Дэвид Гилмор — британский композитор, гитарист и вокалист, один из ведущих музыкантов в истории группы Pink Floyd. Помимо совместной работы, он проявил себя как успешный сольный исполнитель и продюсер, участвуя в создании музыки для множества артистов. Не ограничиваясь только творчеством, Гилмор активно вовлечен в благотворительную деятельность, за что в 2003 году был удостоен звания Командора ордена Британской империи. Его вклад в музыку и филантропию также был отмечен на мероприятиях, таких как церемония Q Awards 2008, где он был признан за выдающийся вклад. В признании его мастерства и влияния на мировую музыкальную сцену особо выразился журнал Classic Rock, включив Гилмора в список величайших гитаристов мира. Его талант и значимость в истории рока также подтверждаются тем, что он занял 82-е место в рейтинге журнала Rolling Stone «100 величайших гитаристов всех времён».
Дэвид Гилмор родился в английском городе Кембридж. Его отец, Дуглас Гилмор, был старшим преподавателем зоологии в Кембриджском университете, а мать, Сильвия, трудилась в качестве учительницы и монтажёра. В документальном фильме-концерте «Live at Pompeii», Гилмор с юмором описал свою семью как «нуворишей». Он отметил, что его родители были преданными читателями газеты «Manchester Guardian», придерживались социалистических взглядов и поддерживали Лейбористскую партию, к чему в конечном итоге присоединился и сам Дэвид.
В Кембридже Гилмор учился в Перс-скул на Хиллз Роуд, где познакомился с будущим гитаристом и вокалистом группы «Pink Floyd» Сидом Барреттом, а также с Роджером Уотерсом, который также в дальнейшем стал бас-гитаристом и вокалистом этого коллектива. Уотерс учился в Высшей школе для мальчиков Кембриджшира, также находящейся на Хиллз Роуд. Гилмор готовился к экзамену A-level, который предоставляет возможность поступления в университет. Вместе с Барреттом он проводил обеденные часы, обучаясь игре на гитаре. Однако в тот период они не играли вместе в одной группе.
В 1964 году Гилмор выступал в составе группы «The Jokers Wild», но в 1966 году решил покинуть её и отправился с друзьями в музыкальное странствие по Испании и Франции, устраивая уличные выступления. Эти импровизированные концерты не принесли музыкантам большого успеха, и они с трудом сводили концы с концами. В интервью, данном в июле 1992 года Нику Хорну на радио BBC, Гилмор поделился, что странствия завершились для него госпитализацией из-за истощения. В 1967 году компания друзей вернулась в Англию на грузовике для перевозки топлива, который они украли со стройплощадки во Франции.
В декабре 1967 года Дэвид Гилмор получил предложение от ударника Ника Мейсона присоединиться к «Pink Floyd». Гилмор согласился, тем самым расширив группу до пяти человек. Первоначально он играл гитарные партии Сида Барретта, лидера коллектива, когда тот не мог участвовать в концертах. После того как Барретт покинул группу (однажды группа просто не забрала его на очередное выступление), Гилмор автоматически занял место основного гитариста и начал делить вокальные партии с Роджером Уотерсом и Ричардом Райтом.
Однако после успеха альбомов «The Dark Side of the Moon» и «Wish You Were Here», Уотерс усилил своё влияние в группе, взяв на себя написание большинства песен для альбомов «Animals» и «The Wall». В это время Райт был уволен, а отношения между Гилмором и Уотерсом ухудшились при создании фильма «The Wall» и записи альбома «The Final Cut» в 1983 году.
После выпуска «Animals» Гилмор ощутил, что его музыкальный потенциал не используется полностью, и направил свои идеи на создание сольного альбома «David Gilmour» (1978). Этот альбом продемонстрировал его уникальный гитарный стиль и подтвердил его талант как автора песен и текстов. Некоторые музыкальные наброски, не вошедшие в этот альбом, позже стали известными композициями «Pink Floyd» — «Comfortably Numb», «Run Like Hell» и «Signs of Life».
Негативная атмосфера во время создания «The Wall» усугубилась тем, что «The Final Cut» по сути стал сольным проектом Уотерса. Это подтолкнуло Гилмора к выпуску второго сольного альбома «About Face» (1984). Однако тур в поддержку этого альбома оказался неудачным в плане продаж билетов, и Уотерс столкнулся с подобными трудностями на своём туре «The Pros and Cons of Hitch Hiking».
В 1985 году Уотерс объявил, что группа «Pink Floyd» исчерпала творческий потенциал. Тем не менее в 1986 году Гилмор и Мейсон сделали заявление о том, что Уотерс покидает группу, а они планируют продолжить работу. В 1987 году Гилмор взял на себя руководство группой и выпустил альбом «A Momentary Lapse of Reason» при содействии Мейсона и Райта. Райт затем официально вернулся в состав группы, и вместе они отправились в мировой тур. Позже Райт также принял участие в создании альбома «The Division Bell» (1994).
В 1986 году Гилмор приобрел лодку «Астория», пришвартованную на Темзе, и оборудовал её как студию звукозаписи. Здесь записывались не только последние альбомы «Pink Floyd», но и его сольная пластинка «On an Island» (2006).
В декабре 1999 года Гилмор присоединился к Полу Маккартни, Иэну Пейсу и Мику Грину для концерта в «Cavern Club», исполнив ряд хитов прошлых лет.
