Диего Веласкес – известный придворный художник, живший в Испании в эпоху барокко, представитель мадридской школы в момент ее наивысшего расцвета. Его творчество стало основой для рождения импрессионизма и реализма в творчестве Дали и Пикассо. Его работы хранятся в самых крупных мировых музеях.
Полное имя многими любимого художника Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес. Мальчик родился в семье Иеронимы и Хуана Родригеса де Сильва и был крещен 6 июня 1599 года, по всем католическим канонам в храме Святого Петра. Точной даты рождения установить так и не смогли, так как не известно, спустя какое именно время был проведен сам обряд крещения.
Диего был старшим ребенком в семье, где кроме него было еще семеро братьев и сестер. Образование мальчик получил хорошее и оно включала в себя философию и знание нескольких языков. К тому же уже в детстве преподаватели обратили внимание, что ребенок интересуется изящными искусствами. Первые шаги в мире рисование Веласкес сделал в студии принадлежавшей Франсиско де Эррере, когда ему исполнилось десять лет. Этот педагог напрочь игнорировал любые правила и моду на итальянские веяния, распространенные в те времена. О точных сроках обучения не известно. Понятно лишь одно, что был он не долог. Скверный характер педагога был известен всем, и амбициозный и талантливый ученик вряд ли долго смог его терпеть.
Документов на обучение за тот период нет, разве что нашлось упоминание о контракте на шесть лет с другим педагогом.
В двенадцатилетнем возрасте юное дарование оказался подопечным Франсиско Пачеко, который и разглядел в ребенке настоящего гения. С этого момента начался новый виток в биографии. К семнадцати годам Диего уже был совершенно самостоятельным живописцем, мечтающим попасть к королевскому двору. Став художником Диего не редко подписывал работы фамилией матери, это была весьма распространенная практика в Андалусии. Но есть и работы на которых стоит фамилия его отца.
На первом этапе творческой биографии художник на своих картинах изображал самые обычные жизненные ситуации с участием простых людей. В его работах «Завтрак», «Двое юношей у стола», «Старуха, жарящая яйца», написанных в жанре bodegones, можно было увидеть самых обычных людей. К слову сказать, и название жанра в переводе звучит как «харчевня, трактир». Среди учеников данного периода – Хуан де Пареха и Эстебан Мурильо. Когда Диего спросили, почему он рисует именно такие картины он ответил: «Лучше быть первым изображая уродство, чем вторым, рисуя красоту».
1622 год ознаменовался переездом в Мадрид. Юный живописец, заручившись поддержкой и рекомендательным письмом от наставника обратился к Хуану Родригесу де Фонсеке. На тот момент он был архиепископом и обладал возможностью представить Веласкеса ко двору. Фонсеке свел юношу с герцогом Оливаресом, который «на пробу» заказал собственный портрет, а по окончанию работы показал ее монарху, который на аудиенции похвалил живописца.
Через год Диего Веласкес получил привилегию писать портреты испанского короля Филиппа IV и его семьи. Первая картина была готова уже в 1923 году, а сам Веласкес по приказу Его Величества обязан был постоянно проживать на территории Мадрида. Придворная карьера стремительно набирала обороты, молодой художник получал жалование в 20 дукатов ежемесячно, а еще жилье, бесплатное медицинское обслуживание и отдельную плату за каждую написанною им картину.
В 1967 году Диего завоевал победу в конкурсе, в котором участвовали лучшие живописцы всей страны. Стоит отметить, что конкурс был идеей самого короля, а главной темой стала «изгнание мавров». Оценить саму картину сегодня к сожалению, невозможно, так как пожар случившийся в 1734 году ее уничтожил. Со слов же современников и письменных упоминаний известно, что на ней был изображен сам Филипп III, который дубинкой указывал на толпу мавров. Наградой за победу стала должность камергера, а еще через год постоянный придворный художник короля Джеймс Моран умирает, и на его должность назначают молодого Веласкеса.
