Артур Шопенгауэр — биография
Артур Шопенгауэр – немецкий мыслитель, сторонник иррационализма, мизантроп. Автор трудов «Мир как воля и представление», «Эристика или искусство побеждать в спорах», «Метафизика половой любви», вызывающих противоречивую оценку читателей.
Выдающийся немецкий философ Артур Шопенгауэр по сей день остается самым читаемым из авторов прошлых веков. Фигура мыслителя крайне противоречива: являясь убежденным аскетом, он не отказывал себе в земных наслаждениях. Выступая за вегетарианство, не мог и дня прожить без мяса, и всей душой ненавидя женщин, обожал проводить время в их компании.
Многие считают Шопенгауэра мучеником, до конца жизни искавшим ее смыслы. По мнению других, он был обычным эгоистом, возводившим проблемы окружающего мира в абсолют. Но никто не подвергнет сомнению то, что великий немец внес огромный вклад в развитие философского учения, а многие его постулаты стали началом для создания новых концепций.
Детство и юность
Артур родился 22 февраля 1788 года в Гданьске, в семье состоятельного торговца Генриха Флориса Шопенгауэра и владелицы литературного салона Иоганны-Генриетты Трозинер. Через два года после Артура родилась его сестра Луиза Аделаида Лавиния, впоследствии ставшая известной писательницей.
Флорис и Иоганна женились по расчету, что в те времена являлось абсолютной нормой. Супруга была на двадцать лет моложе своего мужа, что не помешало им создать крепкую семью.
Отец будущего философа очень гордился своим положением и старался развивать купеческое дело, доставшееся ему по наследству. Генрих Флорис обладал большим талантом в коммерции и вместе с тем слыл человеком честным, надежным и неподкупным. Знавшие Шопенгауэра-старшего люди без сомнений заключали с ним сделки и доверяли свои капиталы.
В возрасте 38 лет купец женился на юной Иоганне Трозинер, которая не питала иллюзий по поводу любви. Расчетливая и холодная, девушка была нацелена на удачный брак и безбедную жизнь под защитой состоятельного мужа. В свою очередь Генрих ожидал от избранницы наследников, которым он смог бы передать свое любимое дело.
В Гданьске Артур прожил около пяти лет, до вторжения прусских солдат. В 1793-м неприятель захватил город, и свободолюбивое семейство было вынуждено покинуть родные места. Поселившись в Гамбурге, Шопенгауэры отдали сына в школу, где он получил достойное образование.
Далее девятилетнего мальчика отправили в Гавр, к приятелю отца. Во Франции на протяжении двух лет юноша занимался с лучшими преподавателями, осваивая точные и гуманитарные науки. После возвращения домой обнаружилось, что наследник в совершенстве освоил французский язык, а вот родной немецкий подзабыл. Вскоре Артур поступил в гимназию для детей коммерсантов, где помимо стандартных предметов обучали хореографии, игре на флейте, живописи и фехтованию.
В начале 1805-го Шопенгауэр-старший настоял на том, чтобы отпрыск устроился в торговую фирму сенатора и купца Иениша. Место считалось престижным, но Артур был не в восторге: с самого начала юноша знал, что торговля – это не для него.
Ранняя биография мыслителя связана с семейной трагедией: весной 1805-го погиб кормилец и отец юноши Генрих Флорис. Торговец утонул, выпав из чердачного окна в протекавший внизу канал. В народе ходили слухи, что мужчина покончил жизнь самоубийством, не выдержав возникших финансовых проблем. Другие говорили, что причиной гибели стали проблемы со здоровьем, но для Артура это было не главным – он слишком сильно любил своего отца и долго не мог смириться с произошедшим.
Прошло совсем немного времени, и Иоганна стала приглашать в дом своих приятелей – писателей, политических деятелей и художников. В салоне вдовы собирались такие знаменитости, как братья Шлегели, Виланд и даже Иоганн Гёте. Мать не стеснялась вести праздный образ жизни, в то время как Артур продолжал обучаться коммерции по завету отца. Когда юноша повзрослел, новый ухажер Иоганны посоветовал ей отдать сына в университет Геттингена.
