал играть в капелле Св. Марка, выполняя обязанности отца.

13-летним мальчишкой Вивальди-младший стал работать при соборе – он открывал врата храма. Позже Антонио занимал и другие, более высокие церковные должности.

Только один раз он отслужил мессу, но был освобожден от этой обязанности из-за плохого здоровья. Юноше позволили заниматься исключительно музыкой.

В XVII веке венецианские священники могли совмещать служение Богу с написанием музыки. Это было таким же обычным явлением, как и музыкальные инструменты в цирюльне. К тому же Венецианская республика была одним из самых культурных государств мира. При этом в области духовной и светской музыки она шла впереди всей Европы.

Создание музыки

Вивальди начал преподавать игру на скрипке в 25 лет. Он трудился в консерватории «Ospedale della Pietà». Отметим, что консерваториями в то время назвались монастырские школы-приюты, где учились дети бедных и сироты. Подобные школы существовали за счет средств республики.

Консервотория «Ospedale della Pietà» где учился Вивальди

В заведениях для девочек в первую очередь преподавали гуманитарные науки. Особое место отводилось музыке, пению, исполнению псалмов и других духовных песнопений. Мальчики, учившиеся в соответствующих учебных заведениях, преимущественно изучали точные науки, так как должны были стать ремесленниками и торговцами.

Антонио Вивальди сначала учил воспитанниц приюта игре на скрипке, а потом стал преподавателем альта. Каждый месяц он составлял кантаты, концерты, оратории, вокальные произведения для хора и солистов ко всем церковным праздникам.

Талантливый композитор работал в школе-приюте в течение 1703 – 1740 годов, за исключением перерыва в восемь лет с 1715 по 1723 годы. К тому же с 1713 года он исполнял обязанности директора консерватории. Вивальди активно трудился, лишь для приюта сочинив более 60 различных творений: кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.

Постепенно произведения Антонио Вивальди стали публиковаться. Так, в 1705 и 1709 годах были изданы два опуса композитора по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов, получивших название «Гармоническое вдохновение». В итоге, о талантливом композиторе услышали не только во всей Италии, но и за ее пределами.

В 1706 году музыкант блистал во французском посольстве, а спустя три года его ораторией наслаждался король Дании Фредерик IV. В знак благодарности Вивальди посвятил монарху 12 сонат.

Портрет Вивальди

Важную роль в жизни Вивальди сыграло знакомство в 1712 году с Готфридом Штельцелем – немецким композитором. Спустя пять лет Антонио решил временно переселиться в Мантуи, куда его пригласил принц Гессен-Дармштадтский Филипп. В этом городе Антонио жил и творил в течение трех лет.

Вскоре композитор начал работать над созданием произведений в новом жанре – светской оперы. Первая опера Вивальди называлась «Оттон на вилле». Благодаря успеху этого творения молодого композитора заметили меценаты, и начали давать ему заказы на музыкальные произведения. Так, одним из первых стал владелец театра Сан-Анджело, который обратился к Антонио за написанием новой оперы.

В течение 1713 – 1737 годов Вивальди создал 94 оперы, но до сегодня сохранилось лишь 50 партитур, авторство которых точно установлено.

Некоторое время оперы великого композитора пользовались огромной популярностью, но любовь публики оказалась короткой. Венецианцы вскоре увлеклись творениями других мастеров, а оперы Антонио уже считались старомодными.

В 1721 году Вивальди отправился в Милан, где презентовал свою драму под названием «Сильвия». К следующему году он подготовил ораторий на библейскую тематику. В течение 1722 – 1725 годов композитор жил в Риме, где создавал новые произведения и даже выступал перед папой римским, что было огромным достижением и честью для музыканта-священнослужителя.

В 1723 – 1724 годах маэстро написал свои самые известные концерты, получившие название «Четыре времени года». Большинство исследователей творческой биографии Вивальди считают, что указанные произведения являются вершиной достижений маэстро. Революционность концертов заключается в том, что в них отчетливо улавливается музыкальное отображение явлений и процессов, характерных определенному сезону. Так, в этой музыке можно расслышать лай собак и шум бури, писк комаров и клокотание ручьев, трели птиц и детские голоса.

Благодаря многочисленным гастролям Вивальди познакомился с Карлом VI – императором Австрийской империи. Между двумя выдающимися личностями зародилась настоящая дружба. Когда в Венеции слава композитора постепенно убавлялась, австрийский и французский дворы встречали Вивальди овациями.

Тем не менее, на старости лет маэстро вынужден был продавать свои произведения за копейки, чтобы не превратиться в нищего. Венецианцы полностью утратили интерес к Вивальди, и композитор решил перебраться в Вену к своему покровителю Карлу VI. Но вскоре после переезда император умер, затем началась война, и талантливый скрипач лишился внимания почти всех поклонников.

Личная жизнь

Великий композитор был католическим священником, поэтому всю жизнь соблюдал обет безбрачия. Тем не менее, личная жизнь Вивальди порождала много пересудов и домыслов. Нашлись недоброжелатели, которые усмотрели нарушение благопристойности в его отношениях с ученицей школы-приюта – Анной Жиро и ее родной сестрой Паолиной.

