Бэла Андреевна Руденко – советская, а после российская и украинская исполнительница оперных партий. Народная артистка Советского Союза профессор в консерватории имени Петра Чайковского.
Бэла Руденко, одна из немногих кто был удостоен звания народного артиста Советского Союза в самом начале творческой карьеры. К слову сказать, ни одна и представительниц оперной школы в истории советской страны не получала данное звание в достаточно молодом возрасте. Ее невероятно хрустальное сопрано на протяжении долгих лет удивляло слушателей, которые прозвали девушку «соловьем». В тоже время сама артистка, рассказывая о прожитых годах, охарактеризовала их, как «соловей в клетке», уверяя, что жизнь не была легкой, как многим казалось со стороны.
Бэла Андреевна родилась в небольшом поселке Боково-Антрацит 18 августа 1933 года. Сегодня это городок под названием Антрацит, расположенный на территории Луганской области Украинской Республики. Первые детские годы будущей оперной звезды прошли в окружении крохотных речушек и живописной степи.
Тяжелые годы войны, на которые пришлось детство исполнительницы, наложило на ее судьбу определенный отпечаток. Андрей Макарович, отец Бэлы работал в шахтах, в то время как Екатерина Ивановна, мама девочки, была в поселке медицинской сестрой.
К искусству и к музыке в частности, интерес у вокалистки отметили еще в детские годы. Однажды услышав романс «Соловей», написанный знаменитым композитором Александром Алябьевым, Руденко объявила, что непременно в будущем станет известной исполнительницей. В период войны семья была в эвакуации, переехав в узбекский городок Фергану. Там мама Бэлы устроилась работать в местный госпиталь, а девочка постоянно устраивала импровизированные концерты для раненых бойцов.
Будучи школьницей, Бэла Андреевна стала посещать хоровой кружок, который был организован для детей в доме пионеров. К слову сказать, здесь юная вокалистка быстро стала звездой. Ни одно мероприятие в школе и городе не проходила без ее непосредственного участия. Уже в старших классах Бэла впервые решилась исполнить романс, который изменил ее судьбу. Чувственное и нежное исполнение «Соловья», окончательно убедило педагогов в одаренности воспитанницы, которой предложили поступать в музыкальную консерваторию.
Только благодаря настоянию учителей Бэла Руденко отправилась в Одессу, где кроме чистых пляжей и уникальной архитектуры также находился один из самых известных в стране оперных театров. После посещения спектакля девушка решилась сдать вступительные экзамены в консерваторию, и вскоре стала студенткой высшего учебного заведения, носящего имя А.В. Неждановой. Нужно отметить, что в тот период в консерватории преподавали одни из самых сильных педагогов по вокалу, и девушка попала в класс к Ольге Благовидовой. К слову, последняя уже была известной оперной исполнительнице, которая научила подопечную «подчиняться и служить музе». Бережное и в тоже время строгое отношение наставницы к юной девушке помогло раскрыть в ней вокальный талант в полной его мере.
Дебютное выступление оперной дивы на подмостках оперного театра в Одессе состоялся, когда вокалистка была еще студенткой. Только в 1956 году девушка стала выпускницей консерватории, сразу, после чего ее пригласили в Киев в качестве солистки в театр балета и оперы имени Шевченко. Нужно вспомнить и тот факт, что именно в те годы там работала еще одна знаменитая оперная исполнительница Евгения Мирошниченко. Однако юная исполнительница была настолько уникальна, что ничуть не блекла в лучах примадонны.
1957 год для Руденко ознаменовался победой на шестом Всемирном фестивале для молодежи и студентов, который прошел в Москве. Мероприятие ознаменовало середину периода известного в истории как «хрущевская оттепель». Благодаря этому фестиваль собрал наибольшее количество участников из разных стран за всю историю своего существования. В одном из кресел жури, оказался знаменитый в первой половине двадцатого века тенор Тити Скипа. Именно с его благоприятных отзывов и началась профессиональная карьера артистки на мировой сцене. Бэла Андреевна отправилась в мировое турне, посетив разные европейские города и покорив сердца многочисленных слушателей.