Поначалу молодой человек заинтересовался медицинским факультетом, но профессор Г. Шульц убедил его поступать на философский. Здесь Шопенгауэр проучился два года – с 1809 по 1811-й, а затем переехал в Берлин. В немецкой столице студент записался на курс популярного тогда философа Фихте, с которым у него в дальнейшем сложились весьма непростые отношения. Принимая участие в лекциях и коллоквиумах, молодой человек позволял себе спорить с мэтром. Позже это переросло в пренебрежительное отношение и постоянные насмешки.
В университете Берлина Артур принялся за изучение химии, физики, астрономии, геогнозии и зоологии. Он прошел курс лекций по скандинавской литературе, углубился в средневековую философию, увлекся творчеством мастеров эпохи Возрождения. Шопенгауэру были интересны практически все науки, за исключением богословия и юриспруденции, которые вызывали у него откровенную скуку.
Докторскую степень студент должен был получить в 1813-м, но из-за войны этот срок немного сдвинулся. Все лето кандидат работал над диссертацией «О четверояком корне закона достаточного основания», и уже осенью его старания были вознаграждены. Артур Шопенгауэр стал дипломированным доктором философских наук Иенского университета.
Литературное творчество
Широкому кругу читателей хорошо известна главная работа Шопенгауэра – «Мир как воля и представление». Книга передает мировоззрение автора, его мысли о воспитании, чувстве долга и одиночестве. Главными вдохновителями для этого произведения стали грек Эпиктет и немец Эммануил Кант. Основной мыслю книги стало то, что счастье не зависит от внешних благ, а является результатом гармонии человека с собой.
Еще один знаменитый труд автора – «Эристика или искусство побеждать в спорах», написанный в 1831 году. Книга раскрывает способы успешного ведения переговоров, учит человека быть в споре правым, даже если заведомо не прав. Шопенгауэр утверждает, что главный секрет победы в дискуссиях – научиться грамотно апеллировать фактами. С момента написания произведения прошло уже почти 200 лет, но актуальность его только возрастает.
Книга «О ничтожестве и горестях жизни» призывает человечество освободиться от плена собственных желаний, которые держат людей и не дают жить полной жизнью. С каждым днем потребности человека растут, ему становится необходимо все больше и больше, а между тем благополучие кроется вовсе не в материальных благах.
В произведение «Метафизика половой любви» писатель знакомит публику со своим этическим мировоззрением. Здесь речь идет о любви полов, принятии факта смертности людей. Интересно, что в этой книге каждый из читателей может найти описание самого себя, своих инстинктов и проявлений жажды жизни.
Личная жизнь
Привлекательным мужчиной философ никогда не был: при низком росте он имел несоизмеримо большую голову, что смотрелось крайне комично. Однако в умении одеваться Шопенгауэр мог дать фору любому франту. Будучи индивидуалистом, писатель видел моду по-своему, и каждый из его нарядов был настоящим произведением искусства.
Мизантроп от природы, Артур был холоден к женщинам, да и к людям в целом. Но несмотря на внешнюю невзрачность, он умел привлечь публику простыми и точными речами.
Исследователи личной жизни мыслителя выяснили, откуда в душе Шопенгауэра зародилось женоненавистничество. Пессимист был еще совсем юнцом, когда в его жизнь пришла любовь в лице Каролины Джегерман. Девушка так запала ему в душу, что он решил сделать ей предложение и навсегда привязать к себе. Однако возлюбленная не спешила связывать себя узами брака, а когда юноша стал настаивать, и вовсе отказала ему во встречах.
Оскорбленный Артур не стал выяснять отношения. Объяснение произошедшему он придумал сам: женщины по природе своей не сильны умом, а проще говоря, глупы. Им не дано создавать будущее: все, на что они способны – порочное поведение и греховные похождения.
Для философа это стало прозрением. Со временем он стал убежденным сексистом, но несмотря на это, мог проводить время в обществе красоток и даже предаваться плотским утехам.
После Каролины в жизни мизантропа случился еще один серьезный роман, чуть не закончившийся свадьбой. Он познакомился с очаровательной итальянкой по имени Тереза, которая была не только безумно красива и хорошо образована, но и невероятно богата. Очередную пассию он встретил в 1822 году, во время путешествия по Италии. Красотка до того вскружила голову нелюдимому писателю, что он забыл о прошлом разочаровании и уже был готов жениться.