В 1629 году, получив разрешение на поездку Диего покидает Испанию на полгода. Его путь лежит в Италию, где он знакомиться и изучает работы знаменитых итальянских мастеров. Позднее критики скажут, что его первый визит оказал большое влияние на творчество, но вот с кем именно он встречался и чьи работы его больше всего заинтересовали так и не известно до сегодняшнего дня.
По возвращению на родину, Диего вернулся к своей прежней должности и из-под его кисти стали появляться портреты короля, его семьи и ближайшего окружения. Именно в это период было написано полотно «Урок верховой езды принца Бальтазара Карлоса». На ней виден принц, гарцующий на коне в форме фельдмаршала. Также к этому периоду относится портрет поэта Франсиско де Кеведо, портрет королевы Елизаветы Бурбонской и несколько картин посвященных герцогу Оливаресу. Последние были особым знаком признательности как благодетелю.
Веласкес исправно выполнял работу придворного живописца. За весь придворный период он создал более сорока портретов короля, часто следуя за ним в его путешествиях и завоеваниях. Так он смог запечатлеть монарха верхом, представив Филиппа полководцем во главе огромного войска. К слову сказать, на самом деле последнего и в помине не было.
Были в творчестве живописца и картины, не связанные на прямую с монархом. Среди них портреты шутов и карликов, к которым Веласкес относился с сочувствием и уважением. «Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо» с первого взгляда вы увидите умное лицо, огромный фолиант и перо с чернильницей, что показывает ум и образованность. То, чего зачастую нахватало многим богатым придворным. К картинам этой серии также относятся «Дон Хуан де Калабасас», «Франсиско Лескано» и «Пабло Де Вальядолид».
К тридцатым годам семнадцатого века в коллекции Веласкеса появляется картина на религиозную тематику «Христос на кресте». Картина запечатлела образ Христа в первый момент после его распятия. Спустя еще десятилетие испанский монарх поручил придворному художнику основать в Мадриде первую академию искусств. Испания, где жило много художников была очень богата на картины, однако король решил, что страна остро нуждается и в скульпторах. Именно с целью изучения скульптуры, техники мастеров и для покупки готовых скульптур Веласкес, с позволения короля вновь отправился в путешествие по Италии.
К концу сороковых годов Диего уже успел посетить Милан, Геную и Венецию, где познакомился с творчеством Веронезе, Тинторетто и Тициана. Приобретя понравившиеся работы, испанец направился в Ватикан. Здесь ему предложили сделать портрет Папы Иннокентия Х, который в последствии был нарисован в совершенно не свойственной для Диего манере – техника быстрого письма (manera abreviada).
Агрессивная манера написания и показанная на портрете беспощадность понтифика смутили многих. Однако самому заказчику работа пришлась по вкусу и ее повесили прямо возле двери в кабинет Папы.
1651 год ознаменовал окончание «итальянского» путешествия и возвращение по приказу Филиппа в Испанию. Первое время он занимался составлением каталогов картин и скульптур приобретенных им в период путешествия, к слову сказать их оказалась достаточно много. После этого в творчестве Веласкеса наступает новый период, который выльется в шедевры мирового творчества. Вдохновленный итальянским мотивами и под впечатлением от путешествия Диего все же закончил полотно «Венера с зеркалом». Римская богиня предстает во всей своей красе, томно лежащей на кровати, при этом повернувшись к зрителям спиной. Она смотрит в зеркало, что услужливо придерживает сам купидон. Складки простыни которые якобы скрывают ее наготу лишь подчеркивают женские формы. Художник в работе отдал предпочтение оттенкам серого, красного и белого для женщины, что резко контрастирует с темным цветом шелка и коричневым цветом, выбранным для стены в отражении.
В 1914 году именно эту картину пытались уничтожить вандалы. Мэри Ричардсон легко вошла в лондонскую Национальную галерею, где на тот момент выставлялось полотно, и попыталась разрезать его используя мясной тесак. На картине остались небольшие порезы.
