Борис Яковлевич Эйфман – стал известен в советское и российское время, как хореограф, балетмейстер и художественный руководитель в театре балета его имени. Народный артист России, офицер французского ордена литературы и искусства.
Ставший знаменитым в советское время народный артист Борис Эйфман является многогранной личностью. Постановщик неоднократно представлял как академические, так и классические спектакли, а также создавал в балетном искусстве новаторские номера. Некоторые исследователи его творчества называют мужчину основателем современного балета в России. На сегодняшний день творчество мастера все также удивляет и восхищает зрителей.
Борис Яковлевич родился 22 июля 1946 года на территории Алтайского края, в поселке под названием Рубцовск. Именно сюда в период Великой Отечественной войны переехал отец будущего артиста, которого звали Янкель Эйфман. Мужчина, будучи талантливым и профессиональным инженером был одним из тех, кто принимал участие в создании завода, на котором впоследствии выпускали двигатели для танков. Знания Клары Курис, которая позже стала мамой Бориса, также пригодились в этом поселке. Женщина по своему образованию врач. У Бориса есть брат, которого зовут Леонид и который спустя много лет переехал в Калифорнию.
Когда Боре только исполнилось пять лет, семья переехала в Бессарабию, а если быть точнее то в город Кишинев, столицу Молдовы. Именно в этом городе мальчик пошел в общеобразовательную школу, а много позже стал работать. В то время как старшие классы он оканчивал, обучаясь на вечернем отделении. В подростковом возрасте, Борис стал интересоваться хореографическим искусством, что в будущем предупредило всю его жизнь. Борис стал учеником в балетной студии, которая функционировала при Дворце пионеров. Учебным классом на тот момент руководил Рашель Бромберг, известный в стране педагог.
После окончания школы молодой человек поступил на факультете хореографии, который был организован при музыкальном училище в Кишеневе. В семнадцать лет Эйфман стал преподавателем в детской студии. Проработав в Молдове несколько лет, мужчина переехал в Ленинград, где подал документы в Государственную консерваторию носящую имя Н. А. Римского-Корсакова. Этот город Борис Эйфман впоследствии называл своей родиной.
В 1972 году Борис Яковлевич стал дипломированным специалистом. Следует отметить, что уже за два года до этого события, артист на сцене Театра балета и оперы в Ленинграде поставил свои первые профессиональные постановки. В то время зрители увидели классические пьесы «Гаянэ», «Жизнь навстречу», «Блестящий дивертисмент».
После того, как консерватория была окончена, хореограф поступил на место постановщика в Государственный академический театр оперы и балета в Ленинграде, носящем имя С. М. Кирова. Именно на этой сцене впервые был поставлен балет известный как «Русская симфония». Одновременно молодой человек стал преподавать в Академии русского балета и имени А. Я. Вагановой.
Борис Яковлевич стал известен во всей стране после того, как поставил на сцене один из самых сложных спектаклей на музыку композитора Игоря Стравинского под названием «Жар-птица». Эйфман достаточно успешно реализовал эту задумку, после чего отправился на гастроли с балетом по всему Советскому Союзу, а также в другие страны. Для японской публики спектакль стал настоящей неожиданностью.
Исследователи биографии балетмейстера уверяют, что мужчина никогда бы не стал культовой личностью, если бы в своем творчестве ограничивался только стандартным классическим подходом. В душе Борис всегда был новатором. Ему нравилось создавать фильмы-балеты, повторяя опыт фильмов-спектаклей. В то же время одним из главных достижений балетмейстера стало открытие театра «Новый балет», которое состоялось в 1997 году.
Стоит отметить, что для Советского Союза подобный проект стал уникальным явлением, учитывая тот факт, что хореограф не ограничивал себя только академическими постановками и элементами классики. Получив возможность на собственной сцене ставить все, что ему нравится, Эйфман стал экспериментировать в творчестве. К примеру, именно Борис был тем, кто показал театральным зрителям «беспуантовый балет», детские постановки, которые сопровождались современной музыкой, а также танцевальные рок-спектакли. В девяностых годах театр под руководством Бориса Эйфмана был переименован в «Санкт-Петербургский государственный академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана».
2005 год ознаменовался появлением в репертуаре театра пьесы под названием «Анна Каренина». В основе известный одноименный роман, созданный Львом Толстым. Музыкальное оформление для него Борис Яковлевич взял из музыки, написанной Петром Ильичом Чайковским. Все второстепенные сюжеты хореографом были убраны, в то время как главные герои получили больше времени для развития. Внимание хореографа сосредоточено на взаимоотношениях внутри любовного треугольника Анна-Каренин-Вронский. По задумке режиссера, именно страсть главных героев и стала камнем преткновения, из которого родилась драма.