Один единственный случай поставил крест на их отношениях. Однажды парочка прогуливалась по городу, как вдруг совершенно случайно им встретился английский писатель лорд Байрон. Увидев знаменитого красавца и ловеласа, Тереза едва не лишилась чувств. такая реакция насторожила Шопенгауэра: он подумал, что и в будущем избранница сможет легко наставить ему рога, встретив более привлекательного соперника. Писатель нашел для себя единственно решение – порвал с ветреной девушкой раз и навсегда.
Это были последние серьезные отношения мыслителя. В дальнейшем он имел исключительно мимолетные связи, в основном, с девицами легкого поведения. Даже если попадались более-менее приличные девушки, Артур неизменно бросал их безо всякого сожаления. Это было местью писателя знойной итальянской красавице, как, впрочем, и всем женщинам в мире.
Бросив Терезу, Шопенгауэр приехал в Дрезден, где во всеуслышание заявил о том, что больше не интересуется ни женщинами, ни семейной жизнью.
Смерть
Писатель был на удивление крепким человеком, которого редко беспокоили недомогания. Когда в апреле 1860 года он почувствовал «трепыхание» сердца, значения этому не придал. Даже когда в груди появилась странная тяжесть, философ не понял, что это признак серьезной болезни.
Не прошло и четырех месяцев, как 21 сентября того же года Шопенгауэра обнаружили мертвым в своей же гостиной. Автор философских трудов спокойно пил кофе, когда коварный приступ пневмонии легких внезапно забрал его жизнь.
Еще при жизни Артур запретил вскрывать его тело, поэтому данная процедура не проводилась. Похороны философа-пессимиста состоялись 26 сентября 1860 года на франкфуртском кладбище. При захоронении голова покойного была украшена лавровым венком.
Могила великого мыслителя выглядит довольно неприметно: на ней установлен скромный каменный памятник, со временем заросший плющом. Надгробие не содержит ни даты рождения, ни даты смерти, высечены лишь два слова – Артур Шопенгауэр.
Интересные факты
- Помимо того, что писатель был крайне нелюдимым человеком, он поражал своей мнительностью. Чтобы не сгореть в пожаре, в гостиницах Артур останавливался исключительно на нижних этажах. Дважды он предавался бегству из городов, в страхе умереть от болезней: из Неаполя – от оспы, а из Берлина – от холеры. Спал пессимист с оружием под подушкой, всегда готовый вскочить и поразить врага.
- Личная библиотека Шопенгауэра содержала более 1300 книг, но сам он считал чтение вредным. В своей книге «Parerga und Paralipomena» он утверждал, что чрезмерное увлечение литературой пагубно для разума, так как заставляет человека заимствовать мысли у других.
- Артур Шопенгауэр свободно владел несколькими языками: латинским, французским, испанским, итальянским и английским языками.
- Философ жил в двухкомнатной квартире, в одном из помещений которой был обустроен небольшой кабинет. Стены кабинета украшали гравюры с собаками, а стол писателя окружали тибетская статуя Будды, бюст Эммануила Канта, портреты Шекспира, Декарта и Гёте.
- Еще будучи студентом, Артур начал выступать против научных экспериментов над животными. В отличие от людей, братьев наших меньших мизантроп любил всей душой. Первый пудель у него появился в годы учебы – это был очаровательный пудель. Последняя собака писателя – Буц – была той же породы. Этого пса Шопенгауэр безумно любил и даже завещал на его содержание приличную сумму денег.
Известные цитаты
- Вежливость — это фиговый лист эгоизма.
- Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
- Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
- Кто не любит одиночества — тот не любит свободы.
- Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
- Смерть — вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.
- Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
Философские труды
- «О четверояком корне закона достаточного основания»
- «О зрении и цветах»
- «Мир как воля и представление»
- «Эристика, или искусство побеждать в спорах»
- «О воле в природе»
- «О свободе воли»
- «Об основе морали»
- «Две основные проблемы этики»
- «Parerga und Paralipomena»
- «Новые Paralipomena»