Кристиан Диор — биография
Кристиан Диор – знаменитый французский кутюрье, создатель собственного бренда и законодатель мировой моды. Одежду мастера мечтали заполучить известнейшие красавицы кинематографа и шоу-бизнеса.
Кристиан Диор – одна из величайших персон мира высокой моды. После второй мировой войны он вернул прекрасному полу утраченную женственность, а мужчинам – возможность ею наслаждаться.
Наследие гениального кутюрье до сих пор оказывает огромное влияние на индустрию моды. Придуманные им барный жакет, юбка-карандаш и пышная юбка на тонкой талии с годами лишь подвергаются трансформациям, но продолжают оставаться в мировых топах. Одежда, выпущенная его именным модным Домом, по праву считается эталоном изысканного вкуса.
Детство и юность
Великий модельер родился 21 января 1905 года во французском городе Гранвиль, что на севере Нормандии. В довольно обеспеченной семье кроме Кристиана воспитывалось еще две дочери и сын, совершенно непохожие по характеру на будущего кутюрье.
Вскоре после рождения детей семейство переехало поближе к морю, на собственную виллу. Отец мальчика на тот момент сколотил состояние на химических удобрениях, мать же занималась превращением этих денег в удовольствия. На территории особняка женщина организовала великолепный зимний сад, растения для которого заказывала в известнейших мировых каталогах. Пока братья и сестры Кристиана весело резвились на берегу моря, сам он внимательно наблюдал за увлеченной садоводством матерью.
В 1911 году семья вновь переехала, на этот раз в самое сердце Франции – Париж. Маленький Диор долго скучал по своему тихому зеленому миру, но со временем смирился со столичной жизнью. Через год после переезда отец совместно со своим братом основал собственный бренд «Диор сыновья & Ко», изначально с четырехмиллионным оборотом. Через несколько лет прибыльность компании возросла в несколько раз, и Диоры стали одними из богатейших людей французской столицы. Ранняя биография Кристиана была связана с самыми успешными годами семьи.
Однако бизнес родителя любителя цветов интересовал мало, а дурно пахнущие цеха и вовсе вызывали приступы тошноты. Связывать себя с промышленностью юноша не собирался: его эталоном была утонченная, спокойная, знающая толк в эстетике мать.
Начало творческого пути
На формирование личности Диора большое влияние оказала еще одна женщина – бабушка Жюльетта Мартен. Именно она разглядела в нем то, чего не было в остальных внуках: тягу к искусству и понимание прекрасного. Кристиан с детства обожал карнавалы: его приводили в восторг красочные наряды участников, звуки оркестра и великолепные цветочные композиции. Со временем юноша и сам стал изготавливать костюмы, предварительно создавая эскизы на бумаге. Для братьев и сестер юный художник был непререкаемым авторитетом во всем, что касалось моды. Перед каждым мероприятием они советовались с ним по поводу нарядов, полностью полагаясь на его безупречный вкус.
Создание костюмов стало смыслом жизнь молодого модельера. Первые модели он изготовил с помощью бабушки, которая поддерживала все его творческие начинания. Вскоре в доме Диоров открылось ателье, где под чутким контролем мадам Жюльетты начинающий мастер создавал свои первые шедевры. Родители были не против увлечения сына, но все же считали, что Кристиану необходимо получить «полезную» специальность. Некоторое время юноша проучился в Свободной школе политических наук, но дипломатом так и не стал. Талантливого художника интересовало совершенно другое.
В мире высокой моды
В конце 1920-х Диор на пару с приятелем Жаном Бенжаком открыл художественный центр, в галереях которого выставлялись полотна Пикассо, Матисса и Дерена. Успешным это предприятие не стало. Вскоре из-за онкологии скончалась мать модельера, а дело отца прогорело. Содержание галереи стало неподъемной для совладельцев задачей.
В конце концов на рынке ценных бумаг случился обвал, и художественная галерея разорилась окончательно. Сидеть сложа руки Диор не собирался, и уже в 1929 году придумал выход из сложившейся ситуации: он начал делать иллюстрации для издания «Le Figaro» и продавал зарисовки в модные дома Парижа. Талантливые работы Кристиана попали в руки текстильного магната Марселя Буссака, который решил профинансировать собственный модный Дом молодого кутюрье. Для этой цели в 1946-м был приобретен особняк на улице Монтень, откуда и началась история величайшего бренда.
Уже через год после открытия модельер представил свою первую коллекцию. В ней не было ничего общего с послевоенной модой: никакой экономии тканей и напоминания о тяготах недавнего прошлого. Модели Диора были воплощением женственности, загадочности и элегантности – всего того, что было утрачено в годы войны. Создатель вернул прекрасному полу желание кокетничать и привлекать к себе взгляды мужчин. Показ вызвал настоящий фурор – в те дни пресса только и писала об этом. Однако были у Кристиана и критики, считавшие его расточительство неуместным в столь непростое время.
Кристиан Диор уверенно шел вперед, не обращая внимания на скептические отзывы. Через год состоялось открытие нью-йоркского филиала Дома, а еще чуть позже кутюрье наладил выпуск аксессуаров, сумок и меховых изделий под собственным брендом.
Интересно, что в собственном Доме моды Диор никогда не был владельцем. Юридически марка принадлежала бизнесмену Марселю Буссаку, Кристиан же был лишь работал по найму.
Детище Кристиана после его ухода
Следующие десять лет маэстро оставался флагманом в мире высокой моды, назначающим новые тенденции. Но в 1957 году случилось то, чего никак не ожидал никто: великий мастер скоропостижно скончался. Продолжить дело учителя пришлось его двадцатилетнему помощнику Ив Сен-Лорану, о котором поначалу выходили язвительные заметки в прессе.