На концерте «Live 8» 2 июля 2005 года Гилмор снова выступил с «Pink Floyd», включая Роджера Уотерса. Это выступление увеличило продажи сборника «Echoes: The Best of Pink Floyd» на 1343%. Гилмор призвал музыкантов, чьи продажи увеличились благодаря концерту, пожертвовать выручку в фонд «Live 8». «Pink Floyd» отклонили предложение в 150 миллионов фунтов стерлингов за турне по США.
20 февраля 2006 года в интервью для «Billboard.com» Гилмор прокомментировал будущее группы: «Кто знает? У меня нет этого в планах. Мои планы — давать собственные концерты и выпустить сольный альбом».
В декабре того же года он посвятил память Сиду Барретту, скончавшемуся в июле, выпустив свою версию первого сингла «Pink Floyd» «Arnold Layne». Этот сингл, записанный в Альберт-холле, включал версии, исполненные Ричардом Райтом и приглашённым музыкантом Дэвидом Боуи. Сингл занял 19-е место в чарте Великобритании.
После выступления на «Live 8» Гилмор неоднократно заявлял, что воссоединения «Pink Floyd» больше не будет. С кончиной клавишника группы Ричарда Райта в сентябре 2008 года это стало невозможным.
Альбом *Animals* показал потенциал Дэвида Гилмора в составе *Pink Floyd*, что подтолкнуло его к созданию первого сольного альбома, который был выпущен в 1978 году и назван в его честь. Этот альбом раскрыл характерный гитарный стиль Гилмора, подтверждая его природный музыкальный талант.
Гилмор решил выпустить второй сольный альбом под названием *About Face*. Несмотря на ожидания, продажи не оправдали надежд и не подтвердили его популярность как сольного исполнителя. Позже Гилмор осознал, что причиной неудачи двух его ранних альбомов стал дисбаланс между музыкой и текстами песен.
Решив улучшить условия для творчества, он создал собственную студию звукозаписи на борту лодки «Астория», пришвартованной возле Хэмптон-Корта. Здесь в 2006 году был записан альбом *On an Island*, в поддержку которого Гилмор отправился в тур с музыкантами *Pink Floyd*.
В июле 2006 года Сид Барретт, его старый школьный друг, скончался, и в декабре того же года Гилмор выпустил перезаписанную первую песню *Pink Floyd* — «Arnold Layne» — как посвящение Барретту. В записи участвовали клавишник Ричард Райт и глэм-рок музыкант Дэвид Боуи, а само выступление прошло в Королевском Альберт-холле. Этот сингл занял 19-е место в чарте Великобритании и держался там четыре недели.
Перед этим Гилмор дал сольный концерт на фестивале *Meltdown*, запись которого позже вышла на DVD. Поклонники могли насладиться арией Надира «Je Crois Entendre Encore» из оперы Жоржа Бизе *Искатели жемчуга*, а также впервые услышать композицию *Smile*.
В 2015 году телеканал BBC представил документальный фильм *Дэвид Гилмор: широкие горизонты*, где музыкант рассказал о своих ранних годах и о подготовке к выпуску четвёртого сольного альбома.
В 2016 году, спустя 45 лет после записи *Live at Pompeii*, Гилмор вернулся в Помпеи с грандиозным концертом, собравшим более 2600 зрителей в поддержку альбома *Rattle That Lock*. Этот концерт создал атмосферу, сочетающую музыку рока с духом древнего амфитеатра. В сентябре 2017 года запись выступления была представлена в кинотеатрах.
В период самоизоляции 2020 года Гилмор провел серию онлайн-концертов, исполняя песни Сида Барретта и Леонарда Коэна. Вскоре после этого он выпустил новый сингл *Yes, I Have Ghosts*, слова для которого написала его супруга, а дочь Романи выступила в качестве бэк-вокалистки и аккомпанировала на арфе.
Первый брак Дэвида Гилмора был с Вирджинией, известной в музыкальных кругах как Джинджер. Она родилась в Мичигане, работала моделью и увлекалась живописью. Их знакомство произошло в 1971 году за кулисами концерта Pink Floyd в городе Анн-Арбор. Вирджиния пришла на выступление с бойфрендом, который устроил ей встречу с музыкантами. Именно тогда Гилмор и влюбился в Джинджер, что стало судьбоносным для его личной жизни.
Их свадьба состоялась в 1975 году в знаменитой лондонской студии Abbey Road. Пара была вместе более десяти лет и родила четверых детей: Алису, Клару, Сару и Мэттью. Однако в период между 1987 и 1989 годами их брак завершился разводом.
В 1994 году Гилмор женился на своей второй супруге, писательнице и журналистке Полли Сэмсон, которая написала тексты как для сольного творчества музыканта, так и для группы Pink Floyd. Этот союз принес им четверых детей: Джо, Габриэлу, Романи и Чарли.
Чарли стал приемным сыном Гилмора. В 2010 году он привлек внимание своими неординарными поступками, участвуя в беспорядках на территории университетского кампуса и за его пределами. Он бросал мусор в автомобиль принца Чарльза, поджигал здание Верховного суда и висел на флагштоке. На суде Чарли признался в употреблении ЛСД, валиума и виски, и был приговорен к 16 месяцам заключения. Этот скандал вызвал волну возмущения в обществе, но фанаты все же поддержали Гилмора, выражая ему сочувствие.
Весной 2022 года Дэвид Гилмор оказался в центре внимания СМИ, когда объявил о решении удалить свои сольные композиции, а также песни группы *Pink Floyd* со стриминговых сервисов на территории России. Этот шаг вызвал значительный интерес среди поклонников и музыкальной индустрии, демонстрируя, что Гилмор продолжает оставаться активным и принимает важные решения, несмотря на свой почтенный возраст.