Чингиз Айтматов – киргизский прозаик, дипломат. Настоящая слава пришла к нему после выхода повести «Джамиля», признанной самым проникновенным произведением советской литературы.
Мировая слава пришла к Чингизу Айтматову еще при жизни. Он считал своим родным языком киргизский и русский, но читать его произведения могли жители многих стран, потому что они были переведены почти на сто пятьдесят языков. Он создавал свои книги в стиле магического соцреализма, от них веяло любовью к человеку и братьям нашим меньшим, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Выдающиеся заслуги Айтматова в области литературы были достойно оценены мировым сообществом, он награжден многочисленными престижными премиями. Его даже выдвигали на звание Нобелевского лауреата, но получить это высокое звание он не успел.
Родился Чингиз Айтматов 12 декабря 1928 года в глухой киргизской деревне Шекер, расположенной в Кара-Бууринском районе. Его родители были ярыми приверженцами коммунизма. Отец – Торекул Айтматов, член КПСС, влиятельный политик, мама – Нагима Айтматова (Абдувалиева), военный политработник и общественный деятель. Вскоре после рождения сына они переехали в город, отец получил новую должность и стал стремительно подниматься по карьерной лестнице.
В 1933-м его назначили вторым секретарем в Киргизский областной комитет ВКП(б). Спустя два года он поступает на учебу в Институт Красной профессуры в столице СССР, семью тоже забирает с собой. За эти годы в семье родилось еще несколько малышей – сын Ильгиз, дочка Роза и двойняшки Люция и Рева(мальчик вскоре умер). В 1937-м Торекул почувствовал, что тучи над ним сгущаются, и отправил жену с детьми обратно в Шекер.
Его опасения были не напрасными – осенью того же, 1937-го, его арестовали. Мужчине инкриминировали антисоветскую националистическую деятельность, этапом отправили его в столицу Киргизии – Фрунзе. Следствие длилось чуть больше года, и закончилось расстрелом 5 ноября 1938 года. Супругу «врага народа» ограничили во всех правах, но на детях это не сказалось. Им всем удалось окончить вузы, и каждый из них оставил свой след в истории.
В годы Великой Отечественной войны все взрослое мужское население аула было мобилизовано. Чингиз в свои 14 лет оказался самым грамотным и поэтому именно его избрали секретарем аульного совета. После победы парень окончил сельскую восьмилетку, стал студентом Джамбульского зоотехникума. Он получил красный диплом и в 1948-м продолжил обучение в Киргизском сельскохозяйственном институте.
В семье Айтматовых всегда говорили на двух языках, поэтому Чингиз отлично знал не только родной киргизский, но и русский. Свое первое художественное произведение – рассказ «Газетчик Дзюйдо» он написал на русском, и опубликовал в газете «Комсомолец Киргизии» 6 апреля 1952 года. Это было началом его творческой биографии. В 1953-м Айтматов получил диплом вуза, устроился на работу в должности старшего зоотехника в Киргизский НИИ. Параллельно с этим он продолжает писать на двух языках, отправляя свои тексты в местные издания.
В 1956-м Айтматов решил продолжить обучение, но на этот раз по писательскому профилю. Он едет в Москву и становится слушателем Высших литературных курсов. Одновременно с этим он много плодотворно пишет. Летом 1957-го в журнале «Ала-Тоо» вышла его первая повесть, получившая название «Лицом к лицу». Вслед за этим увидела свет знаменитая «Джамиля», которая прославила его на весь мир. Примечательно, что в самом начале ее выпустили на французском языке.
В 1958 году Чингизу вручили диплом об окончании литературных курсов. К этому моменту он уже успел опубликовать две повести и несколько рассказов на русском языке. Свой первый роман писатель выпустит только в 1980-м, и назовет его «И дольше века длится день». Это произведение – переплетение реалистичных событий и фантастики, автор описывает контакт человека с внеземным разумом. После его прочтения кажется, что человеку проще понять менталитет инопланетянина, чем такого же землянина.
Повторный возврат к научной фантастике состоялся в 90-е годы, когда Айтматов написал повесть под названием «Тавро Кассандры», в которой идет речь о создании искусственного интеллекта. В своих последующих произведениях автор использует жанр реализма. Писатели тех лет придерживались социалистического реализма, но Айтматов не вписывался в их ряды, слишком пессимистичными были его герои, которые подвержены настоящим страданиям, и абсолютно не походили на строителей коммунистического будущего.
В его произведениях зачастую использовались сюжеты народных сказок и легенд, мифологические герои превосходили по насыщенности главных героев повествования. Так в «Белом пароходе» описан мальчик, который умер оттого, что убили его Олениху. Благодаря легенде о захватчиках, которые пленников обращали в рабство, стирали им память и лишали самостоятельности, в русском языке появилось слово «манкурт» — человек, оторвавшийся от своих корней.
В 1986-м Айтматов написал свой второй роман, получивший название «Плаха». Тогда в Советском Союзе Михаил Горбачев объявил эпоху Перестройки, и появилась возможность открыто поднимать актуальные проблемы страны. Однако на фоне всех остальных произведений того времени, роман выглядел очень остро и смело, в нем шла речь о таких вещах, которые ранее находились в разряде табу – наркомания, коррупция, вера.