Если говорить о первом выступлении оперной дивы на подмостках Киевского оперного театра, то оно состоялось в рамках постановки «Риголетто», где публика увидела ее в образе Джильды. В свое время вокалистка пела партию Наташи Ростовой в бессмертной постановке оперы Сергея Прокофьева под названием «Война и мир». Ее первые работы продемонстрировали всем окружающим не только артистический талант, но и скрупулезный подход в процессе подготовки.
1972 год стал одним из важнейших в творческой карьере вокалистки. Именно в этот год режиссер Борис Покровский решил поставить знаменитую оперу Михаила Глинки под названием «Руслан и Людмила». Тогда постановщик не смог найти исполнительницу на главную роль в Москве и пригласил Руденко. Именитый постановщик помог карьере исполнительницы подняться на новый этап и взлететь на недосягаемую для некоторых высоту. Спустя год Бэла уже на постоянной основе работала в труппе Большого театра в Москве, где оставалась первой солисткой на протяжении следующих пятнадцати лет.
Благодаря уникальному голосу оперная исполнительница из Советского Союза прославила свое имя во всем мире, а ее фотографии часто украшал первые страницы журналов и газет. Ее тепло принимала публика в Европе, Южной и Северной Америке и даже в Азии. Японские зрители так восхищались талантом Руденко, что она ездила на гастроли в эту страну целых десять раз. Если говорить о репертуаре, то любимым для многих номером стала ария Царицы ночи и оперы «Волшебная флейта» Вольфанга Моцарта, а так же композиция «Беловежская пуща», которую Руденко пела в сопровождении хора мальчиков, приглашенного из хорового училища Москвы.
В 1992 году знаменитая вокалистка заняла пост главы Фонда, занимающегося развитием Большого театра. Через три года артистка объявила, что покидает сцену и ушла очень скромно, даже не устроив помпезного прощального концерта. За день до ухода она спела в последний раз, партию в «Иоланте» Петра Чайковского, а на утро вернулась в театр в статусе педагога. Здесь же четыре года руководила труппой.
Первым официальным супругом именитой вокалистки стал Владимир Ефремов, в свое время занимавший пост министра культуры в Украинской Социалистической Республике. Этот брак нельзя было назвать безоблачным, так как завистники постоянно уверяли, что своей славой в стране и за границей, девушка обязана исключительно благодаря супругу. В 1962 году в семье родилась их дочь, которую назвали Екатериной. Ребенок только обострил конфликтные ситуации в личной жизни и в скором времени супруги объявили, что расстаются.
Во второй раз Руденко вышла замуж за музыкального исполнителя и композитора из Азербайджана Полада Бюль-бюль Оглы. Этот певец в Советском Союзе был просто невероятно популярен, а пластинки с его композициями продавались миллионными тиражами. Влюбленные впервые встретились в Москве, на одном из мероприятий высшего света. Молодой человек буквально с первого взгляда влюбился в будущую супругу. При этом парня не смутил тот факт, что избранница старше его на целых двенадцать лет, так как, по его мнению, женщина с темно-карими глазами выглядела шикарно.
По восточному щедрый мужчина оказывал Руденко знаки внимания и добился того, что Бэла согласилась стать его супругой. В 1975 году у пары родился сын, получивший восточной имя – Теймур Полад. Отец в ребенке просто не чаял души. Пылкая страсть восточного мужчины со временем улеглась и их взаимные чувства постепенно охладели. В скором времени, и этот брак пришел к логическому завершению. Хотя в те времена пресса и поклонники артистов много говорили, что брак развалился из-за многочисленных интрижек в жизни азербайджанца.
Теймур Поланд взял от родителей лучшее – их талант. Во взрослой жизни мужчина вел собственный бизнес и работал концертмейстером группы фаготов в симфоническом оркестре носящего имя Петра Чайковского.
Известная во всем мире оперная вокалистка Бэла Андреевна Руденко скоропостижно умерла 13 октября 2021 года. На тот момент ей уже было восемьдесят восемь лет. В официальных источниках причиной смерти указана продолжительная болезнь артистки.
Комментарии
Сергей
Извините, но первого супруга Бэлы звали Владимир Ефременко, а не Ефремов... Кроме того, когда когда Руденко пришла в Киевскую оперу, Мирошниченко там никак не блистала, она пришла в театр на год позже.
Очень нравится!!!