Портрет Анны Жиро

Маэстро был наставником Анны, которая поражала современников не столько силой голоса, сколько актерским мастерством. Именно для этой воспитанницы Вивальди сочинил большое количество опер и арий. Они проводили много времени вместе как на родине, так и во время выездных выступлений.

Вместе с тем, Паолина, сестра Анны, восхищалась гениальным учителем и добровольно стала его сиделкой и медсестрой. Она помогала Вивальди преодолевать болезни и врожденные недуги.

Долгое время высшее духовенство игнорировало чрезмерное увлечение священнослужителя светской музыкой, но не стерпело постоянного пребывания с ним молодых девушек.

В 1738 году Вивальди и его спутницы хотели выступить на традиционном карнавале в Ферраре. Однако по указу местного кардинала-архиепископа известного композитора не пустили в город и отслужили мессу по его грехопадению.

Смерть композитора

Последние годы жизни одинокий и бедный Антонио Вивальди провел в Вене. Маэстро скончался 28 июля 1741 года, полностью забытый прежними обожателями. Тело композитора было похоронено на кладбище для бедных, а имущество распродано за долги. Младшие сестры Вивальди узнали о смерти знаменитого брата лишь спустя месяц после его кончины.

Памятники Вивальди

Длительное время имя маэстро было забыто. Лишь один поклонник преданно хранил память о величайшем композиторе и его гениальных творениях – Иоганн Себастьян Бах. Он искренне ценил достижения Вивальди и потратил немало времени на расшифровку десяти его произведений для оркестра и различных инструментов. Творения венецианского композитора оказали заметное влияние на творчество немецкого органиста.

Любопытные факты

  • Огромная заслуга в открытии и изучении шедевров Вивальди принадлежит музыковеду Альберто Джентили. Именно он в начале ХХ века обнаружил 14 томов различных творений композитора.
  • До наших дней дошел один цветной портрет Антонио Вивальди и его можно встретить во многих современных учебниках. Тем не менее, вполне вероятно, что на картине нарисован другой человек, так как на ней отсутствуют инициалы, а изображение заметно отличается от других портретов маэстро.
  • Из-за медного цвета волос Вивальди прозывали в Венеции «рыжим священником».
  • Композитор был знаменит тем, что всего за пять дней мог написать на одну тему солидную трехактную оперу и множество музыкальных вариаций.
  • Композиция под названием «Летняя гроза (шторм)», которая входит в комплекс произведений «Четыре времени года» и была исполнена Ванессой Мей, считается одной из самых знаменитых мелодий в мире.
  • Многие убеждены, что Вивальди сочинил композицию «Танго смерти». Но в действительности автором «Palladio» является композитор Карл Дженкинс, который написал это произведение в 1996 году. Также приписываемая маэстро песня «Эльфийская ночь (песнь)» была создана группой «Secret Garden».

Слушать композиции

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Share

Комментарии

  • СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ ГЕНИЮ!

    ВИВАЛЬДИ

    Он был рыжим, как самое рыжее солнце на свете –
    Впрочем, рыжими были и кудри мадонн Боттичелли,
    А в бессчётных твореньях вовсю бушевал злобный ветер,
    Шелестела трава, светлый ангел играл на свирели.

    А родился Антонио Лучо в Венеции дивной
    У Джованни Батиста Вивальди и юной Камиллы –
    В честь события Феб удостоил Антонио гимна
    И талант подарил музыканта невиданной силы.

    Изначально Вивальди избрал непростую дорогу –
    От фортуны вина было горько не реже, чем сладко –
    Половину души изначально пожертвовал Б-гу,
    Половину другую искусству отдал без остатка.

    Ренессанса эпоха старалась уйти на пуантах,
    Не лишать чтоб иллюзий спешащее к трону барокко.
    Жил в Антонио гений. К тому же отвага гиганта
    Позволяла сражаться без страха и устали с роком.

    Взор ханжи и завистника редко бывает не острым,
    Да и редко кто может в мешке утаить своё шило –
    Духовенство простить благосклонность Антонио сёстрам
    Паолине и Анне Жиро ни за что не решилось.

    Жизни нашей законы печальны, к тому ж неизменны –
    Простиралось, где ныне пустыня, безбрежное море.
    Благосклонность вельмож с королями становится тленом –
    Угасает судьба, что привыкла к фавору, в позоре.

    Похоронен Вивальди на кладбище в Вене для нищих –
    Закатилось далёко-далёко слепящее рыжее солнце,
    И могилы, увы, не найдёт ни провидец, ни сыщик –
    Там же был погребён чрез полвека собрат его Моцарт.

    Так бывает – утихнет в безвестье могучая лира,
    А потом вновь рождает досель неизвестные звуки,
    И concerto, что grosso* Вивальди струятся над миром,
    Изгоняя из душ и сердец неизбежные муки.

    • вообще топ ииииииииииииииииииз стандоффа

  • да мне нравиться эта музыка я обожаю скрипку