В произведения Айтматова красной нитью проходит восхищение женщиной – ее красотой, силой воли, женским характером. Образы женщин всегда яркие и запоминающиеся – сильная духом Джамиля из «Джамили», молоденькая Ассель из «Тополек мой в красной косынке», обладающая жизненной мудростью Толгонай из «Материнского поля». Ее сыновья погибли на войне, но это не сломило ее.
Практически во всех произведениях писателя есть женщина, присутствие которой благосклонно сказывалось на развитии сюжета, чувствах главного героя. В жизни самого Айтматова женщины тоже играли немаловажную роль. Свою первую жену Керез Шамшибаеву встретил, когда был студентом сельскохозяйственного института. Она училась в медицинском вузе и была ярой поклонницей литературы.
Девушка могла учиться в Московском литературном институте, ей давали туда направление, но из-за финансовых трудностей семьи не могла себе этого позволить. Из нее получился отличный врач, потом руководитель, местом ее работы было Министерство здравоохранения Киргизии. В 1954 году у них родился сын Санджар, который впоследствии стал журналистом, литератором, а потом имел свой бизнес. В 1959-м родился еще один сын – Аскар, который выучился на историка-востоковеда.
Отношения с женой были ровными, а в душе писателя бушевали страсти, требующие выхода. И он нашелся в пятидесятые годы, когда в личной жизни писателя появилась Бюбюсара Бейшеналиева, его главная любовь. Они познакомились в Ленинграде, роман закрутился сразу и длился на протяжении четырнадцати лет. Связать себя узами брака они не могли – они оба занимали высокое положение в обществе, поэтому пришлось соблюдать правила приличия. Чингиз был коммунистом, разводы тогда не приветствовались. А его возлюбленная имела звание Народной артистки СССР, и среди ее поклонников были высокопоставленные государственные мужи.
Айтматов страдал, и эти муки воплощались в его творчестве. Практически в каждом произведении встречался герой, который страдает в любовном треугольнике.
К примеру, повесть «Прощай, Гульсары», где персонаж по имени Танабай никак не может определиться с выбором – жена или любовница. Любовь Буранного Едигея к вдове друга описана в романе «И дольше века длится день». Женщины из этих произведений обладают более стойкими моральными принципами, чем герои-мужчины, готовые ломать всю свою жизнь ради новой любви.
Отношения с Бюбюсарой длились 14 лет, они были окутаны тайной, но все равно стали достоянием общественности. В те времена о них ходило множество слухов и сплетен, а правда раскрылась только спустя 20 лет, когда вышла книга Айтматова «Исповедь на исходе века», которую он написал вместе с Мухтаром Шахановым, и правдиво рассказал о своей большой любви. Его любимая полтора года боролась с онкологией (рак груди), и умерла 10 мая 1973 года.
Второй раз Айтматов женился на Марии Урматовне. Она училась во ВГИКе на сценарном факультете, на тот момент уже развелась с мужем, имела дочь Чолпон. Мария родила писателю сына Эльдара и дочку Ширин. Сын учился в академии изящных искусств в Бельгии, стал известным художником и дизайнером, в настоящее время он руководитель дома-музея своего отца в Бишкеке. Дочь окончила магистратуру в Америке, знает русский, английский, французский и японский языки. С 1987-го по 2007-й жила в Штатах, потом была депутатом Кыргызстанского парламента. Оставила политику, владеет небольшим бизнесом.
Последние несколько лет перед смертью у Айтматова обнаружили сахарный диабет, но он продолжал активно жить и работать. В 2008-м, в канун своего 80-летия, он поехал в Казань, где снимался документальный проект «И дольше века длится день». На съемках он простыл, потом у него началась острая пневмония, которая отразилась на работе почек.
16 мая 2008-го писателя на самолете доставили в клинику города Нюрнберга (Германия), однако врачам не удалось его спасти. Он скончался 10 июня того же года, а спустя четыре дня состоялась церемония прощания. Провести писателя в последний путь собралась масса народа, пришлось задействовать полицию и медиков, во избежание несчастных случаев.
Местом упокоения писателя стало кладбище Ата-Бейит, что в переводе означает Упокой отцов. Оно располагалось рядом с Бишкеком, его выбрал сам Чингиз еще в 90-е. Он долго искал место, где покоится его расстрелянный отец, и когда нашел его в общей могиле, то перезахоронил в 1991-м на Ата-Бейит. Писатель завещал похоронить его рядом с отцом, и воля покойного была исполнена.
Комментарии
Считаю Айтматова выдающимся писателем своего времени.Светлая и долгая память ему ...
иди нахуй
Написал ДУРАК !!!!
написала шалава
Раньше Айтматова в школе изучали много. Сейчас при общественных обсуждениях редко звучит его фамилия, а больше всякие Прилепины и Быковы. Улицкая и Донцовым. Наверное, Айтматов сложные вещи писал, а нынешним это читать утомительно...
Чингиз Айтматов это любимый писатель многих народностей Великой советской империи. Читать его произведения было истинным удовольствием
Да, очень. Особенно "Тополёк мой в красной косынке". А писатель мне представляется очень умным и очень порядочным человеком. Он как-то сказал, что киргизы должны быть благодарны России за то, что она в ХХ веке подняла их из невежества.
Дергаусова