К середине пятидесятых годов семнадцатого века современные искусствоведы отнесли и еще одну работу Диего «Пряхи». Как они утверждают на картине Веласкес изобразил девушек-работниц, которые работают на гобеленовой мастерской. Другая группа специалистов уверена, что на картине изображен сюжет одной популярной на те времена басни, принадлежащей перу Овидия и рассказывающей о смертной Арахне. Девушка рискнула всем и бросила вызов самой Афине во время конкурса ткачества. Картина построена на многослойной сюжетной линии и нарисована в жанре bodegones, характерном для более раннего периода творчества Веласкеса. Сама по себе картина была создана на заказ. Получен он был от дона Педро де Арсе, который занимал должность королевского охотника. Несмотря на тот факт, что картина была в королевской галерее, она чудом спаслась при пожаре 1734 года, хотя ее края и были значительно повреждены. Реставрационные работы велись на протяжении нескольких десятилетий и уже до наших дней «Пряхи» дошла не в первоначальном ее виде. Стоит отметить, что в музее выставляется только подлинная часть картины принадлежащие кисти Веласкеса, восстановленные элементы хоть и есть, но их аккуратно прикрывает рамка.
За несколько лет до своей смерти Диего Веласкес нарисовал несколько портретов королевских отпрысков, которые по праву относятся к лучшим его работам. «Инфанта Маргарита Тереза в синем платье» покоряет неповторимым стилем, мерцающими бликами и эффектом трехмерного пространства.
В личной жизни Диего Веласкеса была только одна женщина Хуана Почеки. Дочка учителя Франсиско Пачеки с которой они поженились 23 апреля 1618 года. Жена подарила великому живописцу двоих детей. К сожалению младшая дочь Игнасия не дожила и до юношеского возраста, скончавшись от болезни еще в детские годы. А вот старшая Франциска счастливо вышла замуж за Хуана Батиста Мартинеса дель Масо. Последний, так же, как и его тесть был художником на службе при королевском дворе. В будущем именно он продолжил развивать традиции и художественный стиль заложенный Веласкесом в его работах. Однако молодой человек хоть и был талантливым не имел той гениальности, что была присуща Веласкесу. Его картины лишь повторяли общие формы не имея глубины. Был еще Хуан де Пареха ученик живописца, ранее бывший толи слугой, толи рабом.
Со сменой власти при дворе, сменился не только придворный художник, но и общий стиль в художественном творчестве. Созданный Веласкесом натурализм и реализм, был вытеснен французским барокко.
Спустя десятилетия к творчеству великого художника за вдохновением обратились импрессионисты и романтики.
В июне 1660 года ничего не предвещало беды. Диего Веласкес, придворный живописец, удостоился чести оформить павильон и выстроить живописную композицию, предназначенную украсить церемонию бракосочетания испанской принцессы Марии Терезии и ее жениха короля Франции Людовика XIV. Сама церемония проходила на острове Фазанов. Который расположился в живописном месте на реке Бидасоа.
Грандиозное мероприятие с огромным размахом и запросами подорвало и так не стабильное здоровье живописца. По возвращению в столицу он почувствовал недомогание и сильный жар. Веласкес понимал, что вскоре покинет этот мир, а потому в присутствии свидетелей составил завещание, в котором исполнение последней воли поручил любимой жене, детям и другу. Последний являлся хранителем всех королевских записей.
В 1660 году, 6 августа Диего Веласкес скончался в своем доме, в кругу семьи. Официальной причиной смерти живописца указана лихорадка. Всего через восемь дней, после похорон Диего, родственники семьи похоронили и его супругу Хуану. Ее могила была рядом с мужем, однако на сегодняшний день найти их точное месторасположение не удалось. Всему виной война с французами в 1811 году, которые на пути завоевания разрушили церковь Сан-Хуан Баутиста, на территории которой и был похоронен великий художник.
Комментарии
опечатка
Хороший материал! Но как же режет глаз неграмотность автора… неточность дат! Зачем экономить на корректоре?!