В мастерскую Диора молодой модельер попал по протекции Мишеля де Брюноффа, главного редактора журнала «Vogue». Поначалу Ив выполнял мелкие поручения, например, оформлял витрины. Со временем ему стали поручать более ответственные задачи.
Первый показ Christian Dior без самого Кристиана Ив Сен-Лоран готовил два месяца. По свидетельствам окружения, начинающий кутюрье создал более шестисот эскизов за каких-то пару недель. К 30 января 1958 года все было готово. Шоу прошло под нескончаемые аплодисменты, а сам Ив получил массу положительных рецензий от модных критиков.
В 1960-м Ив Сен-Лоран ушел служить в армию, и у Дома появился новый руководитель – Марк Боан. За тридцать лет на этом почетном посту последователь Диора внедрил новое направление — Slim Look, ставшее более мягкой адаптацией классического образа Christian Dior. Эти преобразования привлекли новых знаменитых клиенток: монакскую принцессу Грейс Келли, актрис Марлен Дитрих и Софи Лорен.
В 1970-м Боан стал выпускать мужскую одежду под маркой Dior Monsieur. Постепенно публика стала терять интерес к творчеству Марка, и тогдашний владелец Дома Бернар Арно решил привлечь к работе другого директора.
Поиски нового креативного руководителя продолжались довольно долго. Наконец, было принято решение пригласить итальянца Джанфранко Ферре – первого иностранного кутюрье за всю историю бренда. Джанфранко вернул модный Дом к истокам, заложенным еще его основателем. Коллекции вновь заиграли истинно французским шиком, утонченным декором и приталенными силуэтами. Первый же показ под руководством нового дизайнера вызвал небывалый восторг публики. У руля бренда Ферре находился до 1996 года.
Далее знаменитую мастерскую возглавил харизматичный Джон Гальяно. Он привнес в канонические образы Christian Dior свежее веяние, выразившееся в авангардизме, замысловатом декоре и подчеркнутой театральности. Править империей Гальяно довелось всего пять лет, после он был отстранен из-за антисемитских высказываний.
На смену Джону пришел очередной креативный директор – бельгийский дизайнер Раф Симонс. Он отличился уникальным прочтением архивов Christian Dior: являясь минималистом, Симонс сделал акцент на женственной геометрии, а все остальное просто отсёк. Модельеру принадлежит идея переосмысления легендарного жакета «Бар», превратившегося с его легкой руки в смокинг и даже платье. Помимо этого, Раф изобрел фирменные латексные ботфорты и придумал уникальное сочетание классических узоров Диора с футуристическими принтами.
У Симонса была масса поклонников, равная по количеству армии критиков. Несомненно одно – этот руководитель стал одним из самых ярких и неординарных кутюрье, когда-либо работавших в рамках знаменитого бренда. Последний показ Джон провел в 2016 году под сводами Лувра.
Далее на место директора пригласили итальянку Марию Грацию Кьюри, ставшую первой женщиной на этом посту. В истории Christian Dior с ее приходом началась новая эра. С первых же коллекций Мария начала затрагивать остросоциальные темы, волнующие всю мировую общественность. Так, на показе весна-лето 2017 были представлены майки с броскими надписями вроде «Женщина Диор может быть сильной, не теряя женственности». Дизайнеру удалось создать новую героиню своего времени – смелую. Независимую, но одновременно нежную. Она выходит на подиум в канонических пышных юбках, но уже из прозрачной органзы, носит просвечивающие бюстье и кожаные корсеты поверх майки. При создании коллекции 2019 года Мария вдохновилась образом свободолюбивой танцовщицы Айседоры Дункан. Тема феминизма для итальянского модельера по-прежнему актуальна.
Косметика и парфюмерия
«Miss Dior» – легендарный аромат, с которого началась история косметической линии бренда. Он увидел свет в 1947 году, как раз тогда, когда демонстрировалась одна из первых коллекций одежды. Это была довольно дорогая марка парфюма, и позволить ее себе могла далеко не каждая женщина. Однако через двадцать лет создатели выпустили более доступную линию, рассчитанную на юных модниц.
В 1953 бренд презентовал свою первую губную помаду – «Rouge Dior». В середине 60-х косметическая лаборатория выпустила дебютный мужской аромат «Savage», производимый и в наши дни. Еще одна популярная до сих пор композиция «J’adore» была представлена в самом конце 20 века.
Личная жизнь
Вернемся же к основателю бренда – гениальному Кристиану Диору. О личной жизни кутюрье известно немного, но фактом остается то, что он никогда не был женат и не имел детей. Причиной тому стала нетрадиционная сексуальная ориентация модельера.
В те годы в Европе ни о каком движении ЛГБТ и речи не шло, а свою принадлежность к сексуальным меньшинствам было принято скрывать. Поэтому с точностью сказать, кто был партнером Диора невозможно. К его любовникам приписывают модельера Пьера Кардена и певца Жака Бенита, однако стопроцентных доказательств существования этих романов нет.
Смерть
По одной из версий, в конце жизни Кристиан принялся худеть, чтобы соответствовать образу своего любовника Жака Бенита. С этой целью он отправился в курортный городок Монтекатини, где находятся знаменитые чудодейственные термы.
На десятый день лечения с кутюрье внезапно случился сердечный приступ, от которого он не смог оправиться. Всемирно известному художнику было чуть более 50 лет. В фамильном особняке дизайнера сейчас работает музей, посвященный его творчеству.