Спустя четыре года на этой же сцене был показан «Евгений Онегин». Сюжет вновь имел отсылку к литературе. Роман в хореографической версии, созданной по концепции Бориса Яковлевича, соединил настоящее и прошлое. Известные персонажи книги перевоплотились в персон знаковых для современности. Музыка, созданная Чайковским органично вписалась в концепцию, наравне с рок-композициями, созданными Александром Ситковецким.
В 2011 году впервые на сцене показали спектакль под названием «Роден, ее вечный идол». Этот пластический проект был создан в честь памяти скульптора из Франции Огюста Родена, а также его возлюбленной Камилы Клодель. Благодаря постановке хореограф передал трагическую любовь между ученицей и автором «Поцелуя», а также смог затронуть основы его творчества и вдохновения которые, как правило, владеют душами великих творцов.
В 2011 году начался один из важнейших этапов в биографии Эйфмана. Именно тогда руководство Санкт-Петербурга заявило о своем намерении построить Академию танца Эйфмана. К слову, инициатором этого проекта стал сам хореограф. Уже спустя два года Академия принимала в своих стенах первых учеников. В 2019 году недалеко от нее был открыт детский театр танца, что стало уникальной сценой в городе, на которой проводились конкурсы, фестивали и спектакли. 2015 год ознаменовался открытием у Академии официального сайта, на котором была размещена информация о репертуаре труппы, а также новости и фотографии, касающиеся работы театра.
В 2019 году зрители увидели постановку «Эффект Пигмалиона», автором которой стал Борис Яковлевич. Эта пьеса стала частью репертуара Большого Театра. В основе постановки произведение созданное Бернардом Шоу, который хотел рассказать о перерождении. Балетмейстер представил собственную интерпретацию данной истории, рассказав о том, что профессор лингвистики неожиданно для окружающих стал преподавателем бальных танцев, в то время как главная героиня перевоплотилась в его ученицу.
Из своей личной жизни известный хореограф Борис Эйфман никогда не делал секрета. В молодые годы журналисты постоянно рассказывали о романтических увлечениях артиста. Среди его возлюбленных были достаточно известные женщины. Ничего удивительно в данном факте нет, так как на протяжении долгих лет Эйфман оставался холостяком. При этом мужчина всегда обладал привлекательной и импозантной внешностью, и был успешен в своей профессии. Если вспомнить о самом известном романе, то здесь стоит упомянуть Анастасию Вертинскую, красавицу-актрису.
Несмотря на увлечение, Борис Яковлевич вступил в официальные отношения гораздо позже и совершенно с другой женщиной. Место его супруги заняла Валентина Морозова, весьма известная балерина. Влюбленные на протяжении нескольких лет работали вместе. На сегодняшний день Валентина Николаевна помогает супругу в его работе, но не как балерина, а уже как опытный педагог по хореографии. Валентина и Борис встретились в зрелом возрасте, а потому стали родителями только в 1995 году. Пара воспитывает наследника, которого зовут Александр.
В 2021 году известный российский хореограф также продолжает творческую деятельность. Весной театр Эйфмана представил спектакль под названием «Страсти по Мольеру, или маска Дон Жуана». Проекта в карьере балетмейстера стал вторым, где он обратился к творчеству известного драматурга. Прежде в 2001 году была представлена постановка, известная как «Дон Жуан и Мольер». Жанна Батиста Поклена артист неоднократно называл художником, который близок ему по духу.
Однажды хореограф решился приоткрыть завесу закулисья театра, продемонстрировав с помощью языка танца душевные терзания творческого человека, в муках которого рождаются великие постановки. Используя световые партитуры и декорации, мастер создал контраст между обманчивым миром сцены и театральной повседневностью.
После того, как были отменены коронавирусные ограничения, труппа театра Эйфмана отправилась на гастроли. Прежде всего, артисты побывали в Новосибирске, где показали две постановки. «По ту сторону греха», в основе которого произведение Федора Достоевского «Братья Карамазовы», а также на сцене была показана «Анна Каренина». Главная роль отдана прима-балерине Марии Абашовой. В первом постановке девушка перевоплотилась в Грушеньку, а во второй в Каренину.
Летом того же года на сцене Александровского театра был организован гала-концерт, который посвящен 75-летию мастера. Здесь многие увидели отрывки из самых ярких постановок, созданных Борисом Яковлевичем. Кроме того, зрители познакомились с эпизодом из нового проекта «Чайка. Балетная история». Этот проект совершенно в новом формате, так как ее видит балетмейстер.